Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 31 мая 2021 года №2021-П-14/29-3-(ПС)

Об утверждении Положения "Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций"

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности" Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Положение "Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций" (прилагается).

2. Юридическому управлению:

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения операторов платежных систем и платежных организаций, ОЮЛ "Ассоциация операторов платежных систем KG".

5. Отделу развития государственного языка и документооборота довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем.

Председатель Национального банка Кыргызской Республики

Т.Абдыгулов

Приложение

к Постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 мая 2021 года №2021-П-14/29-3-(ПС)

Положение об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает основные требования, предъявляемые Национальным банком Кыргызской Республики к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций (далее - ОПС/ПО), действующих на основании выданной лицензии Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Учетная политика ОПС/ПО - это совокупность конкретных принципов, основ, общепринятых условий, правил и практических подходов, принятых ОПС/ПО при подготовке и представлении финансовой отчетности пользователям.

3. Целью учетной политики ОПС/ПО является создание единой системы бухгалтерского учета, обеспечивающей полное и достоверное представление финансовой отчетности и лежащей в ее основе системы внутреннего контроля ОПС/ПО.

4. Руководство ОПС/ПО должно определять, утверждать и применять учетную политику в целях соответствия данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности ОПС/ПО требованиям каждого применимого для деятельности ОПС/ПО Международного стандарта финансовой отчетности (далее - МСФО).

5. При формировании учетной политики ОПС/ПО должны руководствоваться:

- Законом Кыргызской Республики "О бухгалтерском учете";

- нормативными правовыми актами (далее - НПА) Кыргызской Республики, регулирующими деятельность ОПС/ПО;

- МСФО;

- Положением "О документообороте в бухгалтерском учете субъектов предпринимательства, некоммерческих организаций (за исключением бюджетных учреждений)", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 октября 2010 года №231.

Глава 2. Формат учетной политики ОПС/ПО

6. Формат учетной политики ОПС/ПО выбирается ОПС/ПО самостоятельно. Основным требованием к нему является соответствие методологическим принципам МСФО и полный охват вопросов, связанных с организацией бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля. Рекомендуемая к использованию структура учетной политики ОПС/ПО представлена в Приложении к настоящему Положению.

7. Учетная политика ОПС/ПО формируется одним из следующих способов:

- общие порядок и принципы учета в отношении каждого вида операций описываются в отдельной политике;

- порядок и принципы учета операций ОПС/ПО описываются в одной политике с отражением каждого вида операции в отдельном разделе.

Глава 3. Основные требования к содержанию учетной политики

8. Учетная политика должна обеспечивать формирование финансовой отчетности с учетом концептуальных основ представления финансовой отчетности, а также исходя из следующих основных принципов бухгалтерского учета: непрерывности, понятности, уместности, существенности, надежности, полноты, нейтральности, преобладания сущности над формой, осмотрительности, сопоставимости, правдивого представления.

9. При формировании учетной политики ОПС/ПО должны придерживаться МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки", который определяет два основных подхода к формированию учетной политики:

1) в том случае, когда какой-либо МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика ОПС/ПО или ее положения, применяемые к этому объекту учета, должны быть определены путем применения данного МСФО;

2) в случае неприменимости МСФО к каким-либо операциям, прочим событиям или условиям руководство ОПС/ПО должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая должна быть уместной и надежной. При этом используемое собственное суждение должно быть выделено или описано.

10. Учетная политика должна включать в себя подробное описание практики и организации бухгалтерского учета в ОПС/ПО в соответствии с МСФО:

а) утвержденные в ОПС/ПО план счетов бухгалтерского учета и порядок формирования финансовой отчетности;

б) критерии признания, классификации, выбытия или закрытия каждого элемента финансовой отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов и расходов ОПС/ПО;

в) применяемые в ОПС/ПО оценки элементов финансовой отчетности и концепцию поддержания капитала;

г) виды учета, применяемые в ОПС/ПО, их цель и значение (балансовый, забалансовый и внесистемный);

д) условия, допускающие изменения учетной политики ОПС/ПО, бухгалтерских оценок; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; правила документооборота в бухгалтерском учете;

е) другие основы и правила бухгалтерского учета, не противоречащие МСФО, принятые в ОПС/ПО.

11. Учетная политика должна определять ответственность руководителя исполнительного органа ОПС/ПО и главного бухгалтера (должностного лица, приравненного по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру) в отношении организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства Кыргызской Республики при осуществлении деятельности ОПС/ПО, ведения бухгалтерского учета в ОПС/ПО, составления и предоставления финансовой отчетности ОПС/ПО.

Учетная политика должна определять ответственность должностных лиц ОПС/ПО, в том числе за принятие решения при возникновении нестандартной операции (новой для ОПС/ПО или носящей разовый характер и не описанной в учетной политике) по ее отражению в бухгалтерском учете (нечастые несущественные и нечастые существенные операции).

12. ОПС/ПО в своей учетной политике должны определить следующее:

- существенность операций/событий/условий в ОПС/ПО, влияющих на принятие решений;

- уровень существенности ошибок для каждого показателя финансовой отчетности или пропущенной информации в финансовой отчетности, в том числе для проводимых операций.

13. По каждому виду активов и обязательств ОПС/ПО должны быть описаны принципы, правила и условия учета активов и обязательств при их первоначальном признании, последующем учете (переоценка, переклассификация и амортизация активов, последующие затраты, признание ухудшения и т.д.) и их учет при выбытии.

14. В случае когда МСФО разрешает основной и допустимый альтернативный методы учета активов и обязательств, то ОПС/ПО должны четко указать в учетной политике выбранный метод учета по отношению к каждому виду активов и обязательств.

При этом ОПС/ПО должны строго придерживаться требований МСФО по применимости различных методов учета и оценок (например, МСФО требует применения единого метода учета и оценки ко всей категории или группе активов, или разрешает применять к каждому отдельному активу различные методы учета и оценки).

15. В учетной политике должен быть определен метод амортизации активов.

16. В рамках учетной политики должны быть разработаны детализированные правила организации бухгалтерского учета всех операций и их отражения по счетам бухгалтерского учета, а также соответствующие правила организации внутреннего контроля.

При этом в учетную политику ОПС/ПО необходимо включить правила только по тем операциям, которые на данный момент уже встречаются или запланированы в ближайшем будущем.

17. В учетной политике ОПС в обязательном порядке должны быть отражены правила учета операций по:

1) доходам, полученным за оказание услуг процессинга и клиринга;

2) учету внесенного на депозит в банк-эмитент гарантийного обеспечения по эмиссии электронных денег (в случае если ОПС является оператором системы электронных денег);

3) другим операциям, свойственным для деятельности ОПС.

18. В учетной политике ПО в обязательном порядке должны быть отражены правила учета операций по:

1) движению денежных средств, принятых в пользу поставщиков товаров/услуг от пользователей услуг, а также их дальнейшее перечисление на счета поставщиков товаров/услуг, проведение расчетов с поставщиками товаров/услуг, проведение актов сверок с поставщиками товаров/услуг, с агентами;

2) предоставлению обеспечений в счет будущих платежей в пользу поставщиков товаров/услуг (авансов и предоплат, депозитов, а также по выданным банковским гарантиям);

3) принятым авансовым платежам от агентов;

4) зачислению и возврату невыясненных сумм по принятым платежам в пользу поставщиков товаров/услуг;

5) комиссионным доходам/расходам:

- подлежащим удержанию/зачислению на соответствующие счета и далее по признанию доходов за прием и обработку платежей;

- подлежащим оплате агентам;

- подлежащим оплате инкассаторам (в случае сотрудничества с инкассаторскими службами);

6) другим операциям, свойственным для деятельности ПО.

При этом учет обязательств, возникающих вследствие приема платежей от пользователей в пользу поставщиков товаров/услуг необходимо вести отдельно от учета обязательств, возникающих в ходе административно-хозяйственной деятельности ПО.

19. Каждая операция должна быть своевременно и полностью отражена в бухгалтерском учете (автоматизированной системе учета) ОПС/ПО.

20. ОПС/ПО должны утвердить правила документооборота и принятые к использованию формы бухгалтерских документов, которые должны отвечать установленным требованиям НПА.

21. При разработке учетной политики ОПС/ПО необходимо учесть ряд факторов, которые могут влиять на особенности в выборе подходов к отражению операций в бухгалтерской книге ОПС/ПО:

- особенности деятельности ОПС/ПО, согласно их уставу и бизнес-плану;

- масштабы деятельности;

- характер материальной и технической баз, обеспечивающих развитие ОПС/ПО.

Глава 4. Порядок разработки, утверждения и пересмотра учетной политики

22. Учетная политика ОПС/ПО формируется главным бухгалтером (должностным лицом, приравненным по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру) на основе настоящего Положения и согласовывается руководителем ОПС/ПО.

23. Учетная политика ОПС/ПО, созданных в форме акционерного общества, должна быть утверждена советом директоров.

24. Учетная политика ОПС/ПО, созданных в форме Общества с ограниченной ответственностью, должна быть утверждена советом директоров (при наличии) или общим собранием участников, либо участником ОПС/ПО (в случае если у Общества с ограниченной ответственностью единственный участник).

25. ОПС/ПО должны постоянно, но не реже одного раза в год, отслеживать изменения и дополнения в действующие МСФО, а также вступление в силу новых стандартов, разрабатываемых комитетом по МСФО. Изменение учетной политики ОПС/ПО допускается только в случаях, предусмотренных МСФО, а именно:

- если был принят новый стандарт или внесены изменения в существующий;

- добровольное изменение учетной политики, при условии, если это приведет к тому, что финансовая отчетность будет содержать надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или денежные потоки ОПС/ПО.

26. Руководитель исполнительного органа и главный бухгалтер (должностное лицо, приравненное по своим функциональным обязанностям к главному бухгалтеру), выбирающие способы и методы ведения бухгалтерского учета, при применении учетной политики должны обеспечить:

- предоставление достоверного финансового положения ОПС/ПО в результате проведенных операций и движения денежных потоков ОПС/ПО в соответствии с требованиями МСФО;

- предоставление надежной, сопоставимой и доступной информации;

- предоставление дополнительного раскрытия информации, которые необходимы для пользователей, в частности существенные операции, события и условия, влияющие на финансовую позицию и/или деятельность ОПС/ПО.

Глава 5. Раскрытие информации об учетной политике

27. Требования к раскрытию информации об учетной политике, а также информация о применении перспективных и ретроспективных изменений в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках, а также об исправлении ошибок предыдущих периодов должны быть представлены и раскрыты в соответствии с требованиями МСФО.

Приложение

к Положению "Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций"

Учетная политика

_________________________________________________________________

(полное наименование ОПС/ПО)

Раздел 1. Общие положения учетной политики.

Назначение учетной политики ОПС/ПО.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета в ОПС/ПО.

Сфера применения учетной политики ОПС/ПО (в зависимости от выбранной ОПС/ПО формата учетной политики) и право принимать решения в отношении отражения в учете существенных и несущественных моментов.

Ответственность в отношении организации бухгалтерского учета, соблюдения законодательства Кыргызской Республики при совершении деятельности ОПС/ПО и ведения бухгалтерского учета в ОПС/ПО.

Цель учетной политики ОПС/ПО.

Основные задачи учетной политики ОПС/ПО.

Соответствие учетной политики Международным стандартам финансовой отчетности, согласно законодательству Кыргызской Республики.

Организация бухгалтерского учета: кто осуществляет бухгалтерский учет в ОПС/ПО (указать структурное подразделение; главного бухгалтера/бухгалтера).

Основные принципы бухгалтерского учета, применяемые в ОПС/ПО.

Раздел 2. План счетов бухгалтерского учета, принятый в ОПС/ПО.

Раздел 3. Правила составления и представления финансовой отчетности ОПС/ПО.

Раздел 4. Учетная политика ОПС/ПО в отношении каждой совершаемой ОПС/ПО операции и элемента финансовой отчетности.

Раздел 5. Правила проведения инвентаризации активов, обязательств. Правила документооборота.

 

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 мая 2021 года №2021-П-14/29-3-(ПС)
"Об утверждении Положения "Об основных требованиях к учетной политике операторов платежных систем/платежных организаций"

О документе

Номер документа:2021-П-14/29-3-(ПС)
Дата принятия: 31/05/2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:17/06/2021
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальный веб-сайт Национального банка Кыргызской Республики от 2 июня 2021 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 17 июня 2021 года