Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 17 октября 2002 года №17-рп/2002

По делу о конституционном представлению 50 народных депутатов Украины по официальному толкованию положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины (о полномочиях Верховной Рады Украины)

Дело №1-6/2002

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Скоморохи Виктора Егоровича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Козюбры Николая Ивановича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мироненко Александра Николаевича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевич,

Тимченко Ивана Артемьевича,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича - судья-докладчик,

при участии представителя субъекта права на конституционное представление Шишкина Виктора Ивановича - народного депутата Украины (на время обращения в Конституционный Суд Украины), а также Селиванова Анатолия Александровича - Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины, Носова Владислава Васильевича - Постоянного представителя Президента Украины в Конституционном Суде Украины,

рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении 50 народных депутатов Украины по официальному толкованию положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины.

Поводом для рассмотрения дела согласно статье 39 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление народных депутатов Украины.

Основанием для рассмотрения дела согласно части первой статьи 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в официальной интерпретации положений указанных статей Конституции Украины.

Заслушав судью-докладчика Шаповала В.М., объяснения Шишкина В.И., Селиванова А.О., Носова В.В. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 50 народных депутатов Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством дать официальное толкование положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины.

Народные депутаты Украины обосновывают свое ходатайство тем, что приведенные в конституционном представлении статьи Конституции Украины содержат положения, которые не определены однозначно, не конкретизированы, а поэтому при применении возникают противоречия по их точному смыслу и содержанию.

В письме Председателя Верховной Рады Украины указано, что Конституция Украины установила общие условия, при которых парламент является полномочным. Соблюдение этих условий является необходимым и достаточным для признания деятельности Верховной Рады Украины правочинной. Процедурные вопросы работы парламента, по мнению Председателя Верховной Рады Украины, должны быть урегулированы законом о регламенте Верховной Рады Украины. Вместе с тем официальное толкование положений статей Конституции Украины, указанных в конституционном представлении, является необходимым для обеспечения четкой правовой основы работы Верховной Рады Украины.

В письме Президента Украины указано, что поднятые в конституционном представлении вопросы являются предметом законодательного регулирования и не относятся к полномочиям Конституционного Суда Украины.

2. Народные депутаты Украины обращаются в Конституционный Суд Украины с ходатайством разъяснить: "Что такое Верховная Рада Украины как орган (законодательной) власти (статья 75) В чем состоит юридическое содержание категории "орган" (в данном случае - для Верховной Рады Украины)? Какие формально-юридические признаки предоставляют определенному количеству народных депутатов Украины право действовать как орган государственной (законодательной) власти и осуществлять все полномочия и функции, определенные Конституцией Украины?"

Конституционный Суд Украины в официальном толковании положений статьи 75 Конституции Украины исходит из того, что народ как носитель суверенитета и единственный источник власти осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая статьи 5 Конституции Украины).

Верховная Рада Украины определена в статье 75 Конституции Украины парламентом - единственным органом законодательной власти в Украине. Как орган государственной власти Верховная Рада Украины является коллегиальным органом, который составляют четыреста пятьдесят народных депутатов Украины. Полномочия Верховной Рады Украины реализуются совместной деятельностью народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий. Определение Верховной Рады Украины единственным органом законодательной власти означает, что ни один другой орган государственной власти не уполномочен принимать законы. Верховная Рада Украины осуществляет законодательную власть самостоятельно, без участия других органов.

Однако участниками законодательного процесса на его соответствующей стадии, а следовательно, участниками законотворчества, являются определенные в части первой статьи 93 Конституции Украины субъекты права законодательной инициативы в Верховной Раде Украины - в частности Президент Украины и Кабинет Министров Украины. Кроме того, частью второй статьи 94 Конституции Украины установлено, что Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению, и официально обнародует его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями Верховной Раде Украины для повторного рассмотрения, т.е. реализует право вето. Без преодоления вето невозможно последующее подписание и официальное обнародование закона Президентом Украины, а после тоговведение закона в действие. Реализация права законодательной инициативы и права вето означает только участие соответствующих органов в осуществлении собственно парламентской функции законотворчества.

Верховная Рада Украины по своей природе является представительским органом государственной власти, который согласно части первой статьи 76 Конституции Украины составляют четыреста пятьдесят народных депутатов Украины - граждан Украины, избранных на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Формирование путем прямых выборов и функционирование на основах коллегиальности обеспечивают Верховной Раде Украины характер представительского органа.

Особая связь также существует между полномочиями отдельного народного депутата Украины и компетенцией Верховной Рады Украины в целом. Наличие уполномоченного парламента зависит от выполнения определенных требований, адресованных народным депутатам Украины, от наличия у них полномочий. Статья 79 Конституции Украины содержит требование принятия народными депутатами Украины присяги и оговорки о потере мандата в случае отказа принять присягу. В то же время установлено, что полномочия народных депутатов Украины начинаются с момента принятия присяги. Следовательно, реализация полномочий Верховной Рады Украины возможна при наличии полномочий народных депутатов Украины.

Указанное в Конституции Украины количество - четыреста пятьдесят народных депутатов Украины - является верхней границей количественного состава Верховной Рады Украины. Это не исключает, что реальное количество избранных и полномочных народных депутатов Украины в силу различных обстоятельств по результатам выборов может оказаться меньшим или сократиться в процессе функционирования парламента вследствие досрочного прекращения полномочия народных депутатов Украины в предусмотренных Конституцией Украины случаях. Такое уменьшение состава Верховной Рады Украины, если при этом не нарушается граница количественного состава (триста полномочных народных депутатов Украины), не может считаться основанием для прекращения ее работы, поскольку она как представительский орган работает по демократическому принципу принятия решений не единогласно, а конституционно определенным большинством (статья 91 Конституции Украины).

Следовательно, Верховная Рада Украины является полномочной, т.е. приобретает способности (становится дееспособной) принимать законы и реализовать другие свои конституционно определенные полномочия, при условии избрания не менее чем двух третей ее конституционного состава (часть вторая статьи 82 Конституции Украины). Это конституционное положение и уполномочивает определенное количество граждан, избранных народными депутатами Украины (триста и больше), которые после принятия присяги перед открытием первой сессии новоизбранного парламента приобрели полномочия, совместно действовать как Верховная Рада Украины - единственный орган законодательной власти. В случае избрания меньше трех четвертых от ее конституционного состава Верховная Рада Украины будет неполномочной принимать только решение об устранении Президента Украины с поста в порядке импичмента (часть шестая статьи 111 Конституции Украины).

Конституционный Суд Украины, решая поднятый в конституционном представлении вопрос, исходит также из того, что Конституция Украины различает деятельность народных депутатов Украины, когда они коллективно осуществляют определенные полномочия (инициирование вопроса об ответственности Кабинета Министров Украины, обращении в Конституционный Суд Украины, инициирование законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины и тому подобное), и совместной деятельности народных депутатов Украины, которой осуществляются полномочия Верховной Рады Украины как коллегиального органа государственной власти.

Согласно части первой статьи 82 Конституции Украины Верховная Рада Украины работает сессионно, то есть в течение определенных периодов - сессий, на которые она собирается в определенные Конституцией Украины сроки: на первую сессию - не позже чем на тридцатый день после официального объявления результатов выборов (часть третья статьи 82), на очередные сессии - в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждый год (часть первая статьи 83). Во время сессий согласно части второй статьи 84 Конституции Украины решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования. Поэтому совместная деятельность народных депутатов Украины в режиме функционирования единственного органа законодательной власти - парламента - возможна только на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий и недопустима вне этих заседаний и за границами сессий.

Следовательно, по смыслу Конституции Украины Верховная Рада Украины как представительский орган государственной власти - парламент - является единственным органом законодательной власти, который имеет коллегиальный характер и состоит из четырехсот пятидесяти народных депутатов Украины, избранных сроком на четыре года на основании общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования, и является полномочной при условии избрания не менее чем двух третьих от ее конституционного состава. Полномочия Верховной Рады Украины осуществляются совместной деятельностью народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий.

3. Поднимая вопрос об официальном толковании положения части первой статьи 82 Конституции Украины, согласно которому Верховная Рада Украины работает сессионно, субъект права на конституционное представление обращается с ходатайством разъяснить, что означают в юридическом значении термины "сессия" и "заседание" Верховной Рады Украины, и при каких условиях сессия и заседание Верховной Рады Украины являются полномочными.

В конституционном представлении этот вопрос связывается, в частности, с необходимостью определения, имеет ли конституционное требование избрания не менее чем двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины "одномоментный характер, который заключается в том, что юридическим следствием этого является только установление факта формирования Верховной Рады как органа, или такое ее качество (полномочность, обусловлено наличием не менее чем двух третей от ее конституционного состава) имеет стабильный (перманентный) характер и распространяется на весь период деятельности сформированного органа, что требует постоянного физического присутствия в таких формах работы Верховной Рады Украины как сессия но заседание такого же самого количества народных депутатов, которое было необходимая для обретения Верховной Радой качества полномочного органа?"

Председатель Верховной Рады Украины соглашается с тем, что Конституция Украины не дает однозначного ответа на вопрос, при каких условиях сессия Верховной Рады Украины является полномочной, и считает, что "подтверждение полномочными сессий Верховной Рады Украины не оговаривается наличием определенного количества народных депутатов Украины во время сессионной работы парламента". По мнению Председателя Верховной Рады Украины, анализ статей 82, 83, 84 Конституции Украины предоставляет возможность прийти к выводу, что сессия в юридическом значении означает основную организационно-правовую форму работы Верховной Рады Украины как коллегиального органа законодательной власти.

Решая поставленные в конституционном представлении вопросы, Конституционный Суд Украины исходит из того, что в Конституции Украины термины "сессия" и "сессионно" используются для характеристики функционирования Верховной Рады Украины относительно ее деятельности. Положение части первой статьи 82 Конституции Украины, согласно которому Верховная Рада Украины "работает сессионно", нужно понимать так, что она работает не непрерывно, а во время определенных периодов - сессий, на которые она собирается в конституционно определенные сроки, как правило, дважды в год.

Именно во время сессий проводятся пленарные заседания Верховной Рады Украины, заседания ее комитетов и комиссий. Верховная Рада Украины на сессионный период определяет круг вопросов, которые подлежат рассмотрению и решению, составляет повестку дня очередной сессии, а также определяет дни и недели пленарных заседаний, работы комитетов и комиссий, работы народных депутатов Украины в избирательных округах, устанавливает количество и продолжительность ежедневных пленарных заседаний парламента и тому подобное.

С сессионным характером работы Верховной Рады Украины Конституция Украины связывает и определенные особенности осуществления ее полномочий. Например, вопрос об ответственности Кабинета Министров Украины не может рассматриваться Верховной Радой Украины более одного раза в течение одной очередной сессии (часть вторая статьи 87 Конституции Украины). Вопрос о внесении изменений в Конституцию Украины должен быть рассмотрен и решен на двух очередных сессиях Верховной Рады Украины последовательно (статья 155 Конституции Украины).

Пленарные заседания - основная форма деятельности Верховной Рады Украины как единственного органа законодательной власти во время ее сессий. Это - регулярные собрания народных депутатов Украины в определенное время и в определенном месте, которые проводятся по установленной процедуре. На них рассматриваются вопросы, отнесенные Конституцией Украины к полномочиям Верховной Рады Украины, и принимаются соответствующие решения по этим вопросам путем голосования народных депутатов Украины.

Следовательно, сессии и заседания Верховной Рады Украины не являются органами и потому не могут иметь собственных полномочий. В связи с этим вопрос о полномочности сессий или заседаний Верховной Рады Украины с юридической точки зрения содержательно совпадает с вопросом о полномочность Верховной Рады Украины при принятии того или другого решения на ее пленарном заседании во время определенной сессии.

Как указывалось, Верховная Рада Украины является полномочной, то есть приобретает способность принимать законы и реализовать другие свои конституционно определенные полномочия, при условии избрания не менее чем двух третей от ее конституционного состава. Это конституционное требование является условием полномочности Верховной Рады Украины в течение всего периода созыва и не может рассматриваться только как основание для открытия ее первого заседания первой сессии. В случае уменьшения по любым причинам состава парламента до количества, меньшего чем триста народных депутатов Украины, деятельность Верховной Рады Украины должна быть приостановлена до принятия присяги надлежащим числом соответственно избранных народных депутатов Украины.

В то же время Конституция Украины не предусматривает, как сформулировано в конституционном представлении, "постоянного физического присутствия" на заседаниях Верховной Рады Украины такого же количества народных депутатов Украины, которое является необходимым для обретения Верховной Радой Украины качества полномочного органа государственной власти. Связывая полномочность Верховной Рады Украины с соответствующим количеством избранных народных депутатов Украины, которые приняли присягу, Конституция Украины фактически исходит из презумпции ответственности в работе всех народных депутатов Украины на пленарных заседаниях и по другим формам деятельности парламента.

Поэтому при рассмотрении вопроса о принятии соответствующего решения количество голосов, поданных "за", сравнивается именно с конституционным составом Верховной Рады Украины, а не с количеством народных депутатов Украины, которые присутствуют на ее заседании. Присутствие и личное участие народного депутата Украины в заседаниях Верховной Рады Украины и ее органов, в состав которых он избран, не является вопросом свободного решения (выбора) народного депутата Украины, а согласно пункту 3 части первой статьи 24 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" является долгом. Это касается любого заседания Верховной Рады Украины, в том числе и предусмотренного частью первой статьи 104 Конституции Украины торжественного заседания, на котором голосования не происходят и решения не принимаются.

4. Субъект права на конституционное представление, поднимая вопрос об официальном толковании положений частей второй и третьей статьи 84 Конституции Украины, согласно которым решения Верховной Рады Украины принимаются исключительно на ее пленарных заседаниях путем голосования, которое осуществляется народным депутатом Украины лично, просит разъяснить, какое количество народных депутатов Украины должно принять участие в голосовании для того, чтобы решение Верховной Рады Украины считалось принятым, и является ли неучастие в голосовании составляющей процесса принятия решения Верховной Радой Украины.

В конституционном представлении указано, что практикой Верховной Рады Украины является принятие решений при условии присутствия и участия в голосовании произвольного количества народных депутатов Украины, а это, по мнению субъекта права на конституционное представление, "может ставить под вопрос конституционность действий Верховной Рады Украины как органа государственной власти, а также не исключает возможности подвергнуть сомнению конституционность отдельных решений Верховной Рады Украины".

По мнению Председателя Верховной Рады Украины, голосования народных депутатов Украины во время принятия решений могут быть различными, но важным при этом является соблюдение требований, предусмотренных статьями 84, 91 Конституции Украины. Анализ содержания положений этих статей дает основания для заключения, что для того, чтобы решение Верховной Рады Украины считалось принятым, "в голосовании лично должно принять участие во всяком случае такое количество народных депутатов Украины, которое необходимо согласно требованиям Конституции Украины для принятия решений Верховной Радой Украины - 226 (статья 91), 225 (статья 135), 300 (статьи 155, 156)".

Конституционный Суд Украины рассматривает поднятый в конституционном представлении вопрос в контексте положения статьи 91 Конституции Украины, согласно которому Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от ее конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных этой Конституцией, а также положения части третьей статьи 84 Конституции Украины, согласно которым голосование на заседаниях Верховной Ради Украины осуществляется народным депутатом Украины лично.

Статьей 91 Конституции Украины кворума, в частности, для проведения голосования по принятию Верховной Радой Украины законов, постановлений и других актов не установлено. Но из содержания этой статьи вытекает, что в соответствующем голосовании должно принять участие по меньшей мере большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины, кроме случаев, когда другое большинство предусмотрено самой Конституцией Украины.

Верховная Рада Украины правомочна принимать законы и реализовать другие конституционно определенные полномочия при условии присутствия на ее пленарных заседаниях на момент голосования не меньше того количества народных депутатов Украины, которое в соответствии с Конституцией Украины необходимо для принятия соответствующего решения (часть четвертая статьи 89, статья 91, часть четвертая статьи 94, части вторая, пятая, шестая статьи 111, часть первая статьи 135, статья 155, часть первая статьи 156).

В то же время Конституция Украины не предусматривает возможности неучастия народного депутата Украины в голосовании. Конституционный Суд Украины в Решении от 7 июля 1998 года N 11-рп/98 указал: "Выполнение народным депутатом Украины своих обязанностей в интересах всех соотечественников вытекает из содержания присяги, которую принимает народный депутат Украины перед Верховной Радой Украины (часть первая статьи 79 Конституции Украины) ".

В тексте присяги сформулированы, в частности, обязательства народного депутата Украины "соблюдать Конституцию Украины и законы Украины" (часть первая статьи 79 Конституции Украины). Это положение конкретизировано в пункте 4 части первой статьи 24 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины", согласно которому личное участие в голосовании по вопросам, которые рассматриваются Верховной Радой Украины, является долгом народного депутата Украины.

В случае, если за предлагаемое решение проголосовало определенная Конституцией Украины большинство, оно является принятым независимо от того, сколько народных депутатов Украины не принимали участия в голосовании. Неучастие определенного количества народных депутатов Украины в голосовании не является составной процесса принятия решений Верховной Радой Украины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 51, 63, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

В аспекте поставленных в конституционном представлении вопросов:

1. Положение статьи 75 Конституции Украины в взаимосвязи с положениями статей 5, 76, 85 Конституции Украины нужно понимать так, что Верховная Рада Украины как орган государственной власти является коллегиальным органом, который составляют четыреста пятьдесят народных депутатов Украины.

Верховная Рада Украины по своей природе является представительским органом государственной власти и осуществляет законодательную власть. Определение Верховной Рады Украины единственным органом законодательной власти означает, что ни один другой орган государственной власти не уполномочен принимать законы.

Полномочия Верховной Рады Украины реализуются совместной деятельностью народных депутатов Украины на заседаниях Верховной Рады Украины во время ее сессий.

2. Положение части второй статьи 82 Конституции Украины относительно условий полномочности Верховной Рады Украины во взаимосвязи с положением части четвертой статьи 79 Конституции Украины нужно понимать так, что Верховная Рада Украины является полномочной, т.е. правомочной принимать законы и реализовать другие конституционно определенные полномочия, при условиях избрания не менее двух третей от ее конституционного состава и принятия новоизбранными народными депутатами Украины присяги. Это конституционное требование является условием полномочности Верховной Рады Украины в течение всего периода созыва и не может рассматриваться только как основание для открытия ее первого заседания первой сессии.

Верховная Рада Украины правомочна принимать законы и реализовать другие конституционно определенные полномочия при условии присутствия на ее пленарных заседаниях на момент голосования не меньше того количества народных депутатов Украины, которое в соответствии с Конституцией Украины необходимо для принятия соответствующего решения (часть четвертая статьи 89, статья 91, часть четвертая статьи 94, части вторая, пятая, шестая статьи 111, часть первая статьи 135, статья 155, часть первая статьи 156).

3. Положения статей 82, 84, 104 Конституции Украины относительно юридического содержания понятий "сессия" и "заседание" Верховной Рады Украины и необходимого количества присутствующих на заседании народных депутатов Украины нужно понимать так, что Верховная Рада Украины работает в течение определенных периодов - сессий, на которые она собирается в конституционно определенные сроки, как правило, дважды в год.

Основной формой деятельности Верховной Рады Украины являются пленарные заседания во время сессий, которые являются регулярными собраниями народных депутатов Украины соответствующего созыва в определенное время, в определенном месте и которые проводятся по установленной процедуре. На пленарных заседаниях рассматриваются вопросы, отнесенные Конституцией Украины к полномочиям Верховной Рады Украины, и путем голосования народных депутатов Украины принимаются решения по этим вопросам.

4. Положения частей второй, третьей статьи 84 и статьи 91 Конституции Украины об участии народных депутатов Украины в принятии Верховной Радой Украины решений нужно понимать так, что если за предлагаемое решение проголосовало определенное Конституцией Украины количество народных депутатов Украины, оно считается принятым независимо от того, сколько народных депутатов Украины не принимали участия в голосовании. Неучастие определенного количества народных депутатов Украины в голосовании не является составляющей процесса принятия решений Верховной Радой Украины.

5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 17 октября 2002 года №17-рп/2002
"По делу о конституционном представлению 50 народных депутатов Украины по официальному толкованию положений статей 75, 82, 84, 91, 104 Конституции Украины (о полномочиях Верховной Рады Украины)"

О документе

Номер документа:17-рп/2002
Дата принятия: 17/10/2002
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2002, №44, ст. 2045