Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 10 октября 2001 года №13-рп/2001

По делу о конституционном представлении Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статей 7, 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", по конституционному обращению Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан об официальном толковании положений статей 22, 41, 64 Конституции Украины (дело о сбережении граждан)

Дело №1-23/2001

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Скоморохи Виктора Егоровича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Козюбры Николая Ивановича,

Корниенко Николая Ивановича - судья-докладчик,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевич,

Селивона Николая Федосовича,

Тимченко Ивана Артемьевича,

Тихого Владимира Павловича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

Яценко Станислава Сергеевича,

при участии: субъекта права на конституционное представлениеУполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека Карпачевой Нины Ивановны; представителей субъекта права на конституционное представление Терца Валерии Николаевича - руководителя Департамента социально-экономических и культурных прав граждан Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Ткаченко Николая Степановича - руководителя отдела конституционного права Секретариата Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Селиванова Анатолия Александровича - Постоянного представителя Верховной Рады Украины в Конституционном Суде Украины; Носова Владислава Васильевича - Постоянного представителя Президента Украины в Конституционном Суде Украины; представителей Верховной Рады Украины Беспалого Бориса Яковлевича - народного депутата Украины, члена Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, Донченко Юрия Григорьевича - народного депутата Украины, председателя подкомитета Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда, Стояна Александра Николаевича - народного депутата Украины, председателя подкомитета Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда; Ушаковой Раисы Антоновныначальника Департамента финансов непроизводственной сферы Министерства финансов Украины, Ковальчука Сергея Николаевича - начальника юридического управления Министерства финансов Украины; Лутковской Валерии Владимировны - Уполномоченного Министерства юстиции Украины по делам соблюдения Конвенции о защите прав человека и основных свобод,

рассмотрел на пленарном заседании дело относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статей 7, 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" от 21 ноября 1996 года N 537/96-ВР (Ведомости Верховной Рады Украины, 1997 г., N 8, ст. 60, ст. 61; 1998 г., N 35, ст. 240) и относительно официального толкования положений статей 22, 41, 64 Конституции Украины.

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 39, 40, 42, 43 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, конституционное обращение Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан - жителей Харьковской области.

Основанием для рассмотрения дела согласно статье 71 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является наличие спора о конституционности положений статей 7, 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", а также определенное статьей 94 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" наличие неоднозначного применения положений статей 22, 41, 64 Конституции Украины.

Заслушав судью-докладчика Корниенко М. И., объяснение Карпачовой Н.И., Терца В.М., Ткаченко М. С., Селиванова А.О., Носова В.В., Беспалого Б.Я., Донченко Ю.Г., Стояна О.М., Ушаковой Г. А., Ковальчука С.М., Лутковской В.В., специалиста, профессора Рабиновича П.М. и изучив материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представлениеУполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека - обратился с ходатайством относительно соответствия Конституции Украины положений статей 7, 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" (далее - Закон).

Автор представления считает, что положения указанных статей Закона нарушают конституционные права и свободы граждан Украины, предусмотренные, в частности, статьями 3, 13, 22, 41, 48 Конституции Украины, а также международные стандарты прав человека. Имеется в виду установленный Законом порядок, согласно которому сбережения граждан, возобновленные и проиндексированные согласно этому Закону в учреждениях Сберегательного банка Украины, возвращаются поэтапно, в зависимости от возраста вкладчика, суммы вклада, других обстоятельств, в границах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год (статья 7), а в случае смерти вкладчикатолько их часть, сумма которой определяется исходя из размера государственной помощи на погребение (статья 8).

На пленарном заседании Конституционного Суда Украины Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека отмечала, что установленные статьей 7 Закона ограничения по возвращению денежных сбережений граждан нарушают принцип равноправия, закрепленный статьями 24, 41 Конституции Украины.

2. Воробьев В.Ю., Лосев С.В. и другие граждане свое конституционное обращение о необходимости официального толкования статей 22, 41, 64 Конституции Украины обосновывают тем, что суды общей юрисдикции, к которым они обращались с исками о возвращении их вкладов, в одних случаях, руководствуясь указанными статьями, удовлетворяли их иски, а в других на основании положений Закона отказывали. Поэтому такое неоднозначное применение судами общей юрисдикции положений Конституции Украины привело, по мнению заявителей, к нарушению их права собственности, в частности относительно возвращения по первому требованию их вкладов и права распоряжаться ими.

Учитывая, что конституционное представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, конституционное обращение Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан касаются того же самого вопроса, на основании статьи 58 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" они объединены в одно конституционное производство по делу.

3. К делу приложены письменные объяснения Председателя Верховной Рады Украины, Первого вице-премьер министра Украины, Министерства юстиции Украины.

По мнению Председателя Верховной Рады Украины, положения статей 7, 8 Закона не ограничивают реализацию конституционного права граждан на собственность, закрепленного в статье 41 Конституции Украины. Вместе с тем положение статьи 7 Закона, согласно которому сбережения возвращаются "в границах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год", нуждается в официальном толковании.

Первый вице-премьер-министр Украины отметил, что представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о неконституционности статей 7, 8 Закона не может быть удовлетворено из-за отсутствия возможности возвращения проиндексированных вкладов всем одновременно и в полном объеме.

Министерство юстиции Украины считает, что сумма начисленной государством компенсации на вклады граждан не является их собственностью. В связи с этим предусмотренный статьями 7, 8 Закона механизм возвращения этих вкладов является правомерным.

4. В выступлении на пленарном заседании Стоян О.М. указал, что учитывая финансовые возможности государства Верховная Рада Украины сознательно пошла на ограничение права вкладчиков распоряжаться их денежными сбережениями, обесцененными и возобновленными в учреждениях Сберегательного банка Украины. В то же время установленный Законом механизм поэтапного возвращения сбережений граждан требует совершенствования.

По мнению Беспалого Б.Я., положения статей 7, 8 Закона отвечают Конституции Украины, поскольку граждане, которые поместили свои сбережения до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР, фактически их утратили, а на возобновленные и приондексированные вклады не приобрели право собственности. Эту точку зрения разделяет Донченко Ю.Г., который считает, что восстановление реальной стоимости сбережений являются только льготой для тех граждан, на которых прежде всего распространяются положения статьи 7 Закона.

Селиванов А.О. поддержал позицию Председателя Верховной Рады Украины.

Компенсация государством обесцененных сбережений, по мнению Носова В.В., является элементом социальной защиты граждан и не влечет за собой его гражданско-правовой ответственности перед вкладчиками бывшего Сберегательного банка СССР.

По мнению Лутковской В.В., лицо не имеет права собственности на приондексированную сумму, которая содержится на внебюджетных счетах Сберегательного банка Украины. Эти средства являются фактическим оформлением права лица получить сумму компенсации в случае выполнения государством установленных им условий.

В своих выступлениях Ушакова Р.А. и Ковальчук С.М. отмечали, что установленный статьями 7, 8 Закона механизм возвращения сбережений граждан является оптимальным, таким, который дает возможность с учетом финансовой способности государства хотя бы каким-то образом компенсировать сбережения наиболее социально незащищенных граждан.

5. Решая спор о конституционности положений статей 7, 8 Закона, Конституционный Суд Украины исходит из такого.

5.1. Согласно Конституции Украины каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (часть первая статьи 41); никто не может быть противоправно лишен права собственности, право частной собственности является нерушимым (часть четвертая статьи 41).

Денежные средства являются объектом права собственности, в том числе частной (статья 13 Закона Украины "О собственности".

Согласно статье 384 Гражданского кодекса Украинской ССР граждане могут хранить средства в государственных банковских и других кредитных учреждениях, распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход в виде процентов или выигрышей, осуществлять безналичные расчеты согласно уставам указанных учреждений и выданных в установленном порядке правил.

Наука гражданского права исходит из того, что размещение лицом средств на счетах сберегательного банка с целью их сохранения является реализацией его права собственности на эти средства и в то же время заключением между вкладчиком и сберегательным банком гражданско-правового соглашения (договора банковского вклада), подтверждением которого является сберегательная книжка. Реальность любого субъективного права собственности состоит в его гарантированности. Вклады физических лиц в Сберегательном банке Украины, указывается в Законе Украины "О банках и банковской деятельности", гарантируются государством (часть вторая статьи 57).

Что же касается обязательства государства гарантировать вклады физических лиц Сберегательного банка Украины, то эти обязательства имеют гражданско-правовой характер. Государство, указывается в части второй статьи 384 Гражданского кодекса Украинской ССР, гарантирует тайну вкладов, их сохранность и выдачу по первому требованию вкладчика.

Эти положения законодательства согласовываются с приведенными выше положениями Конституции Украины, а также частью второй статьи 3 Основного Закона, согласно которой права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главным долгом государства.

5.2. Одним из способов защиты права собственности вкладчиков является восстановление положения, которое существовало до нарушения этого права (часть первая статьи 6 Гражданского кодекса Украинской ССР).

Законом, отдельные положения которого оспаривает Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, установлены обязательства государства перед гражданами Украины, иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые вследствие инфляции и других обстоятельств фактически утратили свои денежные сбережения, помещенные в период до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР, которые действовали на территории Украины, а также в учреждения Сберегательного банка Украины в течение 1992-1994 лет, если они состояли на его счетах не меньше одного полного календарного года в период 1992-1995 лет (статья 1). Суть этих обязательств состоит в сохранении и восстановлении реальной стоимости указанных сбережений граждан путем их одноразовой компенсационной индексации учреждениями Сберегательного банка Украины в течение декабря 1996 года - марта 1997 года, что и было сделано и засвидетельствовано выдачей сберегательных книжек вкладчикам (статьи 2, 5). Дальнейшая компенсационная индексация сбережений граждан согласно положениям части второй статьи 3 Закона осуществляется во время выдачи вкладов.

Восстановление сбережений граждан путем компенсационной индексации в учреждениях Сберегательного банка Украины означает не только возобновление их реальной стоимости, но и право вкладчика как владельца своих денежных сбережений требовать возвращения возобновленной и проиндексированной суммы этого вклада.

5.3. Согласно Конституции Украины право частной собственности является нерушимым (часть четвертая статьи 41). Конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (часть первая статьи 64).

Учитывая эти положения установленный Законом (статья 7) механизм, согласно которому сбережения возвращаются не по первому требованию вкладчика, как это предусмотрено статьей 384 Гражданского кодекса Украинской ССР, а "поэтапно, в зависимости от возраста вкладчика, суммы вклада, других обстоятельств, в границах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год", ограничивает конституционное право собственности граждан, денежные вклады которых возобновлены путем компенсационной индексации в Государственном сберегательном банке Украины.

5.4. Согласно Конституции Украины владельцы, осуществляя право собственности, должны соблюдать конституционные положения о том, что "собственность обязывает", и она "не должна использоваться во вред человеку и обществу" (часть третья статьи 13), а также, что использование собственности не может наносить вреда правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества (часть седьмая статьи 41).

Следовательно, из системного анализа положений Конституции Украины вытекает, что право собственности может быть ограничено.

Право государства ограничить владение, пользование и распоряжение имуществом определено и Первым протоколом к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Каждое физическое или юридическое лицо, указывается в этом документе, имеет право мирно владеть своим имуществом. Однако государство имеет право "вводить в действие такие законы, которые, по его мнению, являются необходимыми для осуществления контроля за пользованием имуществом согласно общим интересам..." (статья 1).

Учитывая это Конституционный Суд Украины считает, что положения статьи 7 Закона, согласно которым сбережения возвращаются "поэтапно", "в зависимости от суммы вклада", "в границах средств, предусмотренных для этого Государственным бюджетом Украины на текущий год", хотя и ограничивают конституционное право собственности граждан, но не противоречат статьям 13, 41, 64 и другим статьям Конституции Украины.

В то же время Конституционный Суд Украины указывает, что отсутствие именно в Законе конкретных этапов, сроков возвращения сбережений и объемов бюджетных ассигнований может привести к полной потере гражданами своих вкладов, т.е. к нарушению их конституционного права собственности.

Такая позиция изложена и в решении Европейского суда по правам человека в деле "Джеймс и другие против Соединенного Королевства" от 21 февраля 1986 года: "Не отрицая права государства устанавливать - в достаточно широких границах усмотрения, согласно его внутренней законодательной, социальной, экономической политике или с другой целью - ограничения в пользовании объектами права собственности с учетом общественного интереса, следует иметь в виду, что эти ограничения, однако, не должны приводить к лишению возможностей такого пользования, т.е. к полной их потере".

5.5. Согласно Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы (часть первая статьи 24). Это значит, что и установленное Основным Законом право владения, пользования и распоряжения собственностью (часть первая статьи 41), как и ограничение государством этого права, должно быть равным для всех граждан.

Учитывая это положение статьи 7 Закона, согласно которому сбережения граждан, возобновленные и приондексированные в соответствии с Законом в учреждениях Сберегательного банка Украины, возвращаются в зависимости "от возраста вкладчика", является таким, которое не отвечает Конституции Украины (является неконституционным).

Что касается "других обстоятельств" как одного из условий возвращения возобновленных вкладов, то это положение статьи 7 Закона также не отвечает Конституции Украины (является неконституционным). Его произвольное толкование в процессе применения Закона может привести к нарушению равенства владельцев возобновленных и проиндексированных вкладов к их правоограничению на возвращение этих вкладов.

6. Согласно статье 8 Закона в случае смерти вкладчика наследники или другие лица, представители местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или общественных организаций, которые взяли на себя организацию похорон, могут при предъявлении сберегательной книжки вкладчика и свидетельства о смерти получить в учреждениях Сберегательного банка Украины, по местонахождению вклада, часть проиндексированного вклада для организации похорон и проведения необходимых согласно национальным традициям поминально-ритуальных мероприятий, сумма которой определяется исходя из размера государственной помощи на погребение.

Эта норма не лишает наследников права на унаследование вклада на общих основаниях, а следовательно, и на получение права владельца на этот вклад.

Принимая во внимания приведенные аргументы, Конституционный Суд Украины считает, что оснований для признания положения статьи 8 Закона таким, которое не отвечает Конституции Украины, нет.

7. Возобновленные и приондексированные в соответствии с Законом вклады являются объектом права частной собственности граждан. Учитывая это действие статей 22, 41, 64 Конституции Украины, о необходимости официального толкования которых речь идет в конституционном обращении Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан, распространяется также и на отношения собственности, объектом которых являются указанные вклады.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150, 152 Конституции Украины, статьями 51, 61, 63, 70 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. Признать такими, которые не отвечают Конституции Украины (являются неконституционными), положения статьи 7 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" от 21 ноября 1996 года N 537/96-ВР (с изменениями) в части возвращения сбережений граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, возобновленных и проиндексированных согласно этому Закону в учреждениях Сберегательного банка Украины, в зависимости "от возраста вкладчика" и "других обстоятельств".

2. Признать таким, которое отвечает Конституции Украины (является конституционным), положение статьи 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины".

3. В аспекте конституционного обращения Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан положения статей 22, 41, 64 Конституции Украины следует понимать так, что их действие распространяется также на отношения собственности, объектом которых являются вклады, возобновленные и приондексированные согласно Закону Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины" в учреждениях Сберегательного банка Украины.

4. Положения статьи 7 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", признанные неконституционными, теряют силу с дня принятия Конституционным Судом Украины этого Решения.

5. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к исполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Украины" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 10 октября 2001 года №13-рп/2001
"По делу о конституционном представлении Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о соответствии Конституции Украины (конституционности) положений статей 7, 8 Закона Украины "О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины", по конституционному обращению Воробьева В.Ю., Лосева С.В. и других граждан об официальном толковании положений статей 22, 41, 64 Конституции Украины (дело о сбережении граждан)

О документе

Номер документа:13-рп/2001
Дата принятия: 10/10/2001
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Офіційний вісник України вiд 02.11.2001 - 2001 р., №42, стор. 71, стаття 1895, код акту 20186/2001