Действует

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА УКРАИНЫ

от 26 июня 2003 года №12-рп/2003

По делу по конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей первой, третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 26, частей первой, второй, третьей статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" и по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины об официальном толковании положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины (дело о гарантиях депутатской неприкосновенности)

Дело №1-15/2003

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Конституционный Суд Украины в составе судей Конституционного Суда Украины:

Селивона Николая Федосовича - председательствующий,

Вознюка Владимира Денисовича - судья-докладчик,

Евграфова Павла Борисовича,

Иващенко Владимира Ивановича,

Костицкого Михаила Васильевича,

Малинниковой Людмилы Федоровны,

Мироненко Александра Николаевича,

Немченко Василия Ивановича,

Пшеничного Валерия Григорьевича,

Розенко Виталия Ивановича,

Савенко Николая Дмитриевича,

Скоморохи Виктора Егоровича,

Тихого Владимира Павловича,

Ткачука Павла Николаевича,

Чубарь Людмилы Пантелеевны,

Шаповала Владимира Николаевича,

рассмотрел на пленарном заседании дело по конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей первой, третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 26, частей первой, второй, третьей статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" в редакции от 22 марта 2001 года (В?домост? Верховної Ради України, 2001 г., N42, ст. 212) и по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины об официальном толковании положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины.

Поводом для рассмотрения дела в соответствии со статьями 38, 41 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" стало конституционное представление народных депутатов Украины и Министерства внутренних дел Украины.

Основанием для рассмотрения дела в соответствии со статьей 93 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины" является практическая необходимость в официальном толковании указанных положений Конституции Украины и Закона Украины "О статусе народного депутата Украины".

Заслушав судью-докладчика Вознюка В.Д. и исследовав материалы дела, Конституционный Суд Украины установил:

1. Субъекты права на конституционное представление обратились в Конституционный Суд Украины с такими ходатайствами: народные депутаты Украины - об официальном толковании положений частей первой, третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 26, частей первой, второй, третьей статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" (далее - Закон о статусе); Министерство внутренних дел Украины - об официальном толковании положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины; разъяснение порядка применения положений части второй статьи 10, пункта 5 части первой статьи 11 Закона Украины "О милиции", статей 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 259 Кодекса Украины об административных правонарушениях, статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса Украины, статей 36, 38 Уголовного кодекса Украины, а также относительно конституционности положений статьи 31 Закона Украины "О статусе депутатов местных советов".

2. Коллегия судей Конституционного Суда Украины по конституционным обращениям (представлению) 26 декабря 2002 года приняла Определение об открытии конституционного производства по делу по Конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей первой, третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 26, частей первой, второй, третьей статьи 27 Закона о статусе, а 16 января 2003 годаОпределение об открытии конституционного производства по делу по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины об официальном толковании положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины.

Определением Конституционного Суда Украины от 21 января 2003 года конституционные производства по делам по конституционным представлениям 56 народных депутатов Украины и Министерства внутренних дел Украины объединены в одно конституционное производство по делу. По другим вопросам, поднятым в конституционном представлении Министерства внутренних дел Украины, Определением Конституционного Суда Украины от 21 января 2003 года в открытии конституционного производства по делу отказано.

3. Субъекты права на конституционное представление поднимают вопрос о том, как нужно понимать положения:

- части первой статьи 80 Конституции Украины и части первой статьи 27 Закона о статусе относительно гарантий депутатской неприкосновенности;

- части третьей статьи 80 Конституции Украины и части первой статьи 27 Закона о статусе относительно ареста народного депутата Украины;

- части второй статьи 27 Закона о статусе относительно задержания народного депутата Украины и применения других мер, которые ограничивают его права и свободы;

- части третьей статьи 27 Закона о статусе о том, что "особенности порядка привлечения народного депутата к ответственности определяются Конституцией, этим Законом и законом о регламенте Верховной Рады Украины";

- части первой статьи 26 Закона о статусе о том, что "никто не имеет права ограничивать полномочия народного депутата, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины, этим и другим законами Украины".

Министерство внутренних дел Украины просит также дать официальное толкование положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины: или его нужно понимать только как уголовно-процессуальную меру пресечения, или как и административную.

4. Президент Украины в письме в Конституционный Суд Украины отметил, что неприкосновенность народных депутатов Украины предусматривает специальные условия привлечения их только к уголовной ответственности и не распространяется на их привлечение к административной ответственности. Народный депутат, как и любое другое лицо, может быть привлечено к административной ответственности, если это не связано с применением к нему ареста или задержания. Депутатская неприкосновенность не распространяется на применение к народному депутату Украины мер влияния, направленных на непосредственное прекращение совершенного им преступления (правонарушения) но на фиксацию факта преступления (правонарушения). Такие меры должны применяться немедленно, поскольку их невыполнение приведет к нарушению прав и свобод граждан, сделает невозможным практическую реализацию ими своего права на судебную защиту.

В письме Председателя Верховной Рады Украины речь идет о том, что депутатская неприкосновенность предусматривает особый порядок привлечения к ответственности - только с согласия Верховной Рады Украины. Это положение части третьей статьи 80 Конституции Украины распространяется как на задержание и арест в уголовно-процессуальном порядке, так и на административное задержание и административный арест. Анализ положений статьи 80 Конституции Украины свидетельствует, что они прямо не предусматривают необходимости предоставления согласия Верховной Рады Украины на привлечение народного депутата Украины к административной ответственности, кроме административного ареста, который накладывается в судебном порядке. Однако применение такой меры, как задержание, касается публично-правовых отношений и может быть формой влияния на народного депутата Украины во время осуществления им своих полномочий, поэтому правоохранительным органам на совершение таких действий необходимо согласие Верховной Рады Украины.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады Украины в своих письмах утверждают, что положение части третьей статьи 80 Конституции Украины необходимо понимать так, что депутатская Неприкосновенность распространяется на административное задержание и на административную ответственность народного депутата Украины в виде административного ареста. Задержание и арест следует понимать не только как уголовно-процессуальные мероприятия, но и как административные.

Позиция Генеральной прокуратуры Украины сводится к тому, что Конституция Украины не разделяет термины "задержание" и "арест" соответственно как уголовно-процессуальную и административную меру, но использует их в различных значениях. Логический и грамматический анализ положения части третьей статьи 80 Конституции Украины о том, что "народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы", дает основания для вывода, что задержание следует понимать как меру уголовно-процессуальную и административную, а арест - как уголовно-процессуальную меру пресечения и как вид административного взыскания.

В выводах специалистов Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого, Черновицкого национального университета им. Ю. Федьковича указывается, что примененный в части третьей статьи 80 Конституции Украины термин "задержанные" следует понимать как уголовно-процессуальную временную меру пресечения и как меру административного принуждения, а термин "арестованные" - как уголовно-процессуальную меру пресечения и как административное взыскание в виде ареста, на применение которых нужно согласие Верховной Рады Украины.

Мнение специалистов Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины и Одесской национальной юридической академии сводится к тому, что предусмотренные частью третьей статье 80 Конституции Украины задержание и арест следует понимать только как уголовно-процессуальные меры пресечения, и депутатская неприкосновенность не распространяется на административную ответственность народных депутатов Украины, в том числе на административное задержание и арест.

5. Согласно части первой статьи 80 Конституции Украины народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Соответствующее положение содержится и в части первой статьи 27 Закона о статусе. Депутатская неприкосновенность является элементом статуса народного депутата Украины и конституционной гарантией, которая направлена на создание надлежащих условий для беспрепятственного и эффективного осуществления им депутатской деятельности (депутатских полномочий). Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер. Ее цель - не только обезопасить народного депутата Украины от незаконного вмешательства в его депутатскую деятельность, но и содействовать надлежащему функционированию парламента.

Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывание в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету (часть вторая статьи 80 Конституции Украины, они не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы (часть третья статьи 80 Конституции Украины).

Следовательно, положение части первой статьи 80 Конституции Украины, согласно которому народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность, и соответствующее положение части первой статьи 27 Закона о статусе нужно понимать так, что депутатская неприкосновенность как элемент статуса народного депутата Украины является конституционной гарантией беспрепятственного и эффективного осуществления народным депутатом Украины своих полномочий и предусматривает освобождение его от юридической ответственности в определенных Конституцией Украины случаях и особый порядок привлечения народного депутата Украины к уголовной ответственности, его задержания, ареста, а также применение других мер, связанных с ограничением его личных прав и свобод.

Что касается срока, на который распространяется депутатская Неприкосновенность, то Конституционный Суд Украины в своем Решении N9-рп/99 от 27 октября 1999 года отметил, что депутатская неприкосновенность распространяется на народного депутата Украины с момента признания его избранным по результатам выборов, засвидетельствованным решением соответствующей избирательной комиссии, и к моменту прекращения в установленном порядке депутатских полномочий.

6. Статья 29 Конституции Украины определяет, что никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом (часть вторая); в случае неотложной необходимости предотвратить преступление или его прервать уполномоченные на то законом органы могут применить содержание лица под стражей как временную меру пресечения, обоснованность которой в течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом (часть третья); об аресте или задержании человека должно быть немедленно сообщено родственникам арестованного или задержанного(часть шестая).

Указанная статья Конституции Украины предусматривает задержание, арест и содержание под стражей как принудительные меры, которые ограничивают право на свободу и на личную неприкосновенность лица и могут применяться на основаниях и в порядке, установленных законом.

В нормах Уголовно-процессуального кодекса Украины термин "задержание" трактуется как временная мера пресечения (часть вторая статьи 149), которая применяется к лицу по причинам и в порядке, предусмотренных, в частности, статьями 106, 115, 165-2 этого Кодекса.

Нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривают административное задержание лица, которое применяется в случаях, прямо предусмотренных законами Украины (статьи 260, 261, 262 и другие). В то же время статья 259 этого Кодекса предусматривает такую принудительную меру, как административную доставку лица, которое совершило административное правонарушение.

Таким образом, задержание нужно понимать и как временную уголовно-процессуальный, и как административно-процессуальный меру пресечения, применение которых ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность индивида.

Термин "арест" в законах Украины также применяется в различных значениях: как вид уголовного наказания (пункт 8 статьи 51 Уголовного кодекса Украины; как вид административного взыскания (пункт 7 части первой статьи 24 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В действующем Уголовно-процессуальном кодексе Украины арест отождествляется со взятием под стражу как видом меры пресечения (пункт 4 части первой статьи 149, статьи 158, 159, 161 и другие).

В части третьей статьи 80 Конституции Украины положения о задержании и аресте не выделяется только как уголовно-процессуальные меры пресечения. Поскольку задержание как административно-процессуальная мера, а арест как вид административного взыскания ограничивают право на свободу и личную неприкосновенность народного депутата Украины, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что административное задержание и административный арест охватываются частью третьей статьи 80 Конституции Украины и не могут быть применены без согласия Верховной Рады Украины.

Следовательно, положение части третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 27 Закона о статусе относительно задержания народного депутата Украины нужно понимать так, что задержание как временная уголовно-процессуальная и как административно-процессуальная мера пресечения может быть применено к народному депутату Украины только с согласия Верховной Рады Украины, на основаниях и в порядке, установленных Конституцией и законами Украины.

Положение части третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 27 Закона о статусе относительно ареста народного депутата Украины нужно понимать так, что арест (взятие под стражу) как уголовно-процессуальная мера пресечения и арест как административное взыскание за совершенное правонарушение могут быть применены к народному депутату Украины только с согласия Верховной Рады Украины, на основаниях и в порядке, установленных Конституцией и законами Украины.

В контексте положений части третьей статьи 80 Конституции Украины необходимо толковать также положение части второй статьи 27 Закона о статусе относительно задержания народного депутата Украины, т.е. задержание народного депутата Украины допускается только с согласия Верховной Рады Украины независимо от наличия ее согласия на привлечение этого народного депутата к уголовной ответственности.

Следовательно, положение части второй статьи 27 Закона о статусе относительно задержания народного депутата Украины в контексте положений части третьей статьи 80 Конституции Украины нужно понимать так, что задержание или арест народного депутата Украины возможны с согласия Верховной Рады Украины независимо от наличия ее согласия на привлечение этого народного депутата к уголовной ответственности.

7. В соответствии с Конституцией Украины полномочия народных депутатов Украины определяются Конституцией и законами Украины (часть четвертая статьи 76); свои полномочия народные депутаты Украины осуществляют на постоянной основе (часть первая статьи 78).

Согласно части первой статьи 26 Закона о статусе никто не имеет права ограничивать полномочия народного депутата Украины, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины, этим и другими законами.

Осуществление народными депутатами Украины своих полномочий направлено прежде всего на реализацию компетенции парламента путем их совместной деятельности на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины. Такая деятельность обеспечивается правовыми гарантиями от неправомерных действий и бездеятельности со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений, организаций и тому подобное.

Следовательно, положение части первой статьи 26 Закона о статусе нужно понимать так, что полномочия народного депутата Украины не могут быть ограничены действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения граждан и их объединений. Ограничения полномочий народного депутата Украины могут устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины.

8. Народные депутаты Украины необходимость в официальном толковании части третьей статьи 27 Закона о статусе обосновывают тем, что ни в этом Законе, ни в Регламенте Верховной Рады Украины не определены "порядок получения согласия Верховной Рады Украины на арест народного депутата; кто из должностных лиц и в каком порядке имеет право обратиться в Верховную Раду Украины с представлением о предоставлении согласия на арест народного депутата; с какого момента у соответствующего должностного лица возникает право на обращение с таким представлением в Верховную Раду Украины".

В части третьей статьи 80 Конституции Украины определено, что привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата Украины возможны только с согласия Верховной Рады Украины. Согласно части третьей статьи 27 Закона о статусе особенности порядка привлечения народного депутата к ответственности определяются Конституцией Украины, этим Законом и законом о регламенте Верховной Рады Украины. Установление таких особенностей является компетенцией Верховной Рады Украины, а не Конституционного Суда Украины.

Поэтому конституционное производство по делу относительно официального толкования части третьей статьи 27 Закона о статусе подлежит прекращению в связи с отсутствием предмета толкования.

Исходя из приведенного и руководствуясь статьями 147, 150 Конституции Украины, статьями 45, 51, 63, 95 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины", Конституционный Суд Украины решил:

1. В аспекте конституционного представления:

1.1 Положения части первой статьи 80 Конституции Украины, согласно которым народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность, и соответствующее положение части первой статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" нужно понимать так, что депутатская Неприкосновенность как элемент статуса народного депутата Украины является конституционной гарантией беспрепятственного и эффективного осуществления народным депутатом Украины своих полномочий и предусматривает освобождение его от юридической ответственности в определенных Конституцией Украины случаях и особый порядок привлечения народного депутата Украины к уголовной ответственности, его задержания, ареста, а также применения других мер, связанных с ограничением его личных прав и свобод.

1.2 Положение части третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" относительно задержания народного депутата Украины нужно понимать так, что задержание как временная уголовно-процессуальная мера пресечения и как административно-процессуальная мера может быть применено к народному депутату Украины только с согласия Верховной Рады Украины, на основаниях и в порядке, установленных Конституцией и законами Украины.

Положения части третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" относительно ареста народного депутата Украины нужно понимать так, что арест (взятие под стражу) как уголовно-процессуальная мера пресечения и арест как административное взыскание за совершенное правонарушение могут быть применены к народному депутату Украины только с согласия Верховной Рады Украины, на основаниях и в порядке, установленных Конституцией и законами Украины.

1.3 Положение части второй статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" относительно задержания народного депутата Украины в контексте положений части третьей статьи 80 Конституции Украины нужно понимать так, что задержание или арест народного депутата Украины возможны с согласия Верховной Рады Украины независимо от наличия ее согласия на привлечение этого народного депутата Украины к уголовной ответственности.

1.4 Положение части первой статьи 26 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" о том, что никто не имеет права ограничивать полномочия народного депутата, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины, этим и другими законами Украины, нужно понимать так,что определенные Конституцией и законами Украины полномочия народного депутата Украины не могут быть ограничены действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения, граждан и их объединений. Ограничения полномочий народного депутата Украины могут устанавливаться исключительно Конституцией и законами Украины.

2. Конституционное производство по делу относительно официального толкования положений части третьей статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" прекратить.

3. Решение Конституционного Суда Украины является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть обжаловано.

Решение Конституционного Суда Украины подлежит опубликованию в "В?снику Конституц?йного Суду України" и в других официальных изданиях Украины.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Решение Конституционного Суда Украины от 26 июня 2003 года №12-рп/2003
"По делу по конституционному представлению 56 народных депутатов Украины об официальном толковании положений частей первой, третьей статьи 80 Конституции Украины, части первой статьи 26, частей первой, второй, третьей статьи 27 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины" и по конституционному представлению Министерства внутренних дел Украины об официальном толковании положения части третьей статьи 80 Конституции Украины относительно задержания народного депутата Украины (дело о гарантиях депутатской неприкосновенности)"

О документе

Номер документа:12-рп/2003
Дата принятия: 26/06/2003
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26/06/2003
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2003, №28, ст. 1381