База данных

Дата обновления БД:

21.10.2017

Добавлено/обновлено документов:

40 / 304

Всего документов в БД:

77954

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Молдова

№583 от 18 июля 2008 года

СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ СЛУЖБЫ ИНФОРМАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА, МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА И ЦЕНТРА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И КОРРУПЦИЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 14 июля 2008 года №44, 249, 91

Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций

Согласовано

Генеральная прокуратура Республики Молдова

Согласовано

Высшая судебная палата

Республики Молдова

Согласовано

Национальное агентство

по регулированию в области

электронных коммуникаций и

информационных технологий

На основании части (2) статьи 4 Закона об оперативно-розыскной деятельности N 45-XIII от 12 апреля 1994 года, части (3) статьи 20 Закона об электронных коммуникациях N 241-XVI от 15 ноября 2007 года, в целях обеспечения выполнения функций, возложенных законом на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с соблюдением принципа законности, основных прав и свобод человека, а также осознавая тот факт, что осуществление прослушивания электронных коммуникаций представляет собой важное средство защиты интересов национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и нарушений, защиты прав, свобод и достоинства иных лиц, недопущения разглашения конфиденциальной информации или гарантирование авторитета и беспристрастности правосудия, ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций (прилагается).

2. Службе информации и безопасности, Министерству внутренних дел, Центру по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией в 5-дневный срок назначить сотрудников, ответственных за обеспечение взаимодействия с поставщиками сетей и/или услуг электронных коммуникаций при организации оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций, и сообщить их данные поставщикам сетей и/или услуг электронных коммуникаций.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова, за исключением пункта 19 инструкции, который вступит в силу 1 января 2010 года.

4. В день вступления в силу настоящего приказа отменяется совместный приказ Службы информации и безопасности, Министерства внутренних дел, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией N 23/138/39 от 12 апреля 2007 года "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в фиксированной и мобильной сетях телефонной связи" (Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., N 90-93, статья 413), с последующими изменениями и дополнениями.

 

ДИРЕКТОР СЛУЖБЫ

ИНФОРМАЦИИ И БЕЗОПАСНОСТИ

 

Артур Решетников

МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Валентин Межински

ДИРЕКТОР ЦЕНТРА ПО БОРЬБЕ

С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ

ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И КОРРУПЦИЕЙ

 

 

Серджиу Пушкуца

Приложение

к Совместному приказу Службы информации и безопасности, Министерства внутренних дел и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией от 14 июля 2008 года №44,249,91

Инструкция о порядке организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций

I. Общие положения

1. Настоящая инструкция разработана на основании части (2) статьи 4 Закона об оперативно-розыскной деятельности N 45-ХIII от 12 апреля 1994 года, части (3) статьи 20 Закона об электронных коммуникациях N 241-XVI от 15 ноября 2007 года, других нормативных актов и регламентирует порядок организации проведения оперативно-розыскных мероприятий "Прослушивание телефонных и иных переговоров", "Контроль телеграфных и иных сообщений", "Снятие информации из учреждений электронных коммуникаций" в сетях электронных коммуникаций.

2. Оперативно-розыскные мероприятия в сетях электронных коммуникаций (далее - оперативно-розыскные мероприятия) осуществляются с соблюдением правил конспирации в соответствии с положениями статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международными требованиями и правилами пользователя, введенных Резолюциями Совета Европейского Союза от 17 января 1995 года, о легальном прослушивании телекоммуникаций (96/С 329/01) и N 9194/01 от 20 июня 2001г. об оперативных нуждах правоохранительных органов относительно общественных телекоммуникационных сетей и услуг ENFOPOL 55, статей 4 и 30 Конституции Республики Молдова, статей 303 и 304 Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова, в соответствии с законами об оперативно-розыскной деятельности, о Службе информации и безопасности Республики Молдова, о полиции, о Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, другими нормативными актами и настоящей инструкцией.

3. Поставщики сетей и/или услуг электронных коммуникаций (далеепоставщики) в качестве собственников оборудования электронных коммуникаций и сопутствующей инфраструктуры в соответствии со статьей 15/1 Закона об оперативно-розыскной деятельности и части (3) статьи 20 Закона об электронных коммуникациях обязаны оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при выполнении возложенных на них законом функций, обеспечивать необходимые технические условия для проведения уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций, а также принимать меры по недопущению раскрытия содержания, методов и тактики проведения этих мероприятий.

II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий "Прослушивание телефонных и иных переговоров" и "Контроль телеграфных и иных сообщений"

4. Оперативно-розыскные мероприятия "Прослушивание телефонных и иных переговоров" и "Контроль телеграфных и иных сообщений" (далеепрослушивание переговоров) санкционируются и проводятся в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, статьями 303 и 304 Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова, Международными требованиями и правилами пользователя (указанными в пункте 2).

5. Оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные пунктом 4 настоящей инструкции, проводятся исключительно Службой информации и безопасности Республики Молдова (в дальнейшем - СИБ), Министерством внутренних дел (в дальнейшем - МВД) и Центром по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией (в дальнейшем - ЦБЭПК) в рамках закона и только в случаях необходимости в целях обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, поддержания правового порядка, предотвращения и раскрытия тяжких, особо тяжких и чрезвычайно тяжких преступлений, для охраны здоровья, защиты моральности или защиты прав и свобод иных лиц.

6. Техническое обеспечение прослушивания телефонных переговоров, контроля телеграфных и иных сообщений посредством сетей электронных коммуникаций производится исключительно специализированным подразделением СИБ с использованием специальных технических средств, подключенных к оборудованию поставщика. Подлежащий перехвату сигнал или пакет данных передается в режиме реального времени уполномоченным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или следственным органам для записи и воспроизведения переговоров и сообщений на бумажном носителе.

7. Порядок взаимодействия между СИБ, уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и следственными органами в целях технического обеспечения прослушивания телефонных переговоров, контроля телеграфных и иных сообщений посредством электронных коммуникаций устанавливается Регламентом о порядке взаимодействия между СИБ, уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и следственными органами в области прослушивания электронных коммуникаций, утвержденным директором СИБ и согласованным с Высшей судебной палатой и Генеральной прокуратурой.

8. В целях технического обеспечения СИБ для прослушивания переговоров поставщики, вне зависимости от типа собственности, обязаны:

1) по требованию СИБ и/или по собственной инициативе предоставлять в течение 5 рабочих дней данные:

a) о производителе, виде и технических характеристиках используемого оборудования;

b) о схемах расположения оборудования в помещениях поставщиков, а также о кабельных соединениях между составными частями данного оборудования;

c) о физической и логической топологии электронных коммуникаций;

d) о месте расположения репитеров и каналов, используемых в зонах покрытия;

e) о протоколе, используемом между составными частями оборудования поставщиков, о типе и величине интервала передачи сигнала;

f) о проектах по модернизации, расширению или выводу из эксплуатации оборудования поставщиков;

g) другие данные, необходимые для проектирования, установки и подключения специального оборудования;

2) обеспечить выполнение условий общей авторизации, правил взаимоподключения сетей и доступа к ним и/или услуг связи, а также требований, установленных Национальным агентством по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий по согласованию с СИБ, к сетям электронных коммуникаций и сопутствующей инфраструктуры для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

3) обеспечить свободный и оперативный доступ специализированных подразделений СИБ ко всем интерфейсам оборудования поставщиков, к собственным сетям электронных коммуникаций, обеспечить технические условия и данные, необходимые для подключения специального оборудования, предназначенного для отбора абонентов, указанных в определении судьи по уголовному преследованию, и прослушивания переговоров;

4) обеспечить постоянные и непрерывные технические условия, необходимые для подключения и функционирования специальных технических средств, предназначенных для отбора абонентов и прослушивания переговоров в режиме реального времени и в полном объеме в том, что касается:

а) соответствия спецификации оборудования поставщика формату специальных технических средств;

b) возможности поставщика подключить специальные технические средства через стационарное соединение или через коммутатор;

5) обрабатывать и передать сигналы и пакеты данных в узел сети электронных коммуникаций поставщика, к которому будут подключены специальные технические средства;

6) обеспечить доступ ко всем субъектам прослушивания, которые временно или постоянно пользуются одной из систем электронной связи;

7) обеспечить расположение помещений, при котором специальное оборудование подключается к интерфейсам оборудования поставщиков, на расстоянии максимум 25 м от помещения с оборудованием поставщика и с уровнем сигнала интерфейса оборудования не меньше 20 dB от первоначального уровня. В отсутствие таких возможностей поставщики обеспечивают установку усилительных блоков, соединительных кабелей и других необходимых элементов;

8) обеспечить защиту специального оборудования, установленного в помещениях поставщиков, от хищения и несанкционированного доступа в условиях, предусмотренных для защиты оборудования поставщиков. Доступ в данные помещения имеют исключительно ответственные офицеры информации и безопасности, уполномоченные директором СИБ;

9) обеспечить на договорной основе постоянное снабжение электрической энергией для питания специального оборудования;

10) предоставлять ежемесячно, а по требованию в оперативных целях и чаще обновленные базы данных абонентов (которые обязательно содержат соотношение номеров ASDN и IMSI, имя владельца, если известно, владельцев стационарных IP адресов, соотношение изменяющихся IP адресов с владельцами этих IP адресов) в электронном формате, а также другую необходимую информацию для выполнения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций;

11) обновлять и/или расширять сети электронных коммуникаций и сопутствующую инфраструктуру так, чтобы не помешать непрерывному процессу выполнения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций. В случае, если обновление, или расширение сети электронных коммуникаций или сопутствующей инфраструктуры может помешать выполнению оперативно-розыскных мероприятий, сдача в эксплуатацию последних состоится одновременно с установкой дополнительного оборудования, необходимого для подключения специального технического оборудования и настройки формата для передачи сообщений в формате, допустимом специальными техническими средствами.

9. В целях организации и технического обеспечения осуществления прослушивания переговоров СИБ обязана:

1) обеспечить законность осуществления прослушивания переговоров;

2) подключить специальное оборудование к интерфейсам оборудования поставщиков с целью отбора абонентов и прослушивания переговоров. Специальное оборудование проектируется и функционирует таким образом, чтобы не нарушить нормальную работу оборудования поставщиков;

3) наладить по условиям пункта 8 подпункта 7 данной инструкции, за свой счет, сети для передачи перехваченных переговоров своему специализированному подразделению и в дальнейшем другим специализированным подразделениям уполномоченных органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, или следственным органам;

4) обеспечить запись, использование и хранение перехваченных переговоров в установленном порядке;

5) обеспечить в режиме реального времени передачу сигнала для прослушивания уполномоченному органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, или следственному органу для записи и воспроизведения переговоров и сообщений на бумажном носителе;

6) обеспечить конфиденциальность данных, предоставляемых поставщиками;

7) оплачивать расходы за электрическую энергию, используемую для питания специальных технических средств и других обязательных коммунальных услуг за использование помещений, в которых специальные технические средства подключаются к интерфейсам оборудования поставщиков.

10. Схемы по подключению специального оборудования разрабатываются для каждого поставщика в отдельности, исходя из технических параметров оборудования поставщика и специального оборудования.

11. Порядок и график выполнения работ по проектированию и внедрению схем подключения устанавливаются в соответствии с планом взаимодействия, подписанным отдельно между СИБ и поставщиком.

12. Одновременно со сдачей в эксплуатацию поставщиком новых технических средств или оборудования, внедрением новых технологий, прекращением использования, обновлением и/или расширением сетей электронных коммуникаций и сопутствующей инфраструктуры СИБ совместно с поставщиком определяют необходимость создания нового плана сотрудничества.

13. Специализированное подразделение СИБ осуществляет прослушивание переговоров лишь на основании и в соответствии с определением судьи по уголовному преследованию о санкционировании прослушивания.

14. Определение судьи по уголовному преследованию передается для исполнения специализированному подразделению СИБ. Мотивированное постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ходатайство прокурора, определение судьи по уголовному преследованию, а также материалы, послужившие основанием для принятия решения об осуществлении прослушивания переговоров, не предоставляются поставщикам и хранятся соответственно у уполномоченного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или у органа уголовного преследования, у уполномоченного прокурора и у судьи по уголовному преследованию.

15. Ответственность за законность прослушивания переговоров несет уполномоченный орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, или орган уголовного преследования, получивший санкцию судьи по уголовному преследованию.

III. Проведение оперативно-розыскного мероприятия "Снятие информации из учреждений электронных коммуникаций"

16. Оперативно-розыскное мероприятие "Снятие информации из учреждений электронных коммуникаций" санкционируется и осуществляется в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, статьями 303 и 304 Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова.

17. Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 16 данной инструкции, проводится исключительно СИБ, МВД и ЦБЭПК в рамках закона и только в случаях, если данные мероприятия необходимы для обеспечения национальной безопасности, общественного порядка, экономического благосостояния страны, поддержания правопорядка, предотвращения или раскрытия тяжких, особо тяжких и чрезвычайно тяжких преступлений, для охраны здоровья, защиты нравственности, или для защиты прав и свобод иных лиц.

18. Проведение оперативно-розыскного мероприятия "Снятие информации из учреждений электронных коммуникаций" предусматривает обязанность поставщиков сохранять и предоставлять в соответствии с законом уполномоченным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, всю имеющуюся информацию, сгенерированную или обрабатываемую в процессе оказания поставщиком собственных услуг электронных коммуникаций, необходимых для выявления и отслеживания источника электронных коммуникаций, определения адресата, типа, даты, времени и длительности электронного сообщения, определения оборудования электронных коммуникаций пользователя или иного аппарата, использованного для связи, установление координат терминального оборудования мобильной связи, в особенности, что касается:

1) владельцев телефонных номеров (фамилия, имя, место жительства);

2) телефонных номеров, зарегистрированных на имя определенного лица;

3) услуг электронных коммуникаций, оказанных пользователю;

4) источника электронных коммуникаций (номер телефона вызывающего абонента; фамилия, имя и место жительства абонента или зарегистрированного пользователя);

5) назначения электронной коммуникации (номер телефона вызываемого абонента; номер телефона, на который был переадресован звонок, в случае предоставления дополнительных услуг, таких, как переадресация или перевод звонков; фамилия, имя и место жительства абонента или зарегистрированного пользователя);

6) типа, даты, времени и продолжительности электронной коммуникации, включая безответные звонки. Под безответным звонком подразумевается сообщение, вследствие которого телефонный звонок был подключен, но не последовало ответа или были неполадки на линии связи;

7) оборудования электронных коммуникаций пользователя или другого устройства, используемого для связи (коды IMSI и IMEI мобильных телефонов вызывающего и вызываемого абонентов; в случае предоставления анонимных предоплаченных услуг - дата и время начала активации услуги и наименование соты (Cell ID), с которой была активирована услуга, а также любые другие данные, позволяющие идентифицировать пользователя услуги);

8) места нахождения оборудования мобильной связи (наименование соты (Cell ID) с момента установки связи; географическое расположение соты со ссылкой на наименование соты, в период сбора данных);

9) владельцы стационарных и нестационарных IP адресов (фамилия, имя, адрес, название фирмы, юридический адрес и т.д.);

10) журналы учета, составленные или обработанные в процессе постановления пользователям услуг электронных коммуникаций, необходимых для определения и отслеживания источника электронных коммуникаций.

19. Информация, относящаяся к услугам мобильной или фиксированной телефонной связи, будет храниться не менее одного года, а относящаяся к сети Интернет - не менее шести месяцев.

20. Информация, указанная в пункте 18, предоставляется поставщиком на основании выписки из определения судьи по уголовному преследованию о санкции на снятии соответствующей информации. Информация предоставляется в письменном виде в кратчайший срок, но не позднее 5 рабочих дней. В случаях, не терпящих отлагательства, что может привести к совершению преступления, информация предоставляется в устной форме в течение 5 часов с последующим письменным подтверждением.

21. Ответы поставщиков на запросы уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляются в единственном экземпляре.

22. Номер и дата определения судьи по уголовному преследованию и ответы поставщиков регистрируются поставщиками в специальных журналах.

23. Мотивированное постановление о снятии информации из учреждений электронных коммуникаций, ходатайство прокурора и определение судьи по уголовному преследованию, а также материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся, соответственно, у уполномоченного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, у уполномоченного прокурора и у судьи по уголовному преследованию.

IV. Организация взаимодействия и обеспечение конфиденциальности при проведении оперативно-розыскных мероприятий

24. В целях обеспечения взаимодействия с поставщиками при организации проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций уполномоченные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, назначают приказами ответственных сотрудников, чьи имена сообщают поставщикам.

25. Сотрудники уполномоченных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, несут ответственность за законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение учета, хранения и использования информации, за функционирование специального оборудования и сетей электронных коммуникаций.

26. К выполнению работ по обслуживанию коммутационных центров поставщиков, а также к исполнению запросов уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается определенное и строго ограниченное количество сотрудников поставщика, имена которых сообщаются указанным органам в течение 5 рабочих дней со дня их назначения на соответствующую должность.

27. Ответственные сотрудники поставщиков подписывают обязательство о неразглашении информации, относящейся к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, а также иной информации, ставшей им известной в связи с проведением уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативных мероприятий и исполнению запросов.

28. Сотрудники поставщиков несут ответственность за обеспечение учета и хранения информации, за своевременное исполнение запросов уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также за разглашение информации ограниченного доступа, ставшей им известной в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

29. Поставщики обеспечивают ведение и хранение специальных журналов, предусмотренных в пункте 22, согласно требованиям по защите информации ограниченного доступа. Доступ пользователей, третьих лиц, а также сотрудников поставщиков, которые не участвуют в исполнении запросов уполномоченных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, запрещен.

V. Контроль за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий

30. Контроль за законностью проведения уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций, в части их касающейся, осуществляется руководством данных органов, прокурорами, наделенными такой функцией, судьей по уголовному преследованию, который санкционировал данные мероприятия, а также парламентской комиссией по национальной безопасности, обороне и общественному порядку, в установленном законом порядке.

31. В случае, если поставщики располагают данными, ставящими под сомнение законность проведения уполномоченными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-розыскные мероприятия в сетях электронных коммуникаций, они могут сообщить эти данные руководству указанных органов, прокурору, судье по уголовному преследованию или парламентской комиссии по национальной безопасности, обороне и общественному порядку.

32. В случае, если пользователи сетей и/или услуг электронных коммуникаций полагают, что их переговоры незаконно прослушиваются, они могут обратиться с соответствующей жалобой (с конкретными доказательствами) к руководству указанных органов, прокурору или судье по уголовному преследованию в установленном законом порядке.

Совместный Приказ Службы информации и безопасности Республики Молдова, Министерства внутренних дел Республики Молдова и Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией Республики Молдова от 14 июля 2008 года №44,249,91
"Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий в сетях электронных коммуникаций"

О документе

Номер документа:44
Дата принятия: 14/07/2008
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 583 от 18/07/2008
Начало действия документа:25/07/2008
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Monitorul Oficial №134-137 от 25 июля 2008 года