Утратил силу

Документ утратил силу с 25 октября 2013 года в соответствии с пунктом 1 Приказа Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 25 октября 2013 года №329

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНМИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ И МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

от 24 декабря 2001 года №314

Об утверждении Электросетевых Правил

(В редакции Приказов Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 16.09.2004 г. №222, 26.07.2007 г. №175)

В целях определения технических требований и условий работы электрических сетей, установления четких и открытых отношений между различными пользователями электрических сетей, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Электросетевые Правила.

2. Департаменту электроэнергетики и твердого топлива (Бертисбаев Н.Б.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящих Правил.

3. Считать утратившим силу приказ Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 1 октября 2001 года №228.

Заместитель Премьер-Министра Республики Казахстан - Министр

В.С.Школьник

Утверждены Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Министра энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 24 декабря 2001 года №314

Электросетевые Правила Республики Казахстан

Настоящие Электросетевые Правила определяют технические требования и условия работы электрической сети, а также устанавливают четкие и открытые отношения между различными ее участниками. Настоящие Электросетевые Правила разработаны в соответствии с требованиями нормативных актов Республики Казахстан и международных стандартов.

Раздел 1. Общие положения

Глава 1. Основные положения

Параграф 1. Основные понятия и термины, применяемые в настоящих Электросетевых Правилах (далее - ЭСП)

1. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

Автоматизированная система коммерческого учета - все компоненты и устройства, установленные или существующие между каждой точкой коммерческого учета и базой данных коммерческого учета. Сюда входят комплекс коммерческого учета, все связанные с ним линии связи и оборудование для обработки данных;

Активная электрическая мощность - среднее за период значение мощности переменного тока, характеризующее скорость преобразования электромагнитной энергии в другие формы (тепловую, механическую, световую и так далее);

Автоматический регулятор мощности (далее - АРМ) - устройство автоматического регулирования выходной мощностью генерирующей энергоустановки в ответ на сигналы, подаваемые системным оператором;

База данных учета - база данных, состоящая из Реестра коммерческого учета и данных коммерческого учета, обслуживаемая и управляемая системным оператором;

Вторичное регулирование - медленное (свыше 30 секунд) изменение генерации автоматически или вручную в нормальных или после аварийных режимах;

Высокое напряжение (далее - ВН) - напряжение от 1000 Вольт и выше;

Генерирующая установка - устройство, вырабатывающее электроэнергию;

Генерирующая установка для пуска системы из полностью обесточенного состояния - генерирующая установка, которая может запускаться и/или работать без обычного внешнего источника энергоснабжения и способная подавать питание в энергосистему после полного обесточивания;

Госстандарт - государственный орган, осуществляющий управление работами по стандартизации и сертификации;

Госэнергонадзор - Комитет по государственному энергетическому надзору Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, осуществляющий в соответствии и законодательством Республики Казахстан функции надзора и контроля в секторе электроэнергетики;

График плановых отключений - график, согласованный соответствующими сторонами, содержащий плановые передачу и/или генерацию и отключения потребителей на следующий календарный год, включая время начала и окончания, так далее;

График проведения системного испытания - график регулярных испытаний комплекса коммерческого учета или любого оборудования или установки, разрабатываемая соответствующим ответственным субъектом;

Данные коммерческого учета - данные, полученные от комплекса коммерческого учета, и/или обработанные данные, используемые для проведения коммерческих расчетов;

Договор на вход в электрические сети (далее - ДВЭЛ)двусторонний договор между электросетевой компанией и пользователем, в котором оговариваются условия присоединения к электрическим сетям;

Дублирующие линии электропередачи - новые линии электропередачи, включаемые параллельно существующим линиям электропередачи, по которым осуществляется передача электрической энергии и мощности с нормируемым качеством и степенью надежности, соответствующей категорийности субъектов рынка;

Договор на предоставление вспомогательных услуг - договор, заключенный между системным оператором и пользователем на предоставление вспомогательных услуг;

Единая электроэнергетическая система Республики Казахстан (далее - ЕЭС РК) - совокупность электрических станций, линий электропередачи и подстанций, обеспечивающих надежное и качественное энергоснабжение потребителей Республики Казахстан;

Запуск системы после полного ее обесточивания ("разворот с нуля") - процесс восстановления режима работы энергосистемы после полного или частичного отказа при отсутствии внешнего источника энергоснабжения;

Индикативный план развития производства - план, описывающий будущее развитие ЕЭС РК в течение следующих десяти лет, учитывающий планируемый спрос, вывод из эксплуатации и развитие производства;

Инструкция по предотвращению и ликвидации системных аварийинструкция, регулярно составляемая и обновляемая системным оператором, и в которой дается подробное описание мероприятий, осуществляемых системным оператором при возникновении системной аварии для обеспечения в короткие сроки надежного и стабильного функционирования ЕЭС РК;

Идентификационный код комплекса коммерческого учета (ИК)однозначно определяемый десятичный цифровой код из 18 символов для каждого комплекса коммерческого учета;

Коммерческий учет - учет электрической энергии, необходимый для взаиморасчета между сторонами по договорам купли-продажи и передачи электрической энергии;

Комплекс коммерческого учета - оборудование, необходимое для проведения коммерческого учета, расположенное между определенной точкой коммерческого учета и точкой подключения к устройству сбора информации;

Межгосударственные линии электропередачи - линии электропередачи, обеспечивающие межгосударственные перетоки мощности и энергии;

Местный терминал сбора данных - устройство, предназначенное для сбора и хранения данных коммерческого учета на месте для проверки их корректности или в случае невозможности удаленного сбора коммерческих данных;

Минимальная генерация (далее - МГ) - минимальный уровень выходной генерируемой мощности, на котором должна работать генерирующая установка для поддержания стабильного рабочего режима;

Национальная электрическая сеть (далее - НЭС) - совокупность линий электропередачи, подстанций и распределительных устройств напряжением 220, 500, и 1150 кВ, обеспечивающих межгосударственную и (или) межрегиональную передачу электрической энергии, выдачу мощности электрических станций и не подлежащих приватизации и ее предварительным стадиям;

Низкое напряжение (далее - НН) - напряжение ниже 1000 Вольт;

Нормальный режим работы ЕЭС РК - установленный режим работы ЕЭС РК, при котором находятся в работе все элементы электрической сети в соответствии с утвержденной уполномоченным органом схемой и обеспечивается запланированное электроснабжение всех потребителей электрической энергии, подключенных к электрической сети;

Оборудование и аппаратура - стационарное или подвижное оборудование, в котором используются электрические проводники или его части;

Объединенная энергосистема (далее - ОЭС) - совокупная инфраструктура электрических сетей, электростанций и других пользователей, подключенных к сети;

Ограничение по пропускной способности передачи - ограничение передаваемой мощности электропередачи, определяемое тепловым режимом сетевого оборудования, пределами по напряжению и сохранению устойчивости работы энергосистемы;

Оперативный резерв - централизованно согласованный резерв мощности, имеющийся в наличии для замены первичного регулирования частоты и вторичного регулирования частоты после аварии;

Оператор рынка централизованной торговли электрической энергией (далее - ОРЦТЭ) - организация, осуществляющая централизованные торги электрической энергией, включая спот-торги электрической энергии;

Определенная точка коммерческого учета (далее - ОТКУ)физическая точка на границе раздела балансовой принадлежности, в которой должны выполняться требования общей точности, указанные в Разделе 5 настоящих Правил (Коммерческий учет). Расположение указанных точек коммерческого учета должно быть согласовано между электросетевыми компаниями и пользователями сети соответствующими договорами;

Оптовый рынок электрической энергии (далее - ОРЭ) - система отношений, связанных с куплей-продажей электрической энергии, функционирующая на основе договоров между субъектами оптового рынка электрической энергии;

Организатор коммерческого учета - лицо или организация, которые необязательно являются субъектами энергорынка, уполномоченные предоставлять услуги по коммерческому учету, такие как предоставление комплекса коммерческого учета, калибровку и техническое обслуживание комплекса субъектам энергорынка;

Организация работ по технике безопасности - комплекс мероприятий, обеспечивающий безопасное проведение работ или испытаний персоналом на электрооборудовании высокого напряжения;

Останов - плановый или внеплановый вывод из работы энергоустановки или оборудования;

Ответственная сторона или владелец комплекса коммерческого учета - физическое или юридическое лицо, имеющее на балансе комплекс коммерческого учета, эксплуатирующее его и несущее ответственность за него;

Первичное регулирование - быстрое действие (в течение 8-12 секунд) регуляторов скорости вращения турбин электростанций, при аварийных отклонениях частоты, осуществляемое при помощи генерирующих установок, работающих в режиме свободного регулирования вырабатываемой мощности;

Передача электрической энергии - услуга по транспортировке электрической энергии, оказываемая энергопередающими организациями в соответствии с заключенными договорами;

Переключение - коммутация оборудования и/или аппаратуры согласно инструкции ТО или уполномоченной электросетевой компании или пользователя;

Период диспетчеризации - минимальный период времени, запланированный в суточном графике, за который осуществляется контроль и управление режимом производства, передачи и потребления электрической энергии и мощности;

План запуска системы после полного ее обесточивания - План по восстановлению режима работы энергосистемы в случае полного или частичного останова, регулярно разрабатываемый и обновляемый СО;

План развития НЭС (далее - ПРНЭС) - план, описывающий все значительные инвестиции в развитие электрических сетей в последующие пять лет, включающий в себя долгосрочные прогнозы нагрузки, месторасположение и пропускную способность новых линий, вывод оборудования из эксплуатации и так далее;

План развития РЭС (далее - ПРРЭС) - план, включающий в себя долгосрочный прогноз нагрузки в распределительных сетях, как существующих, так и планируемых построить в следующие пять лет, вывод оборудования из эксплуатации, месторасположение и пропускную способность новых линий, и так далее;

Планирование мероприятий в аварийных ситуациях - раздел Электросетевых правил, в котором указаны права и обязанности разных сторон в отношении принятия мер по предотвращению и регулированию крупных сбоев в системе;

Плановое отключение генерации - Плановое выведение генерирующей установки из работы;

Полное обесточивание - полный отказ всей или части энергосистемы;

Пользование электрическими сетями - договоренность, по условиям которой электросетевые компании, передающие электроэнергию, предоставляют любому субъекту рынка электрической энергии возможность пользования их сетями;

Пользование электрическими сетями - договоренность, по условиям которой электросетевые компании, передающие и распределяющие электроэнергию, предоставляют любому субъекту энергорынка возможность пользования их сетями;

Пользователь сети - субъект рынка электроэнергии (юридическое или физическое лицо), использующий электрические сети электросетевой компании;

Послеаварийный режим работы - установившийся режим, возникающий после аварийного отключения поврежденного элемента энергосистемы (электрической сети) и продолжающийся до восстановления схемы электроснабжения, предусмотренной для нормального режима работы;

Потребитель - физическое или юридическое лицо, использующее на основе договора электрическую и (или) тепловую энергию;

Правила по технике безопасности - обязательные правила для электросетевых компаний и пользователей, обеспечивающие безопасность персонала, работающего на оборудовании, подпадающего под действие этих правил;

Предложение на подключение - официальное предложение электросетевой компании, представленное в ответ на запрос пользователя;

Прямой (правомочный) оптовый потребитель - юридическое или физическое лицо с потребляемой мощностью не менее 1 МВт среднесуточной (базовой) мощности, имеющий в наличии систему коммерческого учета, телекоммуникаций, обеспечивающих их унификацию с системами, установленными у Системного оператора, а также принимающие подстанции (трансформаторные пункты) которого, подключены к НЭС непосредственно или через сети третьей стороны и приобретающее электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии;

ПУЛ резервов мощности ЕЭС РК (далее - ПУЛ) - некоммерческая организация, учреждаемая на добровольной основе электростанциями и отдельными оптовыми потребителями в целях формирования необходимого объема, структуры и размещения резервов электрической мощности для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей в случае непредвиденного выхода из строя генераторов или линий электропередачи;

Региональная электрическая сеть (далее - РЭС) - совокупность линий электропередачи и подстанций напряжением 110 кВ и ниже, обеспечивающих передачу электрической энергии в пределах одной административно-территориальной единицы (области), а также между НЭС и потребителями;

Реактивная электрическая энергия - энергия, которая расходуется на создание электромагнитных полей в электроустановках;

Региональная электросетевая компания - энергопередающая организация, эксплуатирующая электрические сети регионального уровня;

Реестр коммерческого учета - реестр, содержащий информацию, связанную с комплексом коммерческого учета. Информация включает в себя тип и технические спецификации оборудования, данные по проверке и калибровке, данные, относящиеся к конкретному участку и так далее;

Резерв замещения (холодный резерв) - резерв мощности, имеющийся в наличии для замены краткосрочного выхода из строя генерирующей установки, или долговременного отсутствия генерации, которая не может быть восстановлена из первоначального источника;

SCADA - сокращенное название для "Системы диспетчерского контроля и сбора данных" - компьютерной системы, работающей в режиме реального времени, используемой для мониторинга и контроля электрической сети в режиме реального времени;

Сбор данных коммерческого учета - процесс поиска, проверки и обработки данных коммерческого учета;

Система обеспечения безопасности - система мер, включающая процесс подачи напряжения, изолирования, заземления и выпуск соответствующего документа;

Системная авария - аварийное нарушение режимов работы объектов электроэнергетики, приведшее к потере устойчивости единой электроэнергетической системы и разделению ее на части;

Системное испытание - испытание энергосистемы;

Системный оператор (далее - СО) - организация, осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление, обеспечение параллельной работы с энергосистемами других государств, поддержание баланса в энергосистеме, оказание системных услуг и приобретение вспомогательных услуг у субъектов оптового рынка электрической энергии, а также передачу электрической энергии по национальной электрической сети, ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

Событие - любое незапланированное (или прогнозируемое) событие в энергосистеме, включая аварии, повреждения, отказы и так далее;

Событие системного значения - событие в энергосистеме одной стороны, которое имело или может иметь серьезные и/или далеко идущие последствия для энергосистемы другой стороны;

Соединение - объединение электрических сетей электросетевых компаний и/или пользователей;

Субъект оптового рынка электрической энергииэнергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие организации, потребители электрической энергии, системный оператор, оператор централизованной торговли электрической энергией и иные организации, осуществляющие деятельность на оптовом рынке электрической энергии;

Сторона - лицо или организация, участвующая в работе электроэнергетической отрасли Республики Казахстан;

Счетчик коммерческого учета - устройство, предназначенное для измерения и учета электрической энергии при ее производстве, передаче и потреблении;

Суточный график производства-потребления электрической энергииутвержденный системным оператором документ, регламентирующий почасовые величины производства и потребления электрической энергии на каждые календарные сутки в соответствии с договорами по купле-продаже электрической энергии, заключенными участниками оптового рынка на рынках децентрализованной купли-продажи электрической энергии и централизованной торговли электрической энергии;

Телекоммуникационная сеть - оборудование и каналы связи, обеспечивающие передачу информации между устройствами внутри одной информационной системы, и между информационными системами;

Техническая диспетчеризация - услуга, оказываемая системным оператором по осуществлению централизованного оперативно-диспетчерского управления режимами производства и потребления электрической энергии в ЕЭС Казахстана;

Точка подключения - согласованная точка энергоснабжения, установленная между электросетевой компанией и пользователем;

Трансформатор собственных нужд электростанции - трансформатор, обеспечивающий энергоснабжение оборудования собственных нужд электростанции;

Управляющее воздействие противоаварийной автоматики (далее - УВ ПА) - автоматическое воздействие на оборудование по сигналу ПА (отключение-включение оборудования или нагрузки, загрузка-разгрузка оборудования и тому подобное) с целью выполнения возложенных на ПА задач; Устройство хранения данных - устройство, обеспечивающее сбор данных по электрической энергии, комплектацию их в пятиминутные интервалы, хранение минимума данных за 50 дней и электронный доступ для СО через телекоммуникационную сеть. Данное устройство может быть отдельной единицей оборудования или соединено с приборами измерения энергии в одном физическом устройстве;

Устройство сбора данных (далее - УСД) - оборудование и программное обеспечение, выполняющее сбор данных коммерческого учета;

Фактическая точка коммерческого учета (далее - ФКТУ) - точка, в которой измеряется количество электрической энергии;

Централизованное оперативно-диспетчерское управлениеосуществляемый СО процесс непрерывного управления технически согласованной работой энергопроизводящих, энергопередающих, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической энергии, обеспечивающий нормативный уровень надежности единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и соблюдение нормативного качества электрической энергии;

Центральное диспетчерское управление (далее - ЦДУ)подразделение, входящее в структуру системного оператора, отвечающее за оперативное управление ЕЭС Казахстана и надежность ее работы, включая балансирование и обеспечение качества электроэнергии;

Эксплуатация - запланированная деятельность, относящаяся к эксплуатации энергосистемы;

Электрические сети - совокупность подстанций, распределительных устройств и соединяющих их линий электропередачи, предназначенная для передачи электрической энергии;

Электрические станции - энергоустановка, предназначенная для производства электрической энергии, содержащая строительную часть, оборудование для преобразования энергии и необходимое вспомогательное оборудование;

Электросетевая компания - юридическое лицо, которое управляет и эксплуатирует электрические сети на праве управления или собственности;

Электросетевые правила (далее - ЭСП) - настоящие Правила;

Электростанции для запуска системы из полностью обесточенного состояния - электростанция, имеющая одну или несколько генерирующих установок для пуска системы из полностью обесточенного состояния;

Электростанции с самозапуском - электростанции, которые располагают возможностью поднять частоту вращения одной или нескольких генерирующих установок до синхронной частоты вращения и обеспечить возобновление подачи питания в электрическую сеть в случае отсутствия энергоснабжения сети. Данные технические возможности могут быть обеспечены источниками энергоснабжения для собственных нужд, или в соответствии с соглашением, заключенным с внешним источником энергоснабжения;

Энергопроизводящая организация (далее - ЭПО) - организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии.

Параграф 2. Цель и задачи ЭСП

2. ЭСП определяют технические требования и условия работы электрической сети, устанавливают отношения между различными ее участниками и регулируют следующие вопросы:

1) планирование развития электрических сетей и ЕЭС Казахстана в целом;

2) условия доступа к электрическим сетям;

3) управление работой ЕЭС Казахстана;

4) организация коммерческого учета электроэнергии;

5) услуги региональной электрической сети;

6) составление графиков и оценка надежности работы ЕЭС Казахстана;

7) оказание услуг по технической диспетчеризации.

3. ЭСП регулируют отношения между различными пользователями электрических сетей. При этом они не содержат положений, регулирующих внутреннюю деятельность электросетевых компаний.

4. Основными субъектами исполнения настоящих ЭСП являются:

1) технический оператор ЕЭС Казахстана;

2) электросетевые компании;

3) рыночный оператор;

4) энергопроизводящие организации;

5) потребители электрической энергии;

6) энергоснабжающие организации;

7) торгово-посреднические компании.

Параграф 3. Непредвиденные обстоятельства

5. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, неучтенных в настоящих ЭСП, СО и электросетевые компании соответственно (вопросы, связанные с линиями электропередачи межрегионального уровня относятся к СО; вопросы, связанные с распределительными линиями электропередачи относятся к РЭК), в зависимости от случая, должны незамедлительно проконсультироваться со всеми вовлеченными сторонами для достижения соглашения по возможным действиям либо принять меры в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Если соглашение между СО или электросетевой компанией и другими сторонами не было достигнуто, СО или электросетевая компания, должны определить необходимые меры для устранения возникших непредвиденных обстоятельств и уведомить стороны и уполномоченный орган о своем решении и доводах в пользу его принятия.

Во всех случаях, когда СО или электросетевая компания принимают такое решение, оно должно максимально учитывать мнение сторон по этому вопросу.

6. При исполнении решения каждая сторона должна следовать всем предписаниям СО или электросетевой компании, которые не должны нарушать надежную работу энергоустановок определенной стороны. СО или электросетевая компания должны незамедлительно проинформировать обо всех случаях непредвиденных обстоятельств и принятых решениях.

Параграф 4. Спорные вопросы

7. Споры, возникающие в процессе применения настоящих Правил решаются в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Параграф 5. Сектор электроэнергетики Казахстана

8. Электроэнергетика Республики Казахстан состоит из энергопроизводящих организаций (ЭПО) различного назначения, электросетевых компаний, энергоснабжающих организаций, оптовых потребителей электроэнергии, Системного оператора (СО) и Оператора рынка централизованной торговли электрической энергией (ОРЦТЭ), уполномоченного органа, осуществляющего функции государственного управления электроэнергетикой.

9. Государственное регулирование в области электроэнергетики заключается в:

1) лицензировании;

2) государственном регулировании тарифов (цен, ставок сбора);

3) демонополизации и приватизации объектов электроэнергетики;

4) государственном надзоре за надежностью, безопасностью и экономичностью производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической энергии;

5) разработке и утверждении нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативных технических документов, содержащих технические и технологические требования регулирования деятельности и отношений в сфере производства, передачи, технической диспетчеризации и потребления электрической и тепловой энергии, а также нормы, обеспечивающие надежность, экономичность и безопасность строительства и эксплуатации линий злектропередачи, электро- и энергоустановок.

10. Рыночные отношения в электроэнергетике осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Рынок электроэнергии состоит из следующих параллельных и взаимодополняющих рынков:

1) рынка децентрализованной купли-продажи электрической энергии, функционирующего на основе заключаемых участниками рынка договоров купли-продажи электрической энергии по ценам и условиям поставки, устанавливаемым соглашением сторон;

2) рынка централизованной торговли электрической энергии, представляющего собой организованную торговую площадку для купли-продажи электрической энергии на краткосрочном (спот-торги), среднесрочном (неделя, месяц) и долгосрочном (квартал, год) основании;

3) балансирующего рынка в режиме реального времени, функционирующего в целях физического и последующего финансового урегулирования почасовых дисбалансов, возникающих в операционные сутки между фактическими и договорными величинами производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, утвержденными СО в суточном графике производства-потребления электрической энергии;

4) рынка системных и вспомогательных услуг, функционирующего на основе как приобретения у субъектов оптового рынка электрической энергии, так и оказания СО соответствующих услуг субъектам оптового рынка электрической энергии для обеспечения установленных государственными стандартами надежности работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан и качества электрической энергии.

11. ОРЦТЭ выполняет функции:

1) осуществляет организацию и проведение спот-торгов;

2) осуществляет организацию и проведение централизованной торговли электрической энергии на среднесрочный (неделя, месяц) и долгосрочный (квартал, год) периоды;

3) обеспечивает равные условия доступа субъектов оптового рынка электрической энергии на рынок централизованной торговли электрической энергии;

4) определяет соответствие субъектов оптового рынка электрической энергии требованиям, установленным правилами централизованной торговли электрической энергии;

5) осуществляет регистрацию и учет заключенных сделок по купле-продаже электрической энергии на централизованных торгах электрической энергии;

6) обеспечивает в пределах своей компетенции субъектов оптового рынка электрической энергии информацией по индикативным ценам на электрическую энергию, сложившимся на централизованных торгах и другой рыночной информацией.

12. СО ЕЭС РК выполняет следующие функции:

1) оказывает системные услуги по передаче электрической энергии по национальной электрической сети в соответствии с договором, обеспечивает ее техническое обслуживание и поддержание в эксплуатационной готовности;

2) оказывает системные услуги по технической диспетчеризации, осуществляя централизованное оперативно-диспетчерское управление режимами работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в соответствии с договором, включая составление фактических балансов и формирование суточного графика производства-потребления электрической энергии;

3) обеспечивает надежность работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

4) оказывает системные услуги по регулированию электрической мощности;

5) оказывает системные услуги по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии;

6) осуществляет последующее финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

7) определяет объем, структуру, распределение резервов мощности между энергопроизводящими организациями и задействование резервов мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

8) осуществляет организацию функционирования балансирующего рынка электрической энергии в режиме реального времени и рынка системных и вспомогательных услуг;

9) взаимодействует с энергосистемами сопредельных государств по управлению и обеспечению устойчивости режимов параллельной работы;

10) осуществляет техническое и методическое руководство по созданию единой информационной системы, автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии, сопряженных устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики всех субъектов оптового рынка электрической энергии;

11) обеспечивает равные условия для доступа субъектов оптового рынка электрической энергии к национальной электрической сети;

12) обеспечивает участников оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан информацией, не затрагивающей сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

13) согласовывает вывод в ремонт основного оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, систем технологического управления и обеспечения их готовности к работе;

14) участвует в разработке режимов работы гидроэлектростанций с учетом их водно-хозяйственных балансов и режимов работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

15) осуществляет разработку долгосрочного прогнозирования балансов электрической энергии.

12-1. Централизованное оперативно-диспетчерское управление единой электроэнергетической системы Республики Казахстан заключается:

1) в управлении режимами производства, передачи и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, реализующем условия договоров купли-продажи, передачи электрической энергии, регулирования электрической мощности, балансирования производства-потребления электрической энергии;

2) в управлении режимами межгосударственных перетоков электрической энергии;

3) в обеспечении предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

4) в оперативном управлении резервами мощности в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

5) в определении структуры, принципов, мест размещения, объемов и уставок систем релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, обеспечивающих надежную и устойчивую работу единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

6) в формировании и утверждении суточных графиков производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

7) в составлении фактических балансов производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии.

13. Энергопроизводящие организации (ЭПО) делятся на электростанции:

1) национального значения;

2) промышленного назначения;

3) интегрированные с территориями и электростанции теплоснабжающих предприятий.

К электрическим станциям национального значения относятся конденсационные электростанции большой мощности и гидроэлектростанции, используемые для регулирования графика нагрузки ЕЭС Казахстана.

К электростанциям промышленного назначения относятся электростанции, принадлежащие промышленным комплексам.

Электростанции, интегрированные с территориями - это электростанции, подключенные к сетям региональных электросетевых компаний, энергия которых реализуется преимущественно на розничном рынке.

14. Распределительные электросетевые компании (РЭК) производят передачу электрической энергии внутри отдельных регионов Казахстана и подключены непосредственно к подстанциям Национальной энергопередающей организации (СО). РЭК снабжают электрической энергией население, промышленных потребителей, сельское хозяйство и других потребителей.

15. Строительно-монтажные организации и специализированные ремонтные предприятия оказывают услуги по строительству, монтажу и наладке объектов энергетики и отдельных установок, а также услуги по специализированному ремонту для субъектов электроэнергетического рынка.

16. В отрасли действуют также специализированные научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты. Они призваны решать проблемы внедрения новых эффективных энергосберегающих и экологически чистых технологий для производства и энергоснабжения потребителей.

Параграф 6. Рыночные отношения в электроэнергетике

17. Основными целями введения и совершенствования рыночных отношений в электроэнергетике Казахстана являются:

1) либерализация экономических отношений в сфере электроэнергетики;

2) обеспечение свободного и равного доступа к рынку электрической энергии продавцов и покупателей электрической энергии;

3) формирование конкурентной среды между продавцами электрической энергии. Повышение платежной дисциплины;

4) повышение надежности функционирования ЕЭС Казахстана на основе взаимной ответственности субъектов рынка, создания оптимальных режимов работы электрической сети, создания резервов мощности для предотвращения перерывов в потреблении электроэнергии при непредвиденном снижении мощности какой-либо генерирующей компанией или непредвиденном отключении какого-либо участка НЭС.

18. Рыночные отношения в электроэнергетике осуществляются в соответствии с действующими в каждый конкретный период времени нормативными правовыми актами Республики Казахстан и выражаются следующими основными рыночными операциями:

1) купля-продажа активной электрической энергии по срочным (форвардным) двусторонним договорам продавцов с покупателями по договорным ценам;

2) централизованная купля-продажа активной электрической энергии на открытых конкурсных торгах наличной мощностью в режимах "за день вперед" и "за час вперед", осуществляемых Рыночным оператором;

3) централизованная купля-продажа резервов активной электрической мощности с целью предотвращения случайных нарушений баланса электрической энергии в темпе реального времени;

4) централизованная торговля резервами активной мощности и электроэнергии для поддержания непрерывного электроснабжения потребителей с нормативным качеством электроэнергии в ситуациях аварийного отключения мощностей;

5) централизованная торговля регулирующей мощностью с целью регулирования суточных графиков производства электрической мощности отдельных энергопроизводящих организаций и графиков потребления мощности отдельных потребителей;

6) продажа услуг Технического оператора следующих видов:

управление передачей электрической мощности по организации параллельной работы субъектов рынка ЕЭС Казахстана,

техническая диспетчеризация отпуска в сеть электроэнергии всех энергопроизводящих организаций и импортируемой электроэнергии по монопольным тарифам, установленным регулирующим органом;

7) предоставление Рыночным и Техническим операторами вспомогательных и дополнительных услуг (купля-продажа реактивной мощности с целью обеспечения качества напряжения в энергоузлах ЕЭС Казахстана, продажа пропускной способности НЭС и др.).

19. Субъектами рыночных отношений в электроэнергетике являются:

1) продавцы электрической мощности и энергии - энергопроизводящие организации (ЭПО):

электрические станции;

юридические лица, владеющие промышленными комплексами, в составе которых имеются электрические станции, обладающие избытками электрической мощности и электроэнергии для продажи на рынке электроэнергии;

энергосистемы сопредельных государств.

2) оптовые покупатели-перепродавцы:

торгово-посреднические компании (оптовые покупатели-перепродавцы);

энергоснабжающие организации;

электросетевые компании.

3) оптовые покупатели-потребители электроэнергии:

прямые (правомочные) оптовые потребители;

энергосистемы сопредельных государств, осуществляющие импорт электрической энергии из ЕЭС Казахстана.

4) энергопередающие организации:

Национальная энергопередающая организация (СО) управляет энергетическими системами 110-1150 кВ в соответствии с лицензией на передачу электрической энергии, выполняет функции СО на рынке оптовой электрической энергии по передаче электрической энергии от оптовых продавцов оптовым покупателям и предоставляет услуги по передаче нагрузки;

Региональные энергопередающие организации (РЭК), которые в соответствии с лицензией на передачу электрической энергии выполняют следующие функции:

передача электрической энергии от подстанций Национальной энергопередающей организации, а также передача электроэнергии от региональных электростанций, расположенных в определенных зонах обслуживания, на подстанции, принадлежащие региональным энергоснабжающим организациям, или на трансформаторные установки прямых потребителей, подключенных к региональным энергопередающим системам;

передача электрической энергии с выводов региональных электростанций, расположенных в определенных зонах обслуживания, на подстанции Национальной энергопередающей организации.

20. Организаторами ОРЭ, осуществляющими функционирование рынка электрической энергии являются:

Рыночный оператор;

Технический оператор;

Пул резервов электрической мощности.

Раздел 2. Развитие энергетической системы

Глава 2. Развитие энергетической системы

21. Настоящий раздел развития энергетической системы определяет технические и конструктивные критерии и процедуры для использования электросетевыми компаниями всех уровней (национального, регионального и местного) при планировании и развитии электрической сети. Пользователи электрической сети при планировании и развитии их собственных систем должны также принять его к исполнению. Раздел развития энергетической системы определяет технические и конструктивные критерии и процедуры для использования их СО при разработке индикативного плана развития производства (ИПРП).

22. Настоящий раздел определяет взаимоотношения СО, электросетевых компаний, пользователей и ОРЦТЭ. В состав пользователей входят ЭПО, включая ЭПО с присоединением к сети напряжением 110 кВ и ниже, потребители и, при необходимости, электросетевые компании.

23. Перспектива развития электроэнергетики, в том числе и долгосрочное планирование развития электрических сетей, должны соответствовать национальной политике развития и использования генерирующих мощностей и электрических сетей.

24. ИПРП позволяет определить необходимость в опережающих рост электрических нагрузок, объемах реконструкции действующих и строительстве новых генерирующих мощностей, возможные оптимальные величины перетоков электроэнергии как внутри энергосистемы, так и со смежными (соседними) энергосистемами и на их основе планировать необходимые мероприятия по повышению пропускной способности действующих и строительству новых электрических сетей межрегионального, регионального и местного уровней.

25. В ходе подготовки ИПРП осуществляются следующие мероприятия:

1) проводится обсуждение и обмен информацией между электросетевыми компаниями и пользователями для рассмотрения текущего состояния и перспектив развития сети, а также предложений по возможным нагрузкам с учетом влияния на надежность и устойчивость работы электрической сети;

2) предоставляется модель (структура) для обсуждения будущего развития с учетом информации о текущем состоянии системы;

3) обеспечивается предоставление информации электросетевым компаниям для разработки или оказания помощи в разработке планов развития сети, планировании и развитии экономичной, безопасной, надежной работы электрической сети;

4) осуществляется содействие пользованию электрическими сетями другими субъектами и устанавливаются стандарты и условия электроснабжения;

5) определяются информационные потоки, в частности данные для планирования системы, между электросетевыми компаниями и пользователями, а также определяются стандарты по их применению;

6) предоставляется информация пользователю, необходимая для оценки возможностей присоединения, а также для планирования и развития своей системы так, чтобы она могла быть совместимой с электрической сетью;

7) определяются стандарты для использования электросетевыми компаниями при планировании и развитии электрической сети.

26. Электросетевые компании предоставляют соответствующую информацию или выдают соответствующие рекомендации пользователям. Во избежание дублирования, если иное не предусмотрено данными Правилами, электросетевые компании предоставляют необходимую информацию или выдают рекомендации по требованию пользователя во время подачи заявки на присоединение или иное время.

27. Требования данной главы распространяются на следующие организации:

1) СО;

2) ЭПО, использующим электрическую сеть;

3) электросетевым компаниям;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПРИКАЗ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНМИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ И МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Электросетевые Правила Республики Казахстан Раздел 1. Общие положения Глава 1. Основные положения Параграф 1. Основные понятия и термины, применяемые в настоящих Электросетевых Правилах (далее - ЭСП) Параграф 2. Цель и задачи ЭСП Параграф 3. Непредвиденные обстоятельства Параграф 4. Спорные вопросы Параграф 5. Сектор электроэнергетики Казахстана Параграф 6. Рыночные отношения в электроэнергетике Раздел 2. Развитие энергетической системы Глава 2. Развитие энергетической системы Параграф 1. Планирование электрической сети Параграф 2. План развития НЭС Параграф 3. Подробные плановые данные Параграф 4. Данные об энергоустановках Параграф 5. Сетевые данные (предоставляемые СО пользователям) Параграф 6. Предварительные данные об объекте Параграф 7. Планирование региональной электрической сети Параграф 8. Содержание Плана развития региональной электрической сети Параграф 9. Требования к данным по планированию Параграф 10. Технические требования к данным, предоставляемым пользователями Параграф 11. Информация, предоставляемая всеми ЭПО, подключенными к региональной электрической сети Параграф 12. Индикативный план развития производства (ИПРП) Параграф 13. Конфиденциальность информации Раздел 3. Порядок доступа к энергосистеме Глава 3. Порядок доступа к энергосистеме Параграф 1. Порядок физического подключения к энергосистеме Параграф 2. Договор на вход в электрические сети Параграф 3. Механизмы и процедуры подключения Параграф 4. Предложение на подключение. Подключение, для которого не требуется усиления сети Параграф 5. Подключение, для которого необходимо усиление сети Параграф 6. Анализ и доработка заявки на подключение Параграф 7. Заключение Договора на вход в электрическую сеть Параграф 8. Право собственности - коммерческие границы Параграф 9. Условия подключения Параграф 10. Требования к электросетевым компаниям и общие требования к пользователям Параграф 11. Требования к пользователям электрической сети Параграф 12. Испытания Параграф 13. Принудительное отключение Раздел 4. Правила управления работой энергетической системы Глава 4. Порядок идентификации агрегатов и оборудования Параграф 1. Порядок идентификации. Названия объектов, участков и их сокращения Параграф 2. Новое оборудование Параграф 3. Существующее оборудование Глава 5. Координация Безопасности Глава 6. Координация остановов и техобслуживания Параграф 1. Порядок отключений в ремонт для энергопередающей сети Параграф 2. Сроки Глава 7. Системные испытания Раздел 5. Коммерческий учет Глава 8. Коммерческий учет Параграф 1. Подключения к сетям с классом напряжения 500 кВ и выше Параграф 2. Цепи низкого напряжения Параграф 3. Точность коммерческого учета Параграф 4. Класс точности оборудования коммерческого учета Раздел 6. Оценка надежности Глава 9. Оценка надежности Параграф 1. Дефицит поставки Параграф 2. Ежегодная оценка надежности ЕЭС (ОНЕЭС) Параграф 3. Ежемесячная ОНЕЭС Параграф 4. Ежедневная ОНЕЭС Раздел 7. Системное регулирование и услуги диспетчеризации Глава 10. Диспетчеризация Глава 11. Регулирование частоты и перетоков электроэнергии Глава 12. Контроль напряжения Глава 13. Эксплуатация электрической сети Глава 14. Регулирование нагрузки Глава 15. Планирование непредвиденных ситуаций Глава 16. Обмен информацией о работе и/или событиях Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Министра энергетики и минеральных ресурсов от 24 декабря 2001 года №314
"Об утверждении Электросетевых Правил"

О документе

Номер документа:314
Дата принятия: 24/12/2001
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:25/10/2013

Документ утратил силу с 25 октября 2013 года в соответствии с пунктом 1 Приказа Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 25 октября 2013 года №329

Опубликование документа

Бюллетень нормативных правовых актов РК, 2002 г., июль, №25-26; №27-28

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26/07/2007