Действует

ИМЕНЕМ КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 февраля 2003 года г.Бишкек

По представлениям депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. о признании неконституционными и противоречащими пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года

Конституционный суд Кыргызской Республики в составе:

Председателя Баековой Ч.Т., заместителя Председателя Суталинова А.А., судей - Дрыжака П.Н., Кайыпова М.Т., Кененсариева А.С., Тогойбаева Ж.Ж., Эсеналиева К.Э. и Эсенканова К.Э.,

с участием секретаря судебного заседания Ашировой А.,

сторон: депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бекназарова Азимбека Анаркуловича, Исакова Исмаила Исаковича и Кадырбекова Ишенбая Дуйшенбиевича, действующих от своего и от имени депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.М., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. на основании нотариально заверенной доверенности от 27 декабря 2002 года; представителей Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики: Эркебаева Абдыганы Эркебаевича - Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутата Курманова Зайнидина Карпековича, действующих на основании доверенностей от 27 декабря 2002 года; представителя Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики депутата Исаева Кыдыкбека Шайдиновича, действующего на основании доверенности от 10 сентября 2002 года, подписанной Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики; представителей Президента Кыргызской Республики: Осмонова Курманбека Эргешовичапервого вице-премьер-министра - министра юстиции Кыргызской Республики, Исмаилова Анарбека Касымовича - заведующего юридическим отделом Администрации Президента Кыргызской Республики, Мамырова Эркинбека Тобокеловича - первого заместителя министра юстиции Кыргызской Республики, действующих на основании доверенностей от 17 сентября и 29 декабря 2002 года, подписанных Президентом Кыргызской Республики; представителей Правительства Кыргызской Республики: Айтматова Аскара Чингизовича - министра иностранных дел Кыргызской Республики и Аламанова Саламата Кулембековича - заведующего отделом региональных проблем Аппарата Премьер-министра Кыргызской Республики, действующих на основании доверенностей от 7 августа 2002 года, подписанных Премьер-министром Кыргызской Республики, руководствуясь статьей 82 Конституции Кыргызской Республики, статьей 13 Закона "О Конституционном суде Кыргызской Республики" и статьей 11 Закона "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", рассмотрел в открытом судебном заседании представления депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. о признании неконституционными и противоречащими пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года.

Заслушав доклад судьи Конституционного суда Кыргызской Республики Дрыжака П.Н., выступления депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - Бекназарова А.А., Исакова И.И. и Кадырбекова И.Д.; представителей Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - депутатов Эркебаева А.Э. и Курманова З.К.; представителя Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - депутата Исаева К.Ш.; представителей Президента Кыргызской Республики Осмонова К.Э., Исмаилова А.К. и Мамырова Э.Т.; представителей Правительства Кыргызской Республики Айтматова А.Ч. и Аламанова С.К., исследовав материалы дела, Конституционный суд Кыргызской Республики

УСТАНОВИЛ:

В Конституционный суд Кыргызской Республики 16 мая 2002 года поступило представление депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. о признании неконституционным и противоречащим пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Закона "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года.

От этих же депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 10 июня 2002 года поступило второе представление о признании неконституционным и противоречащим пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Закона "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 22 Закона "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", определением судей Конституционного суда Кыргызской Республики от 20 декабря 2002 года, рассмотрение этих представлений соединено в одно судопроизводство, в связи с тем, что они исходят от одних и тех же лиц и требования связаны между собой.

В обоснование своих требований депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приводят следующие доводы. В соответствии со статьей 9 Декларации о Государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 года территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и без ее согласия не может быть изменена. Это положение нашло отражение в Декларации о государственной независимости Кыргызской Республики от 31 августа 1991 года. Китай, признавая в 1991 году Кыргызстан независимым государством, признал территорию в рамках существующих границ и не заявил никаких претензий. Статья 3 Конституции Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года подтвердила неприкосновенность и неделимость территории Кыргызской Республики в существующих границах.

Закон "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 26 декабря 1997 года одним чтением, большинством голосов от общего числа депутатов, одобрен Собранием народных представителей 17 марта 1998 года и подписан Президентом Кыргызской Республики 10 апреля 1998 года, Закон Кыргызской Республики "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 10 мая 2002 года, также принят одним чтением и простым большинством голосов, одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 17 мая 2002 года и подписан Президентом Кыргызской Республики 25 мая 2002 года.

Как утверждает группа депутатов Законодательного собрания в своем представлении, соглашениями, подписанными Президентом Кыргызской Республики фактически изменяется существующая государственная граница Кыргызской Республики в пользу Китая. Согласно пункту 1 статьи 59 Конституции Кыргызской Республики законы об изменении границ Кыргызской Республики принимаются обеими палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат. Пункт 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики устанавливает, что законы об изменении границ считаются принятыми после проведения не менее двух чтений, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В связи с этим, депутаты просят признать указанные законы неконституционными и противоречащими пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики.

В судебном заседании депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Бекназаров А.А., Исаков И.И. и Кадырбеков И.Д., поддержав свои требования, считают, что названные Законы приняты в нарушение процедур, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, просят удовлетворить представления.

Представители Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики депутаты Эркебаев А. и Курманов З.К. утверждают, что указанные Законы приняты с соблюдением процедур, предусмотренных пунктом 2 статьи 59 и пунктом 5 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики, просят представления оставить без удовлетворения.

Представитель Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики депутат Исаев К.Ш., поддержав представителей Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, с доводами, изложенными в представлениях, не согласен, просит оставить их без удовлетворения.

Представители Президента Кыргызской Республики Осмонов К.Э., Исмаилов А.К. и Мамыров Э.Т. представления группы депутатов считают необоснованными и просят оставить их без удовлетворения.

Представители Правительства Кыргызской Республики Айтматов А.Ч. и Аламанов С.К. также считают представления необоснованными и просят отказать в удовлетворении требований депутатов.

Конституционный суд Кыргызской Республики, обсудив доводы сторон и исследовав материалы дела, считает, что представления депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов, представленных сторонами, видно, что 9 июля 1997 года Президент Кыргызской Республики направил в Законодательное собрание и Собрание народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для рассмотрения проект Закона Кыргызской Республики "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской границе".

Данный закон принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики большинством от общего числа депутатов 26 декабря 1997 года, одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 17 марта 1998 года и подписан Президентом Кыргызской Республики 10 апреля 1998 года.

Правительство Кыргызской Республики 3 мая 2002 года направило в Законодательное собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе", который принят 10 мая 2002 года Законодательным собранием большинством от общего числа депутатов, одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 17 мая 2002 года и Президентом Кыргызской Республики подписан 25 мая 2002 года.

Законодательная деятельность Жогорку Кенеша Кыргызской Республики регламентирована Конституцией Кыргызской Республики, разграничившей пределы компетенции Законодательного собрания и Собрания народных представителей, закрепившей как индивидуальные, так и идентичные их полномочия, определившей конкретный порядок их реализации через особые процедуры, установленные самой Конституцией.

За обеими палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики закреплены особо важные полномочия по изменению границ Кыргызской Республики, за Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - подпунктом 4 пункта 1 статьи 58 Конституции Кыргызской Республики, а за Собранием народных представителей - подпунктом 5 пункта 2 этой же статьи, реализовать которые они вправе лишь четко соблюдая требования пункта 1 статьи 59 и пункта 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики, предусматривающие, что законы об изменении границ Кыргызской Республики принимаются обеими палатами Жогорку Кенеша и считаются принятыми после проведения не менее двух чтений, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов каждой из палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

В отличие от вышеназванных идентичных полномочий обеих палат, ратификация и денонсация международных договоров, согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 58 Конституции Кыргызской Республики отнесены к компетенции Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а реализация этих полномочий осуществляется с соблюдением требований пункта 2 статьи 59 и пункта 5 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики, предусматривающих принятие таких законов Законодательным собранием, с их последующим одобрением Собранием народных представителей и они считаются одобренными, если за них проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты.

Как установлено в судебном заседании, проекты Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики внесены в соответствии со статьей 64 Конституции Кыргызской Республики субъектами конституционного права на законодательную инициативу - Президентом и Правительством Кыргызской Республики.

Соответствие наименований Законов их содержанию не вызывают сомнения и нет оснований для истолкования их как законы об изменении границ.

Конституционным судом установлено, что действия Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша, при решении вопроса о принятии названных Законов о ратификации международных договоров находятся в пределах их конституционных полномочий, предоставленных каждой из палат Жогорку Кенеша Конституцией Кыргызской Республики.

Требования депутатов Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П., претендующих на установление нарушения процедуры принятия законов об изменении границ Кыргызской Республики, предусмотренной пунктом 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики не уместны, поскольку они не применимы к порядку обсуждения и принятия Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года, так как их инициаторами - Президентом и Правительством Кыргызской Республики - перед палатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики не ставился вопрос об изменении границ и, как видно из представленных сторонами материалов, такая инициатива в установленном законом порядке никем не проявлялась.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 82 Конституции Кыргызской Республики, статьями 13 и 14 Закона "О Конституционном суде Кыргызской Республики", статьями 10, 11, 13, 14, 24, 25, 29 и 30 Закона "О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики", Конституционный суд Кыргызской Республики

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении представлений депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. о признании неконституционными и противоречащими пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 (в редакции Конституции Кыргызской Республики от 5 мая 1993 года) и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года.

2. Решение окончательное, обжалованию не подлежит. Обязательно к исполнению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами.

3. Решение опубликовать в "Ведомостях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", газетах: "Кыргыз Туусу", "Слово Кыргызстана" и "Эркин Тоо".

 

Председатель Конституционного суда

Кыргызской Республики

Баекова Ч.Т.

Секретарь Конституционного суда  
Кыргызской Республики 

Кененсариев А.С.

Решение Конституционного суда Кыргызской Республики от 28 февраля 2003 года
"По представлениям депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Асанова Б.Ж., Абдимомунова А., Акунова Б., Бекназарова А.А., Бекбоева Б.С., Дуйшеева О.Д., Исакова И.И., Кадырбекова И.Д., Мадумарова А.К., Масалиева А.М. и Проненко А.П. о признании неконституционными и противоречащими пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 59 и пункту 6 статьи 65 Конституции Кыргызской Республики Законов "О ратификации Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 10 апреля 1998 года и "О ратификации Дополнительного Соглашения между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско-китайской государственной границе" от 25 мая 2002 года"

О документе

Дата принятия: 28/02/2003
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Нет данных