Действует

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

от 19 июня 2009 года

О состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Российской Федерации

Экономический совет Содружества Независимых Государств решил:

1. Отметить, что доклад "О состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Российской Федерации" (прилагается), подготовленный Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и рассмотренный Комиссией по экономическим вопросам, отражает положительный опыт Российской Федерации в области проведения конкурентной политики, совершенствования антимонопольного законодательства и контроля его исполнения и представляется полезным для других государств - участников СНГ.

2. Направить представленный материал в правительства государств-участников СНГ для информирования заинтересованных министерств и ведомств.

3. Поручить Исполнительному комитету СНГ в месячный срок поместить указанный доклад на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете.

Председатель Экономического совета Содружества Независимых Государств

И.Додон

Доклад "О состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Российской Федерации"

Введение

В основе современной рыночной экономики любого государства лежит конкуренция. Конкуренция побуждает предпринимателей к более эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Политика в области конкуренции является ключевым фактором, определяющим как конкурентоспособность и эффективность предприятий национальной экономики в целом, так и уровень и качество жизни граждан.

Признавая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в последние годы предприняло целый ряд шагов, направленных на повышение эффективности реализуемой им конкурентной политики.

Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством, направленных на обеспечение условий конкуренции, оперативно реагирующих на изменения экономической ситуации, как в стране, так и во всем мире.

Современные международные экономические отношения характеризуются возрастающей глобализацией, проявляющейся в ускорении интеграционных процессов, одновременном росте открытости и взаимозависимости национальной экономики, стремительном развитии информационных технологий, международных товарных и финансовых рынков.

Это предопределяет необходимость перехода государства в реализации своей экономической политики от применения мер торговой защиты отечественных товаропроизводителей к применению эффективных мер регулирования конкурентных отношений. Если ранее деятельность антимонопольных органов была традиционно нацелена на защиту конкуренции между резидентами в пределах национального рынка, то теперь им все чаще приходится сталкиваться со случаями, когда условия конкуренции на отечественных рынках нарушаются в результате операций иностранных компаний или транснациональных корпораций, совершаемых за пределами их юрисдикции.

Существенно повышается роль конкурентной политики в регулировании экономики в современных условиях мирового финансового и экономического кризиса, когда конкурентная политика рассматривается как один из эффективных инструментов преодоления кризисных явлений.

Также следует отметить, что деятельность в области конкурентной политики является неотъемлемым элементом интеграционного развития государств - участников СНГ, обеспечивающим рыночный характер проводимых в этих странах реформ в соответствии с принципами эффективной конкуренции, способствуя тем самым развитию торгово-экономических отношений между государствами.

Особая значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость дальнейшего обеспечения экономической интеграции государств - участников СНГ обусловливают цели, задачи и основные направления конкурентной политики, проводимой в Российской Федерации, а также практической деятельности Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС России), которые отражены в настоящем докладе.

Глава 1. Институциональное обеспечение реализации конкурентной политики в Российской Федерации

1.1. Особенности конкурентной среды в российской экономике

Конкурентная среда на отдельном рынке представляет собой совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на данном рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли.

Благоприятная конкурентная среда высоко оценивается предпринимательским сообществом. По мнению российских предпринимателей, "поддержание благоприятной конкурентной среды" является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как "формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения"(1).

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию. Причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

_____________

(1) "Восприятие и оценка деятельности Федеральной антимонопольной службы экспертным сообществом и населением России", аналитический отчет по результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://www.fas.gov.ru/competition/15168.shtml.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг привела к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка, о чем свидетельствует существенное усиление конкуренции на российском рынке со стороны иностранных компаний в 2004-2007 годах.

Происходит сближение показателей концентрации производства в российской экономике со сравнимыми показателями развитых зарубежных стран: в высококонцентрированных отраслях промышленности в рассматриваемый период концентрация снижается, в то время как в низкоконцентрированных - растет.

Большинство предпринимателей считает вектор изменений, которые происходили в конкурентной среде за 2007 год, положительным (42 % "+" и 22 % "-")(2).

Конкуренция является важным фактором инноваций. Эмпирические исследования деятельности предприятий, испытывающих конкуренцию (особенно тех, которые уже давно существуют на рынке), показывают, что они активно инвестируют в НИОКР и технологии. Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) способствует повышению объемов выпуска продукции и производительности труда.

В то же время существуют и негативные тенденции, влияющие на конкурентную среду в России:

1) ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях других развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень нормы прибыли, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции;

2) несмотря на довольно высокий уровень конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число руководителей предприятий считают, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении в неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20 %, по разным исследованиям, - не сталкиваются с конкуренцией, что свидетельствует о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным;

____________

(2) "Восприятие и оценка деятельности Федеральной антимонопольной службы экспертным сообществом и населением России", аналитический отчет по результатам исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) http://www.fas.gov.ru/competition/15168.shtml.

3) количество предприятий сельского, лесного хозяйства, обрабатывающего производства (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), предприятий по производству машин и оборудования неуклонно сокращается, т.е. возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются;

4) консолидация активов, в том числе зарубежных, крупными российскими компаниями, что создает потенциальную угрозу злоупотребления рыночной властью с их стороны, в том числе и на трансграничных рынках.

Перечисленные факторы подчеркивают необходимость защиты и развития конкуренции на современном этапе экономики Российской Федерации, и Правительством Российской Федерации в последние годы предпринимается целый ряд шагов, направленных на повышение эффективности реализуемой им конкурентной политики.

1.2. Цели, задачи и принципы защиты конкуренции

Основной целью конкурентной политики на современном этапе стало обеспечение социально-экономического развития страны.

Стратегические задачи конкурентной политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении "О стратегии развития России до 2020 года"(3) и включают:

"развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях";

"развитие рыночных институтов и конкурентной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей".

При этом стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов при ее проведении.

Эффективное противодействие антиконкурентным действиям. Особенно это касается пресечения и недопущения злоупотребления доминирующим положением и сговора между хозяйствующими субъектами.

Противодействие указанным явлениям имеет исключительно важное значение для сдерживания инфляционных процессов и обеспечения высоких темпов инновационного развития экономики.

___________

(3) Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года" 8 февраля 2008 года http://www.kremlin.ru.

Содействие снижению барьеров входа хозяйствующих субъектов на рынок.

Снижение барьеров входа на рынок является важным элементом, формирующим нормальные конкурентные условия на рынке, обеспечивающим свободное движение ресурсов в наиболее эффективные сектора экономики. Наличие потенциальной конкуренции является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны хозяйствующих субъектов, уже действующих на рынке.

Обеспечение антимонопольного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и проконкурентного реформирования соответствующих секторов экономики. Для достижения желаемого эффекта от деятельности субъектов естественных монополий нужна сильная конкурентная политика, поскольку велики риски нарушений со стороны компаний, остающихся де-факто монополиями и стремящихся сохранить это положение и получение монопольной ренты.

Обеспечение функции контроля за экономической концентрацией.

Государственный контроль за экономической концентрацией направлен на предупреждение возможности осуществления антиконкурентных действий в результате возникновения или усиления рыночной власти у отдельных компаний или групп компаний.

Обеспечение эффективного контроля в сфере размещения государственных заказов. Данное направление деятельности является важным элементом развития конкуренции. Если государственные закупки превращаются в гарантированные для определенных продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики, неэффективно расходуются бюджетные средства. Для того чтобы это не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения государственного контракта и контроля соблюдения этих процедур.

Обеспечение недопущения недобросовестной конкуренции и эффективного контроля рекламной деятельности. Необходимость пресечения со стороны антимонопольных органов недобросовестной конкуренции, в том числе недобросовестной рекламы, предопределяется возможностью получения путем прямого обмана потребителей необоснованных конкурентных преимуществ по сравнению с добросовестными хозяйствующими субъектами.

Обеспечение оценки принимаемых решений при осуществлении политики государственного регулирования с точки зрения их воздействия на конкуренцию. При осуществлении политики государственного регулирования, в том числе в сфере внешнеторговой деятельности, подготовка решений должна осуществляться с учетом их воздействия на состояние конкуренции на том или ином товарном рынке. Принимаемые решения не должны без особой необходимости ограничивать конкуренцию, только в этом случае у них больше шансов достичь своих целей и повысить благосостояние потребителей.

Обеспечение эффективного международного сотрудничества.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

РЕШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОВЕТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Доклад "О состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Российской Федерации" Глава 1. Институциональное обеспечение реализации конкурентной политики в Российской Федерации 1.1. Особенности конкурентной среды в российской экономике 1.2. Цели, задачи и принципы защиты конкуренции 1.3. Орган, ответственный за реализацию конкурентной политики в Российской Федерации 1.4. Развитие конкурентного законодательства Российской Федерации Глава 2. Деятельность ФАС России по защите и развитию конкуренции 2.1. Практическая деятельность ФАС России в сфере антимонопольного регулирования и контроля 2.1.1. Противодействие монополистической деятельности 2.1.2. Контроль за экономической концентрацией 2.1.3. Государственный контроль ограничивающих конкуренцию актов, действий, соглашений или согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации 2.1.4. Действия, направленные на пресечение недобросовестной конкуренции 2.2. Участие ФАС России в выработке мер по реструктуризации субъектов естественных монополий 2.3. Контроль закупок для государственных и муниципальных нужд 2.4. Контроль за рекламой 2.5. Участие ФАС России в процессе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 2.6. Международное сотрудничество ФАС России 2.7. Адвокатирование конкуренции Глава 3. Актуальные направления развития конкуренции в Российской Федерации на современном этапе

Решение Экономического Совета Содружества Независимых Государств от 19 июня 2009 года
"О состоянии и тенденциях развития конкурентной политики в Российской Федерации"

О документе

Дата принятия: 19/06/2009
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Нет сведений