Действует

Неофициальный перевод

ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 10 марта 1995 года №10

О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
(издана на основании закона Республики Молдова "О налоге на добавленную стоимость")

(В редакции Писем Министерства финансов Республики Молдова от 17.02.1997 г. №10-23-02/1-3-234, 19.03.1998 г. №11(10-23-02/1-740))

I. Общие положения

1. Налог на добавленную стоимость является республиканским (общегосударственным) налогом и представляет собой косвенный налог, взимаемый на каждой стадии производства и реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг с прироста стоимости, а также при импорте товаров.

В соответствии с действующей классификацией налог на добавленную стоимость входит в разряд общих налогов на потребление и относится к многоступенчатым налогам.

Налог на добавленную стоимость охватывает все отрасли хозяйствования в которых производится и реализуется продукция, выполняются работы и оказываются платные услуги, а также импорт.

2. В соответствии с Законом "Об основах налоговой системы" налог на добавленную стоимость зачисляется в национальный публичный бюджет и распределяется в бюджеты различных уровней в порядке и на условиях, определяемых Парламентом при утверждении бюджета на предстоящий год.

3. Споры по налогу на добавленную стоимость между плательщиками налога и контролирующими органами подлежат рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

II. Плательщики налога

1. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются осуществляющие облагаемую налогом предпринимательскую деятельность:

а) предприятия, имеющие согласно законодательству Республики Молдова статус юридических лиц, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, а также предприятия с иностранными инвестициями;

b) полные и коммандитные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени, а также индивидуальные предприятия;

с) другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Республики Молдова, имеющие расчетные счета в учреждениях банков, за исключением самостоятельных подразделений предприятий, для которых законодательством Республики Молдова дополнительно определен порядок централизованного внесения платежей;

d) международные объединения и организации и иностранные юридические лица, за исключением представительств иностранных фирм, не инвестирующих свой капитал и чья деятельность на территории страны не носит характер предпринимательства;

е) учреждения и организации - за осуществляемую ими предпринимательскую деятельность, финансируемой из бюджета;

f) лица, в том числе иностранные, за исключением лиц, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) в расчете на год составляет менее 400 минимальных заработных плат;

g) хозяйствующие субъекты - импортеры, а также лица, которые импортируют товары стоимостью свыше 1000 долларов США.

2. Плательщиками налога на добавленную стоимость, независимо от организационно-правовой формы хозяйствования, являются предприятия, как постоянно совершающие облагаемые налогом операции, так и те, для которых данные операции носят случайный характер.

3. Юридические и физические лица, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта I, в дальнейшем именуются "предприятия".

III. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения является всякая передача собственности материальной (движимой и недвижимой) и нематериальной на территории Республики Молдова, в том числе импортирование ее через таможенные границы Республики Молдова.

Под передачей собственности материальной (движимой, недвижимой) и нематериальной понимается реализация товаров *, выполнение работ * и оказание услуг* одним экономическим агентом другому, а также населению.

_____________________________
* Далее именуются "товары (работы, услуги)"

Объектом налогообложения при реализации товаров, в отношении которых установлено налогообложение, является реализация всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных.

Для целей налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, тепло энергия и газ, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, нематериальные активы.

3. При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательских и других работ, не освобожденных от налога на добавленную стоимость.

4. При оказании услуг объектом налогообложения является реализация:

а) услуг грузового транспорта, включая транспортировку электрической и тепловой энергии, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению;

b) услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе по лизингу;

с) посреднических услуг, связанных с поставкой товаров;

d) услуг связи, бытовых и коммунальных услуг;

е) туристско-экскурсионных услуг;

f) услуг по реализации товаров;

g) услуг вневедомственной охраны;

h) рекламных услуг;

i) инновационных услуг, услуг по обработке данных и информационному обеспечению;

j) всех других платных услуг, кроме льготируемых.

5. К объекту налогообложения также относится реализация (передача) товаров (работ, услуг) внутри предприятия, затраты по которым не относятся на издержки производства (обращения), а также своим работникам. К подобным реализациям принято относить реализацию (передачу) товаров (работ, услуг), произведенных за счет собственных источников финансирования. Например, стоимость произведенного хозяйственным способом монтажа нового оборудования, строительства зданий и сооружений и т.д.

6. В объект налогообложения также включаются денежные средства, полученные предприятиями в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам - за реализованные товары (работы, услуги).

7. Объектом налогообложения по ввозимым на территорию республики товарно-материальным ценностям являются объемы импортируемых в Республику Молдова через ее таможенные границы товаров.

IV. Определение облагаемого оборота

1. Для определения облагаемого оборота принимается:

а) для предприятий-производителей стоимость реализуемых товаров (работ, услуг):

- исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость и суммы акциза);

- исходя из государственных регулируемых цен и тарифов (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на услуги производственно-технического назначения между предприятиями (услуги связи, электро- и теплоэнергия и другие, устанавливаемые в соответствии с нормативными актами);

- исходя из государственных регулируемых цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемых на товары, услуги, оказываемые населению (услуги связи, электро- и теплоэнергия и другие, устанавливаемые в соответствии с нормативными актами).

b) для предприятий розничной торговли, снабженческо-сбытовых, оптовых, заготовительных и других, оказывающих услуги по реализации товаров:

- доход от реализации товаров, включая импортные, реализуемых по свободным ценам, определяемый как сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами приобретения, включая сумму налога.

При этом цена реализации формируется в соответствии с действующим порядком (в том числе в зависимости от спроса и предложения или с учетом установленных надбавок, скидок, вознаграждений и т.д.).

с) для предприятий комиссионной торговли и предприятий, оказывающих посреднические услуги ( в том числе биржи, аукционы) и других предприятий:

- доход от этой деятельности, определяемый в виде комиссионного и других сборов;

d) для предприятий общественного питания:

- доход от реализации продукции собственного производства, а также покупных (включая импортные) товаров, определяемый в виде торговых надбавок и наценок, которые применяются к ценам приобретения этих товаров с учетом налога;

е) для строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций - стоимость реализованных работ, определяемая исходя из договорных цен.

Строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственным способом, приравниваются к работам, выполненным на сторону, и облагаются налогом исходя из стоимости выполненных работ.

2. По товарно-материальным ценностям ( в том числе и нематериальным активам), ввозимым на территорию Республики Молдова, для определения облагаемого оборота принимается таможенная стоимость (без учета подлежащего уплате акциза по товарам, облагаемым в Республике Молдова, таможенных пошлин, сборов и прочих платежей, установленных таможенным законодательством).

3. В облагаемый оборот включаются:

а) полученные за реализованные товары (работы, услуги)

- денежные средства от других предприятий и организаций в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- суммы в порядке оплаты частями;

b) сумма авансов и предварительная оплата в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

В облагаемый оборот не включаются денежные средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством Республики Молдова, а также средства, перечисляемые на целевое бюджетное финансирование.

К средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый налогом на добавленную стоимость оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений, предусмотренные в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ.

4. При обмене товарами (работами, услугами), при их передаче безвозмездно или с частичной оплатой (ниже себестоимости, а по приобретенным товарам - ниже цен приобретения) облагаемый оборот определяется исходя из цен (тарифов) товаров, сложившихся на предприятии с учетом спроса и предложения на момент обмена или передачи, но не ниже фактической себестоимости, а по покупным - не ниже стоимости приобретения и затрат по хранению и реализации.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) плательщиком является сторона, их передающая.

В аналогичном порядке определяется облагаемый оборот при использовании внутри предприятия на непроизводственные цели товаров (работ, услуг) собственного производства, стоимость которых не относится на издержки производства.

5. В случаях оплаты труда товарами ( в том числе собственного производства) или реализации предприятием населению, включая своих работников, этих товаров через кассу по ценам ниже себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен (включая торговую надбавку), сложившихся на момент реализации, но не ниже цен, определяемых с учетом фактической себестоимости (или стоимости приобретения этого товара) и расходов на покрытие затрат по хранению и реализации.

6. При закупке предприятиями продукции у населения и реализации ее без переработки облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой ее приобретения у населения. При использовании этой продукции в производстве в качестве сырья или комплектующих изделий
- исходя из отпускных цен произведенных из нее готовых товаров.

7. При производстве товаров (работ, услуг) из давальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость обработки.

8. Стоимость многооборотной тары, в том числе стеклопосуды, имеющей залоговую стоимость, не включается в облагаемый оборот реализуемых товаров, затаренных в эту тару.

По такой таре облагаемым оборотом у предприятий-изготовителей тары является стоимость реализации ее покупателям.

9. Внутренний оборот продукции полуфабрикатов, работ, услуг для промышленно-производственных нужд одними структурными единицами другим структурным единицам предприятия не являются облагаемым. Под структурными единицами предприятия следует понимать структурные единицы, не имеющие счета в учреждении банка и не реализующие самостоятельно товары (работы, услуги).

V. Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость

1. Налогом на добавленную стоимость не облагаются:

а) экспортируемые товары (работы, услуги, в том числе транспортные), произведенные в Республике Молдова, а также импортированные в республике по которым налог исчислен и уплачен в бюджет при импорте. При утверждении Государственного бюджета Парламент определяет порядок обложения налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг) отечественного производства, экспортируемых в государства - участники СНГ;

b) товары (работы, услуги), приобретаемые дипломатическими представительствами иностранных государств, аккредитованными в Республике Молдова, - на взаимной основе (согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года);

с) импортируемые сырье, комплектующие изделия, технологическое и прочее оборудование, транспортные средства (кроме легковых автомобилей);

Указанная льгота в части сырья и комплектующих изделий распространяется только на экономических агентов республики, у которых указанные ввозимые товарно-материальные ценности используются в процессе производства продукции;

d) услуги по перевозке пассажиров;

Под услугами по перевозке пассажиров следует понимать услуги по их перевозке предприятиями (независимо от форм собственности) всеми видами транспорта;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ИНСТРУКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА I. Общие положения II. Плательщики налога III. Объект налогообложения IV. Определение облагаемого оборота V. Перечень товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на добавленную стоимость VI. Ставка налога VII. Порядок расчетов за реализуемые товары (работы,услуги) VIII. Порядок исчисления налога IX. Сроки представления расчетов и уплаты налога на добавленную стоимость X. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями, оказывающими транспортные услуги XI. Особенности исчисления налога предприятиями, оказывающими платные услуги, в том числе и населению XII. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость предприятиями, получающими доходы от посреднической и торговой деятельности, а также общественного питания XIII. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость предприятиями, получающими доходы при аукционной продаже товаров, при биржевой деятельности и от реализации путевок XIV. Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в кредитных (банковских) и страховых учреждениях XV. Особенности исчисления налога на доавленную стоимость в строительстве XVI. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предприятиями XVII. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по импортируемым товарам XVIII. Взаимоотношения с бюджетом по налогу на добавленную стоимость по предоставлению отдельных льгот XIX. Порядок ведения бухгалтерского учета по налогу на добавленную стоимость Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9

Инструкция Министерства финансов Республики Молдова от 10 марта 1995 года №10
"О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (издана на основании закона Республики Молдова "О налоге на добавленную стоимость")"

О документе

Номер документа:10
Дата принятия: 10.03.1995
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Monitorul Oficial №29-30 от 1 июня 1995 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 19.03.1998