Действует

(Закон изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.12.2019 №280-З)
(см. предыдущую редакцию)

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 16 июля 2008 года №405-З

О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

(В редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь от 28.08.2012 г. №428-З, Законов Республики Беларусь от 18.12.2019 г. №280-З, 08.12.2022 г. №222-З)

Принят Палатой представителей 27 июня 2008 года

Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года

Настоящий Закон направлен на определение правовых, организационных и экономических основ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

1.1. безопасность жилищно-коммунальной услуги - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя этой жилищно-коммунальной услуги, а также окружающей среде;

1.2. жилищно-коммунальные услуги - услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и (или) нежилых, вспомогательных помещений, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро-, теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и иные жилищно-коммунальные услуги, оказываемые в соответствии с договорами;

1.3. исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги;

1.4. качество жилищно-коммунальной услуги - совокупность свойств и характеристик жилищно-коммунальной услуги, относящихся к ее способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (функциональная пригодность, надежность, безопасность условий проживания и др.);

1.5. недостаток жилищно-коммунальной услуги - несоответствие жилищно-коммунальной услуги обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требования к качеству такой услуги, иным актам законодательства, условиям договора;

1.6. потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее жилищно-коммунальные услуги или пользующееся жилищно-коммунальными услугами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

1.7. уполномоченное лицо по управлению общим имуществом совместного домовладения (далее - уполномоченное лицо) - организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом в целях управления общим имуществом совместного домовладения, организации оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, за исключением услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электроснабжения, а также для осуществления иных функций, определенных законодательством.

2. Иные термины, применяемые в настоящем Законе, используются в значениях, определенных Жилищным кодексом Республики Беларусь.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

1. Отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг основываются на Конституции Республики Беларусь и регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. Настоящий Закон распространяет свое действие на отношения между товариществом собственников или организацией застройщиков (далее - организация собственников) и потребителями в случае, если организация собственников организовывает оказание жилищно-коммунальных услуг путем заключения договоров с исполнителями.

3. К отношениям между исполнителем и потребителем, между уполномоченным лицом и потребителем, не урегулированным настоящим Законом, применяется законодательство о защите прав потребителей.

4. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

1. Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции и включают в себя:

1.1. определение и реализацию государственной политики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

1.2. установление и обеспечение соблюдения государственных минимальных социальных стандартов в области жилищно-коммунального обслуживания, требований законодательства относительно объемов и качества жилищно-коммунальных услуг;

1.3. государственное регулирование тарифов на отдельные жилищно-коммунальные услуги;

1.4. содействие развитию конкуренции при оказании жилищно-коммунальных услуг;

1.5. государственную поддержку населения в соответствии с законодательными актами при оплате жилищно-коммунальных услуг;

1.6. определение порядка оказания жилищно-коммунальных услуг;

1.7. иные меры, предусмотренные законодательными актами.

2. Президент Республики Беларусь в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг:

2.1. определяет единую государственную политику;

2.2. осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами.

3. Совет Министров Республики Беларусь в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг:

3.1. определяет перечень дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные термины и их определения Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 3. Государственное регулирование и управление в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 4. Виды жилищно-коммунальных услуг Статья 5. Участники отношений в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Глава 2. Права потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 6. Права потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 7. Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 8. Право потребителя на информацию об исполнителе, уполномоченном лице, организации собственников и оказываемых и (или) организуемых ими жилищно-коммунальных услугах Статья 9. Право потребителя на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах Статья 10. Перерывы в оказании коммунальных услуг Статья 11. Выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе Статья 12. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных услуг Статья 13. Право потребителя на надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг Глава 3. Оказание жилищно-коммунальных услуг Статья 14. Правовые основы оказания жилищно-коммунальных услуг Статья 15. Договор на оказание жилищно-коммунальных услуг Статья 16. Договор на управление общим имуществом совместного домовладения Статья 17. Изменение и расторжение договора на оказание жилищно-коммунальных услуг, договора на управление общим имуществом совместного домовладения Глава 4. Порядок рассмотрения требований в области жилищно-коммунальных услуг. Ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 18. Порядок рассмотрения исполнителем требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием их с недостатками Статья 19. Порядок рассмотрения уполномоченным лицом, организацией собственников требований потребителя в связи с неоказанием жилищно-коммунальных услуг либо оказанием их с недостатками Статья 20. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Глава 5. Государственная защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 21. Государственные органы, осуществляющие защиту прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 22. Полномочия Министерства жилищно-коммунального хозяйства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 23. Полномочия Министерства антимонопольного регулирования и торговли в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 24. Полномочия Министерства энергетики в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Статья 25. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг Глава 6. Заключительные положения Статья 26. Переходные положения

Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 года №405-З
"О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"

О документе

Номер документа:405-З
Дата принятия: 16.07.2008
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.01.2009
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 28 июля 2008 года, №175, 2/1502

Редакции документа

Текущая редакция принята: 08.12.2022  документом  Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг № 222-З от 08.12.2022
Вступила в силу с: 11.12.2022


Редакция от 18.12.2019, принята документом Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг № 280-З от 18/12/2019
Вступила в силу с: 29.06.2020


Редакция от 28.08.2012, принята документом Жилищный кодекс Республики Беларусь № 428-З от 28/08/2012
Вступила в силу с: 02.03.2013


Первоначальная редакция от 16.07.2008