Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 26 января 2001 года №4
Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году
(В редакции Постановления Конституционного Суда от 20 февраля 2001 года №13)
Именем Республики Молдова
Конституционный суд в составе:
Павел БАРБАЛАТ - председатель
Николае КИСЕЕВ - судья
Михай КОТОРОБАЙ - судья
Константин ЛОЗОВАНУ - судья
Ион ВАСИЛАТИ - судья при участии Корины Попа, секретаря заседания, Штефана Агаки, Иона Антона, Иона Бот, Парасковьи Копачински, Елены Сафалеру, Илие Шевчука, судей-ассистентов, Алены Балабан, Татьяны Берладян, Иона Бозбей, Аурелии Казаклиу, Лучии Попа, Людмилы Задорожной, главных консультантов в области законодательства, в соответствии со ст.10 Закона о Конституционном суде и ст.80 Кодекса конституционной юрисдикции, рассмотрев в открытом пленарном заседании Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году, ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году.
2. Доклад направить Парламенту Республики Молдова, Президенту Республики Молдова, Правительству Республики Молдова и Высшему совету магистратуры.
3. Настоящее постановление является окончательным, вместе с Докладом публикуется в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova".
Председатель Конституционного суда
Павел Барбалат
Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году
23 февраля 2001 года истекает шестилетний законный мандат четырех судей первого состава Конституционного суда и одновременно заканчивается важный этап становления и утверждения Суда как единственной инстанции конституционной юрисдикции.
Впервые в истории нашего государства был создан институт, главное назначение которого - гарантирование верховенства Конституции и закона, реальное разделение властей, обоснованное и неукоснительное соблюдение прав человека, взаимная ответственность государства и гражданина, защита общества от возможного произвола властей. Создание Конституционного суда в Республике Молдова было важным шагом в процессе формирования правового государства, существование Конституционного суда как таковое явилось отличительным признаком цивилизованного государства. Среди новых идей реформирования правовой системы, обновления института права и совершенствования законодательства идея конституционного правосудия была воспринята общественностью однозначно позитивно.
* * *
Доклад об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году представлен в соответствии со ст.10 Закона о Конституционном суде и ст.80 Кодекса конституционной юрисдикции.
В 2000 году в Конституционный суд было представлено 90 обращений, по сравнению с 139 обращениями в 1999 году. Осуществлен контроль конституционности 45 законов, 6 постановлений Парламента, дваждыРегламента Парламента и 17 постановлений Правительства. Были также представлены 12 обращений о толковании Конституции, запрошены 6 заключений о пересмотре Конституции и одно заключение - о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента.
В Конституционный суд обратились: Президент Республики Молдова8 обращений, Правительство - 2 обращения, Высшая судебная палата - 2 обращения, Генеральный прокурор - 7 обращений, депутаты Парламента 65 обращений, парламентские адвокаты - 3 обращения, Центральная избирательная комиссия - 3 заявления о признании мандата депутата Парламента.
По существу разрешено 39 обращений, принято 45 постановлений (в том числе 10 постановлений по вопросам деятельности Конституционного суда), 23 определения и 3 заключения по инициативе пересмотра Конституции, одно заключение о констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента. В 5 постановлениях дано толкование некоторых положений Конституции. Признаны неконституционными, полностью или частично, 16 законов, 1 постановление Парламента, 4 постановления Правительства - всего 21 акт. На протяжении года Суд признал избранными в качестве депутатов Парламента 4 кандидатов в депутаты.
Суд пересмотрел одно свое постановление, принял 5 определений о прекращении производства по делу о контроле конституционности некоторых нормативных актов. К рассмотрению по существу не были приняты 38 обращений.
Представленная таблица отражает в цифрах деятельность Конституционного суда на протяжении 6 лет и является наглядным свидетельством важной роли Суда в процессе создания правового государства.
+-----------------------------------------------+-------------------------------------------------------------------+-----------------------------------------------------+
¦ Годы ¦ Обращения ¦Заключения по¦ Акты, признанные ¦ ¦ Постановления Суда ¦
¦ ¦ ¦инициативе ¦ неконституционными +-----------------------------------+-----------------------------------------------------¦
¦ ¦ ¦пересмотра ¦ ¦Исполненные полностью или частично,¦ Неисполненные, включая ¦ О признании мандата ¦
¦ ¦ ¦Конституции ¦ ¦ включая относящиеся к ¦ относящиеся к ¦ депутата ¦
+-------+-------------------------+-------------+-------------------------------+-----------------------------------+-----------------------------+-----------------------¦
¦ ¦Поступившие в¦Рассмот- ¦ ¦Законы ¦Постано- ¦Указы¦Поста-¦Законы ¦Постановле-¦Указы ¦Поста- ¦Законы¦Поста-¦Указы ¦Поста- ¦Постановления¦Избранные¦
¦ ¦Суд ¦ренные, ¦ ¦ ¦вления ¦Пре- ¦новле-¦ ¦ния ¦Прези-¦новле- ¦ ¦новле-¦Прези-¦новле- ¦Конституцион-¦депутаты ¦
¦ ¦ ¦включая ¦ ¦ ¦Парламента¦зиде-¦ния ¦ ¦Парламента ¦дента ¦ния ¦ ¦ния ¦дента ¦ния ¦ного Суда ¦ ¦
¦ ¦ ¦толкование ¦ ¦ ¦ ¦нта ¦Прави-¦ ¦ ¦ ¦Прави- ¦ ¦Парла-¦ ¦Прави- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Конституции¦ ¦ ¦ ¦ ¦тель- ¦ ¦ ¦ ¦тельства¦ ¦мента ¦ ¦тельства¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦1995/96¦ 36/28 ¦ 25/7 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 4 ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ 5 ¦ 7 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ 1997 ¦ 64 ¦ 27/4 ¦ 1 ¦ 8 ¦ 2 ¦ 5 ¦ 9 ¦ 3 ¦ - ¦ - ¦ 9 ¦ 5 ¦ 2 ¦ 5 ¦ - ¦ 3 ¦ 3 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ 1998 ¦ 71 ¦ 33/6 ¦ 1 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ 4 ¦ 3 ¦ 5 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 9 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ 1999 ¦ 139 ¦ 62/7 ¦ 6 ¦ 22 ¦ 7 ¦ - ¦ 24 ¦ 13 ¦ - ¦ - ¦ 12 ¦ 9 ¦ 7 ¦ - ¦ 12 ¦ 4 ¦ 4 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ 2000 ¦ 90 ¦ 32/5 ¦ 4* ¦ 13 ¦ 1 ¦ - ¦ 4 ¦ 2 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ 9 ¦ - ¦ - ¦ 4 ¦ 3 ¦ 4 ¦
+-------+-------------+-----------+-------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------¦
¦ Всего ¦ 428 ¦ 179/29 ¦ 14 ¦ 52 ¦ 18 ¦ 8 ¦ 44 ¦ 23 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 26 ¦ 28 ¦ 16 ¦ 6 ¦ 18 ¦ 18 ¦ 27 ¦
+-----------------------------------------------+-------+----------+-----+------+-------+-----------+------+--------+------+------+------+--------+-------------+---------+
_________________________________
*Одно заключение по констатации обстоятельств, оправдывающих роспуск Парламента
I. Контроль конституционности законов, положений и Постановлений Парламента (ст.135 ч.(1) п.а) Конституции)
Существенно уменьшилось число законодательных актов, признанных неконституционными на протяжении отчетного периода. Если в 1999 году были признаны неконституционными, полностью или частично, 29 законов, положений и постановлений Парламента, то в 2000 году - только 16 актов. Это объясняется уменьшением количества обращений и соответственно постановлений, принимаемых Судом.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 26 января 2001 года №4
"Об утверждении Доклада об осуществлении конституционной юрисдикции в 2000 году"
О документе
Номер документа: | 4 |
Дата принятия: | 26/01/2001 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 26/01/2001 |
Органы эмитенты: |
Судебные органы |
Опубликование документа
Monitorul Oficial №11-13 от 1 февраля 2001 года
Редакции документа
Текущая редакция принята: 20/02/2001
Ссылка на Кодекс конституционной юрисдикции Республики Молдова :: Статья 80. Доклад
Ссылка на Кодекс о выборах Республики Молдова :: Статья 86. Особые требования к подписным листам
Ссылка на Кодекс о выборах Республики Молдова
Ссылка на Кодекс о выборах Республики Молдова :: Статья 47. Предвыборная агитация
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: b) организация и проведение референдума;
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: a) принимает законы, постановления и резолюции;
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 72 Виды законов
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 2 Суверенитет и государственная власть
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 39 Право на управление
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 75 Референдум
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: b) назначает референдумы;
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 38 Право избирать и быть избранным
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 6 Разделение и взаимодействие властей
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 16 Равенство
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 21 Презумпция невиновности
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 32 Свобода мнений и выражения
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 34 Право на информацию
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 116 Статус судей
Ссылка на Кодекс о выборах Республики Молдова :: Статья 87. Внесение изменений в списки кандидатов
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 78 Выборы Президента
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 66 Основные полномочия
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: (3) Органическим законом регламентируются:
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 141 Инициатива пересмотра
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 134 Статус
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 143 Закон о внесении изменений в Конституцию
Ссылка на Конституция Республики Молдова :: Статья 142 Пределы пересмотра