Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 13 октября 2005 года №9-рп/2005

По делу о конституционном предоставлении 61 народного депутата Украины об официальном толковании положений пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях", пункта 2 раздела VII "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украины - город-герой Киев" (дело об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в районах города Киева)

Дело №1-22/2005

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Селивона Николая Федосовича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Мироненко Александра Николаевича,

Немченко Василия Ивановича - судья-докладчик,

Пшеничной Валерии Григорьевны,

Савенко Николая Дмитриевича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Станик Сюзанни Романовны,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело о конституционном представлении 61 народного депутата Украины об официальном толковании положений пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля 1999 года N 586-XIV (В?домост? Верховної Рады України, 1999 г., N 20-21, ст. 190), пункта 2 раздела VII "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украины - город-герой Киев" от 15 января 1999 года N 401-XIV ((В?домост? Верховної Рады України, 1999 г., N 11, ст. 79) относительно особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в районах города Киева, в частности порядка назначения и освобождения глав районных в городе Киеве государственных администраций и выборов председателей районных в городе Киеве советов.

Поводом для рассмотрения дела согласно статье 39 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление 61 народного депутата Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьями 41, 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в официальной интерпретации указанных положений пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях", пункта 2 раздела VII "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украины - город-герой Киев".

Заслушав судью-докладчика Нимченко В.И. и рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъект права на конституционное представление - 61 народный депутат Украины - обратился в Конституционный Суд Украины с ходатайством об официальном толковании положений пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях", пункта 2 раздела VII "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украиныгороде-герое Киеве" относительно особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в районах города Киева, в частности порядка назначения и освобождения председателей районных в городе Киеве государственных администраций и выборов председателей районных в городе Киеве советов.

Необходимость в официальном толковании и разъяснении положений указанных правовых актов авторы ходатайства обосновывают тем, что Конституция Украины и Закон Украины "О местных государственных администрациях" не предусматривают "существования и функционирования районных в городе Киеве государственных администраций ни как органов исполнительной власти, ни как органов местного самоуправления". Для города Киева Конституция Украины (часть вторая статьи 118) выделяет особенности осуществления власти, которые определяются отдельным Законом Украины "О столице Украины - город-герой Киев".

Согласно этому Закону "советы своими решениями создали на базе районных в городе Киеве государственных администраций собственные исполнительные органы, которые параллельно выполняют функцию государственной исполнительной власти". А поэтому, по мнению народных депутатов Украины, есть практическая необходимость в интерпретации положений названных правовых актов с целью выяснения вопроса, "может ли быть назначено на должность председателя районной в городе Киеве государственной администрации лицо, избранное председателем районного в городе совета?".

2. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления в письме к Конституционному Суду Украины указал, что особенности осуществления исполнительной власти в городе Киеве, ее взаимодействии с системой местного самоуправления регулируются пунктом 2 раздела VII Закона Украины "О столице Украины - городе-герое Киев". Их суть заключается в том, что городской и районные в городе Киеве советы должны формировать свои собственные исполнительные органы на базе соответствующих государственных администраций, которые параллельно выполняют функции исполнительной власти. Председателем районной в городе Киеве государственной администрации должен назначаться Президентом Украины "только лицо, избранное соответствующим районным советом его председателем".

3. По выводам Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, Национальной академии государственного управления при Президенте Украины районные в городе Киеве государственные администрации являются единственными в организационном отношении органами, которые выполняют функции исполнительных органов соответствующих районных в городе Киеве советов и параллельно функции местных органов исполнительной власти. Особенностью осуществления исполнительной власти в районах города Киева по Конституции Украины, Закону Украины "О местных государственных администрациях" и Закону Украины "О столице Украины - город-герой Киев" являются объединения в районных в городе Киеве государственных администрациях функций исполнительной власти и местного самоуправления. что предопределяет особый порядок назначения и освобождения глав этих администраций.

По мнению специалистов названных учреждений, должность председателя районной государственной администрации в городе Киеве может занимать только лицо, избранное председателем соответствующего районного в городе Киеве совета.

Фонд содействия местному самоуправлению Украины считает, что согласно Конституции Украины (часть первая статьи 133, части четвертая, пята статьи 140), Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" (статья 1, часть вторая статьи 5), Закона Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" (статья 2) "район и район в городе определяются как отдельные административно-территориальные единицы, которые имеют различный правовой статус и другие признаки".

Районные в городе Киеве государственные администрации, как и Киевская городская государственная администрация, в первую очередь являются исполнительными органами соответствующих районных в городе Киеве советов, они содержатся только за счет местных бюджетов и параллельно выполняют функции местных органов исполнительной власти, и только избранный районным в городе Киеве советом председатель "является председателем его исполнительного органа (районной) государственной администрации города Киева и подлежит последующему утверждению Президентом Украины".

4. Конституционный Суд Украины, решая вопрос конституционного представления по существу, исходит из такого.

Согласно части второй статьи 118, частью второй статьи 140 Конституции Украины особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе как городах со специальным статусом (часть третья статьи 133) определяются отдельными законами Украины. Таким образом, Конституция Украины предусмотрела возможность установления законом особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления как в городе Киеве, так и в районах города, по сравнению с общим порядком осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в других административно-территориальных единицах согласно законам Украины "О местном самоуправлении в Украине" и "О местных государственных администрациях". К тому же согласно части первой статьи 133 Конституции Украины районы в городе Киеве являются административно-территориальными единицами, которые являются составляющей города Киева как административно-территориальной единицы.

5. Особенности осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе Киеве определены в Законе Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" и заключаются в том, что местное самоуправление в городе Киеве осуществляется территориальной общиной города как непосредственно, так и через Киевский городской совет, районные в городе советы, которые создают соответственно собственные исполнительные органы (часть первая статьи 8, статья 10).

При этом городской и районные в городе Киеве советы на основании этого Закона решают вопрос о формировании собственных исполнительных органов на базе соответствующих государственных администраций, которые параллельно выполняют функции исполнительной власти, что является особенностью осуществления исполнительной власти в городе Киеве (пункт 2 раздела VII "Конечные положения").

Системный анализ положений приведенных правовых актов свидетельствует, что формы осуществления местного самоуправления и порядок создания собственных исполнительных органов в районных в городе Киеве советах и Киевском городском совете в организационном отношении устанавливаются по единым правовым принципам.

6. Конституционный Суд Украины в своем Решении от 25 декабря 2003 года N 21-рп/2003 (дело об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в городе Киеве) высказал правовую позицию, согласно которой признано, что "Киевскую городскую государственную администрацию должно возглавлять только лицо, избранное Киевским городским председателем, которое Президентом Украины назначается главой Киевской городской государственной администрации".

Оценка положений Закона Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве", заключений специалистов по делу, а также правовой позиции Конституционного Суда Украины в названном Решении дает основания считать, что на общегородском уровне и на уровне районов в городе Киеве действующее законодательство предусматривает единый организационный порядок формирования государственных администраций, которые осуществляют функции в сфере исполнительной власти и местного самоуправления, поскольку являются одновременно местными органами исполнительной власти и исполнительными органами соответствующих районных в городе Киеве советов и Киевского городского совета.

Учитывая приведенное, Конституционный Суд Украины пришел к заключению, что районную в городе Киеве государственную администрацию должно возглавлять только лицо, избранное председателем районного в городе Киеве совета, которое Президентом Украины назначается председателем районной в городе Киеве государственной администрации.

7. Конституционное производство в части ходатайства относительно официального толкования положений Конституции Украины но Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" относительно выборов председателей районных в городе Киеве советов подлежит прекращению согласно требованиям пункта 2 статьи 45 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" за отсутствием правового обоснования практической необходимости.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 39, 51, 63, 65, 93, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", параграфа 51 Регламента Конституционного Суда Украины, Конституционный Суд Украины решил:

1. Положения пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля 1999 года N 586-XIV, пункта 2 раздела VII "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" от 15 января 1999 года N 401-XIV в их взаимосвязи, в аспекте поднятых в конституционном представлении вопросов относительно особенностей осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в районах города Киева, нужно понимать так, что районную в городе Киеве государственную администрацию должно возглавлять только лицо, избранное председателем районного в городе Киеве совета, которое Президентом Украины назначается на должность председателя районной в городе Киеве государственной администрации.

2. Прекратить конституционное производство по делу в части официального толкования Конституции и законов Украины по избранию председателей районных в городе Киеве советов.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 13 октября 2005 года №9-рп/2005
"По делу о конституционном предоставлении 61 народного депутата Украины об официальном толковании положений пункта 10 части первой статьи 106, частей первой, второй, четвертой статьи 118, части третьей статьи 133, части второй статьи 140 Конституции Украины, части четвертой статьи 1, части второй статьи 8, части четвертой статьи 9 Закона Украины "О местных государственных администрациях", пункта 2 раздела vii "Конечные положения" Закона Украины "О столице Украины - город-герой Киев" (дело об особенностях осуществления исполнительной власти и местного самоуправления в районах города Киева)

О документе

Номер документа:9-рп/2005
Дата принятия: 13/10/2005
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/10/2005
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2005, №42, ст. 2663;

Голос Украины 2005, №209 от 04.11.2005