База данных

Дата обновления БД:

16.11.2018

Добавлено/обновлено документов:

58 / 142

Всего документов в БД:

87391

Действует

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

Министерством Юстиции

Республики Узбекистан

19 февраля 2001 г. №1010

Утверждено Постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 8 февраля 2001 года №4/9 (№485)

Положение о ведении расчетов между банками Республики Узбекистан по системе электронных платежей

(В редакции Постановления РУз от 22.06.2004 г. N1010-1)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности", принципами построения системно значимых платежных систем и регламентирует порядок проведения межбанковских расчетов на всей территории Республики Узбекистан по системе электронных платежей.

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

1) Система электронных платежей (СЭП) - это общегосударственная платежная система, осуществляющая межбанковские расчеты, основанная на безбумажной технологии и передаче электронной информации средствами электронной почты Центрального банка Республики Узбекистан.

2) Центр расчетов (ЦР) - это отдел управления бухгалтерского учета, отчетности и расчетов Главного территориального управления (ГТУ) Центрального банка Республики Узбекистан, в функции которого входит обслуживание корреспондентских счетов коммерческих банков и бесперебойное обеспечение расчетов между банками.

3) Корреспондентский счет банка (корсчет) - это счет, который открывается коммерческому банку в Центре расчетов Главных территориальных управлений Центрального банка Республики Узбекистан и предназначен для проведения межбанковских расчетов.

4) Электронный платежный документ (ЭПД) - это документ, который создается на основании первичных денежно-расчетных документов по форме, установленной Центральным банком Республики Узбекистан, защищенный уникальной электронной подписью банка-инициатора, с пометкой "Электронно", является его точной копией и имеет юридическую силу оригинала при условии, что проверка Центральным банком Республики Узбекистан электронной подписи и правильности оформления дала положительный результат.

5) Банк-инициатор - это банк, начавший платежную операцию.

6) Банк-бенефициар - это банк, завершивший платежную операцию.

7) Инициированная транзакция - платеж считается инициированным и, следовательно, не подлежащим отмене после подтверждения уникальной электронной подписью банка-инициатора.

3. СЭП выполняет следующие функции:

а) ускорение проведения безналичных расчетов между банками Республики Узбекистан;

б) защиту передаваемых электронных платежных документов от несанкционированного доступа;

в) соблюдение законов и правил, регламентирующих платежные операции.

4. СЭП функционирует на основе следующих принципов:

а) отсутствия приоритетов обработки транзакций по каким-либо признакам и справедливого и открытого доступа к участию в системе;

б) практичности с точки зрения пользователей и экономической эффективности средств осуществления платежа;

в) эффективности руководства системой четких обязательств по расчетам;

г) инициирования транзакции банком-инициатором;

д) осуществления платежей при соответствии оборотов и остатков внутреннего и внешнего корсчетов;

е) невозможности отменить инициированную транзакцию;

ж) высокой степени безопасности и оперативной надежности;

з) безотзывности платежа с момента подтверждения уникальной электронной подписью банка-инициатора и окончательности платежа с момента зачисления средств на корреспондентский счет банка-бенефициара;

и) возможности предоставления средств, необходимых для поддержания ликвидности системы в течение дня и своевременного завершения инициированных транзакций при временной нехватке средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, на основании отдельного договора, заключенного между Центральным банком Республики Узбекистан и коммерческим банком;

к) организации обмена платежными документами в виде технологических циклов приема - контроля - передачи с учетом текущих потребностей;

л) отсутствия ограничения на предельные суммы транзакций, за исключением платежей по расчетным чекам коммерческих банков, выданным физическим лицам.

5. Система электронных платежей является собственностью Центрального банка Республики Узбекистан.

6. Участниками СЭП являются Главный центр информатизации (ГЦИ), Территориальные центры информатизации (ТЦИ) и Центры расчетов Центрального банка Республики Узбекистан.

7. Схема прохождения электронных платежей приведена в приложении N1.

8. Пользователями системы электронных платежей являются РКЦ, коммерческие банки и небанковские финансовые институты (подключение небанковских финансовых институтов к СЭП предусматривается в будущем), которые имеют корреспондентские счета в соответствующем территориальном Центре расчетов Центрального банка Республики Узбекистан.

9. Права и обязанности участников и пользователей СЭП регулируются двусторонними договорами банков - пользователей с Центром расчетов ГТУ Центрального банка Республики Узбекистан - на открытие и обслуживание корреспондентских счетов, с ГЦИ (ТЦИ) - на проведение расчетов по системе электронных платежей Центрального банка Республики Узбекистан. Стороны могут заключать договора по типовым формам, приведенным в приложениях N2 и N3.

10. Ответственность за правильность заполнения документов, предназначенных для передачи в СЭП, несет клиент банка.

11. Ответственность за правильность зачисления, списания и формирования электронных файлов платежных документов, передаваемых на обработку в ТЦИ (ГЦИ), возлагается на банк-инициатор, а принимаемых с ТЦИ (ГЦИ) - на банк-бенефициар.

12. Ответственность за сохранность информации, передаваемой по системе электронных платежей, своевременное и правильное зачисление и списание средств с корреспондентских счетов банков, а также формирование и отправку подтверждений о принятых и обработанных ЭПД (включая ссылку на номер ЭПД, сумму операции, дату и время завершения операции), выписки из корреспондентского счета (промежуточной и окончательной) возлагается на ГЦИ и ТЦИ.

II. Порядок подключения банков к СЭП

13. Для подключения банка к системе электронных платежей он должен быть зарегистрирован в установленном законодательством порядке в Центральном банке Республики Узбекистан, иметь уникальный код в Национальной информационной базе банковских депозиторов (НИББД), располагать соответствующим программным комплексом, имеющим возможность выхода в СЭП.

14. Банк после получения лицензии Центрального банка Республики Узбекистан на осуществление банковской деятельности должен обратиться с письмом в Департамент платежной системы и информатизации ЦБ (ДПС и

И) о присвоении ему уникального кода в НИББД.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Положение о ведении расчетов между банками Республики Узбекистан по системе электронных платежей
утверждено Постановлением Правления Центрального банка Республики Узбекистан от 8 февраля 2001 года №4/9

О документе

Номер документа:4/9 (N485)
Дата принятия: 08/02/2001
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 1010 от 19/02/2001
Начало действия документа:01/03/2001
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

"Банковские Ведомости" №11, март 2001 г.;

Бюллетень нормативных актов РУз №3-4, февраль 2001 г.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 22/06/2004