Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 5 декабря 2007 года №1376

Об утверждении Государственной целевой экологической программы проведения мониторинга окружающей природной среды

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Украины от 17.08.2011 г. №880, 24.10.2012 г. №970)

(По всему тексту Постановления слова "Министерство охраны окружающей природной среды" во всех падежах заменить словами "Министерство экологии и природных ресурсов" в соответствующем падеже в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.2011 №880)

(см. предыдущую редакцию)

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Государственную целевую экологическую программу проведения мониторинга окружающей природной среды (дальше Программа), которая прилагается.

2. Исключен в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.10.2012 г. №970

(см. предыдущую редакцию)

3. Министерству экологии и природных ресурсов вместе с Министерством финансов и другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти во время составления проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год предусматривать средства на выполнение заданий и мероприятий Программы.

4. Министерству экологии и природных ресурсов подавать ежегодно до 15 апреля Кабинету Министров Украины и Министерству экономического развития и торговли информацию о ходе выполнения Программы.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.08.2011 №880)

(см. предыдущую редакцию)

 

Премьер-министр Украины В.Янукович

Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 года №1376

Государственная целевая экологическая программа проведения мониторинга окружающей природной среды

Цель Программы

 

Целью этой Программы является обеспечение развития единой государственной системы мониторинга окружающей природной среды (дальше - система мониторинга), направленной на:

повышение эффективности ее функционирования;

предоставление органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и населению своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, повышение уровня экологических знаний граждан;

определение общих приоритетов во время планирования действий субъектов системы мониторинга;

создание единой сети наблюдений;

техническое переоснащение и совершенствование нормативно-методического обеспечения системы мониторинга;

согласование элементов информационных технологий, которые используются субъектами системы мониторинга.

 

Пути и способы решения проблемы

Украина является участником свыше 70 международных двусторонних и многосторонних соглашений и конвенций, выполнение которых нуждается в использовании информации относительно состояния окружающей природной среды и прогнозирования его изменений. В связи с этим развитие системы мониторинга должно осуществляться с учетом общеевропейских требований.

За годы проведения наблюдений субъектами системы мониторинга накоплен определенный опыт и значительный объем информации относительно состояния окружающей природной среды и источников его загрязнения. Однако, поскольку информация накоплена на бумажных носителях и размещена в базах данных, которые по структуре не отвечают требованиям и рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН относительно создания Европейской сети наблюдений и информации о состоянии окружающей природной среды, нет возможности в полном объеме использовать имеющиеся данные для проведения его комплексной экологической оценки.

Решение отмеченных проблем достигается путем сочетания усилий субъектов системы мониторинга и координации их действий, обеспечения непрерывности наблюдений за составляющими окружающей природной среды, совершенствования нормативного, методического, технического и организационного обеспечения для создания единой сети наблюдений, внедрения передовых информационных технологий и создания банков данных о его состоянии.

Предусмотрено проведение комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха, вод, земель, лесов, геологической среды, биологического многообразия, обращения с отходами, физических факторов влияния на окружающую природную среду.

Для обеспечения мониторинга необходимо, в частности, определить информационные потребности, создать систему оценки состояния окружающей природной среды, разработать программы мониторинга разного уровня, провести наблюдение, сбор, обработку и анализ данных мониторинга и оценку информации, подготовить на ее основе заключения и предложения.

Стратегия оценки состояния окружающей природной среды, которая предусмотрена Программой, базируется на комплексном подходе и использовании оценки отдельных его составляющих с учетом возможности применения экологических индикаторов отмеченного состояния.

Комбинированное использование результатов различных видов исследований и наблюдений, в частности физических, химических, биологических, дает возможность расширять возможности для выявления причинно-следственных связей состояния объектов окружающей природной среды и факторов влияния на них. Такой подход обеспечивает всесторонность, объективность и повышение уровня эффективности системы оценки состояния окружающей природной среды по сравнению с подходом, который основывается на определении концентрации загрязняющих веществ.

Оценка риска должна способствовать определению приоритетности мероприятий как в сфере мониторинга окружающей природной среды, так и в природоохранной деятельности. Учет результатов оценки риска может быть использован органами исполнительной власти для решения вопросов относительно предотвращения кризисных ситуаций, разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Для выполнения заданий Программы должны быть разработаны и приняты региональные и специальные программы мониторинга.

Региональные программы направляются на выполнение приоритетных заданий и осуществление мероприятий в сфере мониторинга окружающей природной среды в пределах региона.

Специальные программы мониторинга разрабатываются центральными органами исполнительной власти для решения заданий, которые нуждаются в дополнительной информации о состоянии окружающей природной среды и/или влиянии факторов его загрязнения на определенных территориях. Такие задания могут быть связаны с чрезвычайной экологической ситуацией, трансграничным мониторингом, потенциально экологически опасным объектом, научной задачей и тому подобное.

Программа направлена на сочетание усилий всех субъектов системы мониторинга для предотвращения дублирования функций по мониторингу, создание единой сети наблюдений после оптимизации ее элементов и программ, унификации и постоянного совершенствования технического, методического, метрологического, научного обеспечения ее функционирования.

Интеграция элементов сетей субъектов мониторинга в единую сеть происходит путем образования организационных и информационных связей для обеспечения выполнения функций системы мониторинга и достижения единой цели.

Единая сеть наблюдений предусматривает деление по принципу назначения информации на общегосударственный, региональный и локальный уровни. К общегосударственному уровню назначения информации относятся пункты наблюдений, которые отнесены к приоритетным и отображают общее состояние окружающей природной среды государства и влияние наиболее важных факторов на смену его состояния, и как обязательные составляющие - специальные сети трансграничного и фонового мониторинга.

Предусматривается создание унифицированного по соответствующим направлениям методического обеспечения мониторинга, которое должно быть внедрено во время проведения наблюдений в единой сети всеми субъектами системы мониторинга. Основой такого обеспечения должны быть национальные стандарты и стандарты ЕС в сфере охраны окружающей природной среды.

Техническое обеспечение единой сети наблюдений определяет ее общий уровень, потому предусматривается системное постоянное обновление средств измерительной техники и оборудования служб наблюдений, в частности проведение анализа и разработки рекомендаций, внедрение многофункциональных приборов, создание автоматизированных постов наблюдений и унификации средств измерительной техники.

Метрологическое обеспечение проведения наблюдений предусматривает применение единых метрологических норм и правил во время осуществления отбора проб и проведения полевых и лабораторных исследований, соответствующих средств измерительной техники, статистической обработки результатов наблюдений.

С целью обеспечения интеграции информационных ресурсов и взаимодействия субъектов системы мониторинга будет создаваться и обеспечиваться функционирование единой автоматизированной подсистемы сбора, обработки, анализа и сохранения данные, для чего предусматривается:

унификация технического и программного обеспечения;

объединение информационных подсистем отдельных субъектов системы мониторинга для комплексной оценки информации;

внедрение передовых информационно-аналитических технологий и унифицированных форм представления и сохранения данные;

обеспечение открытости информационных систем для их расширения и внедрения новых направлений.

Создание и последующее развитие банков информационных ресурсов в системе мониторинга будет осуществляться с учетом уровневого принципа распределения заданий и обеспечивать информационное наполнение соответствующих баз и банков высшего уровня. Многоуровневая внедряется с целью повышения функциональной и экономической эффективности информационного обеспечения.

Среди пользователей информационных ресурсов системы мониторинга определяются три основных категории:

постоянные, информация которым предоставляется согласно согласованным регламентам, которые учитывают информационные потребности пользователей, и к которым принадлежат органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, субъекты системы мониторинга и их территориальные органы;

пользователи, которые обращаются по нерегламентированному запросу;

средства массовой информации.

Альтернативным вариантом решения проблемы является реализация проекта системы экологического мониторинга Украины, по которому предусматривается создание новой единой сети наблюдений системы мониторинга без использования существующих сетей субъектов системы мониторинга, новой инфраструктуры системы мониторинга и осуществления капиталоемких мероприятий.

Таким образом, учитывая реальные возможности финансирования мероприятий Программы, избрано максимальное использование существующего потенциала без привлечения значительных капиталовложений в течение ближайших лет.

 

Задания и мероприятия

Обеспечение надлежащего уровня выполнения функций системы мониторинга и решения существующих проблем достигается путем осуществления ряда мероприятий, направленных на ее развитие, с использованием существующих возможностей субъектов системы.

В первую очередь будут осуществляться организационные мероприятия по созданию предпосылок для выполнения Программы, которые не нуждаются в дополнительном финансировании и проводятся в пределах функциональных полномочий субъектов системы мониторинга. Отмеченные мероприятия предусматривают:

определение структурных подразделений субъектов системы мониторинга, которые будут отвечать за обмен информацией;

заключение и выполнение соглашений о совместной деятельности субъектов системы мониторинга;

проведение экспертизы региональных и специальных программ, которые содержат задания и мероприятия по проведению мониторинга окружающей природной среды, и осуществлению контроля за их выполнением;

разработка и внедрение постоянно действующей системы информирования общественности о состоянии окружающей природной среды.

Исполнители мероприятий Программы определенны в приложении 1.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 года №1376
"Об утверждении Государственной целевой экологической программы проведения мониторинга окружающей природной среды"

О документе

Номер документа:1376
Дата принятия: 05/12/2007
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:05/12/2007
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2007, №93, ст. 3403

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24/10/2012  документом  Постановление Кабинета Министров Украины О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно программ... № 970 от 24/10/2012
Вступила в силу с: 02/11/2012


Редакция от 17/08/2011, принята документом Постановление Кабинета Министров Украины О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 5 декабря 2007 г. №1376 № 880 от 17/08/2011
Вступила в силу с: 26/08/2011


Первоначальная редакция от 05/12/2007