Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 5 марта 2007 года
Об административных процедурах
(В редакции Закона Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №929)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели Кодекса
1. Настоящим Кодексом определяется порядок подготовки, принятия и исполнения административно-правовых актов, рассмотрения административных заявлений и жалоб, осуществления производства об административных процедурах в суде, взаимодействия административных органов.
2. Целью Кодекса является обеспечение соблюдения административными органами верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества, государства и юридических лиц.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
- административный орган - исполнительный орган государственной власти, в том числе местный исполнительный, орган государственной власти, органы самоуправления в поселке и селе, а также любое физическое или юридическое лицо, выполняющее на основании закона публично-правовые полномочия;
- коллегиальный административный орган - административный орган, состоящий из нескольких членов, рассматривающий и принимающий решения в коллегиальном составе в соответствии с требованиями нормативных правовых актов;
- заинтересованная сторона - физическое или юридическое лицо, административный орган, в отношении которых принят административно-правовой акт, а также на законные интересы которых оказывает прямое и непосредственное влияние административно-правовой акт или действия административного органа;
- административно - правовой акт - административный акт и нормативный административно-правовой акт принимаемые административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта;
- административный акт - индивидуальный административно-правовой акт, принятый административным органом на основании закона или иного нормативного правового акта, устанавливающий, изменяющий, разрешающий или подтверждающий права и обязанности лица или ограниченного круга лиц. Административным актом считается также принятое административным органом решение об отказе заявителю в удовлетворении его просьбы по вопросам, относящимся к компетенции этого органа, а также изданный или удостоверенный административным органом документ, который может повлечь за собой правовые последствия, включая сертификат, лицензию, разрешение и т.д.;
- нормативный административно-правовой акт - общеобязательный административно-правовой акт, изданный уполномоченным административным органом на основании закона или иного нормативного правого акта, принятого на его основании, содержащий общие правила поведения постоянного или временного и многократного применения, включая инструкцию, положение, устав и т.д.
- опубликование - доведение административно - правового акта до всеобщего сведения путем публикации в печатном издании. При этом печатным изданием признается издание, соответствующее требованиям Закона Республики Таджикистан "О печати и других средствах массовой информации";
- административное заявление - письменное требование, поданное в установленном настоящим Кодексом порядке стороной, заинтересованной в издании административного акта;
- административная жалоба - письменное требование, поданное заинтересованной стороной, в установленном настоящим Кодексом порядке в компетентный административный орган о признании административно-правового акта недействительным, изменении или принятии нового административно-правового акта с целью восстановления нарушенного права;
- административные процедуры - деятельность административного органа в целях подготовки, принятия и исполнения административно-правового акта, а также рассмотрения административных заявлений и жалоб;
- устное слушание - административная процедура, при проведении которой административный орган заслушивает заинтересованные стороны и других участников процедур.
Статья 3. Сфера действия Кодекса
1. Действие настоящего Кодекса распространяется на деятельность административных органов и не распространяется на деятельность следующих государственных органов:
- Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан;
- Президента Республики Таджикистан;
- Правительства Республики Таджикистан, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи;
- судов Республики Таджикистан, за исключением случаев, предусмотренных главой 6 настоящего Кодекса;
- органов прокуратуры Республики Таджикистан.
2. Действие настоящего Кодекса распространяется на деятельность Правительства Республики Таджикистан в части разрешения административных споров между административными органами относительно разграничения полномочий, приоритетности принятых административно-правовых актов и обжалования административно-правовых актов и действий административных органов и должностных лиц этих органов, связанную с осуществлением административной функции, а также на деятельность судов при осуществлении производства об административных процедурах в суде.
3. Действие настоящего Кодекса не распространяется на деятельность административных органов в следующих случаях:
- уголовного преследования лиц в связи с совершением преступления и производством по уголовному делу; оперативно-розыскной деятельности;
- исполнения вступившего в законную силу приговора или решения суда;
- принятия решения по военным вопросам;
- осуществления внешней политики.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №929)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Основные принципы административных процедур
Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан основывается на принципах равенства перед законом, осуществления полномочий на основании закона, соразмерности, беспристрастного осуществления административных процедур и конфиденциальности.
Статья 5. Принцип равенства перед законом
1. Участники административных процедур равны перед законом.
2. Запрещается ограничение прав и свобод, законных интересов какой-либо из сторон - участниц административно-правовых процедур или воспрепятствование их осуществлению, а также предоставление им не предусмотренного законом какого-либо преимущества либо принятие против какой-либо из сторон каких-либо дискриминационных мер.
Статья 6. Принцип осуществления полномочий на основании закона
1. Административный орган не вправе осуществлять какое-либо действие, противоречащее требованиям законов.
2. Административный орган принимает административно-правовой акт, влекущий ограничение прав и свобод человека и гражданина, только в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Таджикистан, в рамках своих компетенций.
Изданный с превышением полномочий административно-правовой акт не имеет юридической силы.
Неисполнение надлежащим образом служебных полномочий или превышение служебных полномочий должностными лицами административного органа влечет установленную законом ответственность.
Статья 7. Принцип соразмерности
Благо, которое общество получает от ограничений, наложенных на лицо, должно быть большим, чем ограничение его прав или законных интересов. Ограничения прав или законных интересов лица являются оправданными лишь значительным благом для общества.
Статья 8. Принцип беспристрастного осуществления административных процедур
1. Административный орган обязан осуществлять свои полномочия беспристрастно.
2. В административных процедурах не могут принимать участие должностные лица, имеющие личный интерес, либо при наличии иных обстоятельств, могущих оказать воздействие на принятие решения.
Статья 9. Принцип конфиденциальности
1. Должностное лицо административного органа не вправе разглашать или использовать во вне служебных целях информацию, содержащую государственную, коммерческую или личную тайну, полученную в ходе административных процедур. Это не может являться основанием для отказа от исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
2. Порядок соблюдения конфиденциальности информации, полученной при осуществлении служебных полномочий, устанавливается законом.
Статья 10. Обязанность административных органов при оказании правовой помощи
1. Административный орган обязан в пределах своей компетенции и имеющихся у него средств оказывать необходимую правовую помощь другому административному органу на основании соответствующего письменного запроса.
2. Правовой помощью не считается:
- выполнение какого-либо запроса вышестоящего или нижестоящего административного органа;
- действие, обязанность выполнения которого возложена на административный орган законом.
Статья 11. Условия и пределы правовой помощи
Административный орган вправе обратиться к другому административному органу с запросом об оказании правовой помощи, если:
- он не в состоянии самостоятельно осуществить действие в силу правовых или фактических причин;
- для выполнения действий он не имеет достаточных знаний и навыков о фактах, необходимых для выполнения действия;
- документы или какие-либо иные доказательства, необходимые для разрешения вопроса, находятся в соответствующем административном органе;
- средства, необходимые для выполнения действий своими силами, существенно превышают расходы по оказанию правовой помощи другим административным органом.
Статья 12. Отказ в оказании правовой помощи
1. Административный орган вправе не оказывать правовую помощь, если:
- это выходит за пределы полномочий, определенных законом;
- оказание правовой помощи причиняет вред интересам государства, либо осуществлению административным органом возложенных законом обязанностей.
2. Если административный орган отказывает в оказании правовой помощи, он обязан в недельный срок в письменной форме уведомить об этом административный орган, обратившийся к нему с просьбой.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Кодекс Республики Таджикистан от 5 марта 2007 года
"Об административных процедурах"
О документе
Дата принятия: | 05/03/2007 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/05/2007 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Нет данных
Редакции документа
Текущая редакция принята: 28/12/2012 документом Закон Республики Таджикистан О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административных процедурах Республики Таджикистан № 929 от 28/12/2012
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Статья 1. Цели Кодекса
Ссылка на Закон Республики Таджикистан О печати и других средствах массовой информации
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Статья 3. Сфера действия Кодекса
Ссылка на Конституция Республики Таджикистан
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Таджикистан (часть первая)
Ссылка на Гражданский процессуальный кодекс Республики Таджикистан
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Глава 6. Административное производство в суде
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Статья 114. Сфера регулирования
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Статья 115. Подсудность
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: Статья 116. Принцип диспозитивности
Ссылка на редакцию документа от 05/03/2007 :: &2. Стороны в административном производстве в суде
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №929)
(см. предыдущую редакцию)