Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

9 июля 2020 года

№646/34929

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

от 19 мая 2020 года №223

Об оценке эффективности бюджетных программ государственного бюджета

(В редакции Приказа Министерства финансов Украины от 26.01.2023 г. №41)

 Согласно части шестой статьи 20 Бюджетного кодекса Украины ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями средств государственного бюджета, который прилагается.

2. Главные распорядители средств государственного бюджета осуществляют оценку эффективности бюджетных программ за 2022 год с учетом отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ на 2022 год, составленных с учетом пункта 4 Приказа Министерства финансов Украины от 29 декабря 2002 года №1098 "О паспортах бюджетных программ", зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21 января 2003 года под №47/7368.

При составлении результатов оценки эффективности бюджетных программ за 2022 год в соответствии с Порядком осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями средств государственного бюджета, утвержденного настоящим приказом, в объяснениях относительно отклонений плановых показателей расходов и предоставления кредитов с учетом изменений, внесенных в течение отчетного периода, от плановых показателей расходов и предоставления кредитов, определенных в соответствии с законом О Государственном бюджете Украины, указываются номера и даты соответствующих нормативно-правовых актов.

(Пункт 2 введен в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 26.01.2023 №41)

3. Департаменту государственного бюджета обеспечить представление этого приказа в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

4. Департаменту документооборота и контроля за исполнением документов обеспечить опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины на официальном сайте Министерства финансов Украины.

5. Этот приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой и возлагаю на заместителей Министра согласно распределению обязанностей.

Министр

С.Марченко

Утвержден Приказом Министерства финансов Украины от 19 мая 2020 года №223

Порядок осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями средств государственного бюджета

I. Общие положения

1. Этот Порядок разработан согласно части шестой статьи 20 Бюджетного кодекса Украины и определяет организационные и методологические основы осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями средств государственного бюджета (далее - главные распорядители).

2. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса и предусматривает меры по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

3. Целью проведения оценки эффективности бюджетных программ является:

определение эффективности и результативности бюджетной программы и нахождение путей их повышения;

выявление рисков, связанных с реализацией бюджетной программы и достижением ожидаемых результатов;

оптимизация процесса реализации бюджетной программы;

повышение качества планирования бюджетной программы;

обеспечение прозрачности использования бюджетных средств, удовлетворение потребностей общества в информации относительно эффективности и результативности использования бюджетных средств и достигнутых результатов.

4. Задачами оценки эффективности бюджетных программ является:

установление взаимосвязи между достигнутыми результатами и использованным объемом бюджетных средств;

определение степени достижения запланированной цели, выполнения задач бюджетной программы путем анализа выполнения результативных показателей;

выявление факторов, препятствующих выполнению бюджетной программы и достижению запланированных результативных показателей, их устранение и минимизация влияния;

разработка мероприятий по повышению эффективности и результативности использования бюджетных средств;

принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, качества планирования бюджетной программы.

5. Главный распорядитель обеспечивает осуществление оценки эффективности по всем бюджетным программам в пределах установленных ему бюджетных назначений по бюджетным программам, которые он формирует при подготовке предложений к Бюджетной декларации и составлении бюджетного запроса.

6. Источниками информации для проведения оценки эффективности бюджетных программ является официальная государственная статистическая, бюджетная, финансовая и другая отчетность, данные бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета, информация и данные, содержащиеся в документах, которые составляются и используются в процессе планирования и исполнения государственного бюджета, информация о результатах внутреннего аудита, проведенных подразделением внутреннего аудита соответствующего распорядителя бюджетных средств, информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, результаты гендерного анализа бюджетных программ, другая информация, полученная в установленном законодательством порядке.

Во время осуществления оценки эффективности бюджетных программ могут использоваться отечественные и международные стандарты, данные, полученные по результатам анкетирования (опроса) получателей/пользователей и поставщиков публичных услуг, статьи в средствах массовой информации, отчеты/доклады/письма общественных организаций, обращения граждан, информация других органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

7. По результатам оценки эффективности бюджетных программ главные распорядители в пределах своих полномочий принимают меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

8. Результаты оценки эффективности бюджетных программ используются для обоснования предложений по внесению изменений в бюджетные назначения текущего бюджетного периода, росписи государственного бюджета и соответствующих изменений в паспорта бюджетных программ, а также во время:

формирования предложений к Бюджетной декларации и бюджетного запроса;

составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении;

подготовки информации о достижении запланированной цели, задач и результативных показателей бюджетных программ, а также целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности;

проведения рассмотрения расходов государственного бюджета.

9. Главный распорядитель организует и координирует работу участников бюджетного процесса (распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств) по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ, определяя меры по мониторингу выполнения бюджетных программ, анализа и контроля за целевым, эффективным и результативным использованием бюджетных средств, их исполнителей и сроки проведения, согласованные со стадиями бюджетного процесса.

Такие мероприятия могут включаться в план деятельности главного распорядителя.

К выполнению соответствующих мероприятий привлекаются структурные подразделения отраслевых и финансовых вопросов, стратегического планирования, внутреннего аудита.

10. Главный распорядитель оглашает результаты оценки эффективности бюджетных программ за отчетный бюджетный период (далее - отчетный период) путем размещения на своем официальном сайте в двухнедельный срок после представления годовой бюджетной отчетности.

II. Оценка эффективности бюджетных программ при составлении Бюджетной декларации и проекта государственного бюджета

1. Оценка эффективности бюджетных программ при формировании предложений к Бюджетной декларации и бюджетного запроса осуществляется путем анализа:

соответствия бюджетной программы целям и приоритетам, определенным в ежегодном послании Президента Украины к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины, Программе деятельности Кабинета Министров Украины, прогнозных и программных документах экономического и социального развития;

соответствия бюджетной программы нормативно-правовым актам, на основании которых предполагается ее выполнение;

целей, задач бюджетной программы и направлений использования бюджетных средств на предмет реалистичности и целесообразности их выполнения в плановом бюджетном периоде, их направленности на достижение целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель;

результативных показателей бюджетной программы (в том числе относительно объема и качества предоставления публичных услуг), которых предполагается достичь в ходе выполнения бюджетной программы в плановом бюджетном периоде, относительно их соответствия целям государственной политики в соответствующей сфере деятельности, формирование и/или реализацию которой обеспечивает главный распорядитель, цели и задачам бюджетной программы;

фактических результатов выполнения бюджетной программы за предыдущие бюджетные периоды;

обязательств и состояния расчетов по ним.

2. Основными задачами оценки эффективности бюджетных программ при формировании предложений к Бюджетной декларации и бюджетного запроса является обеспечение таких принципов бюджетной системы:

эффективности и результативности, в соответствии с которым все участники бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов должны стремиться к достижению целей, запланированных на основе национальной системы ценностей и заданий инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления публичных услуг при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании бюджетных средств;

справедливости и беспристрастности, в соответствии с которой бюджетная система Украины строится на началах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами;

обоснованности, согласно которому бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития Украины и расчетах поступлений бюджета и расходов бюджета, которые осуществляются согласно утвержденным методикам и правилам.

III. Оценка эффективности бюджетных программ при исполнении бюджета

1. Оценка эффективности бюджетных программ при исполнении государственного бюджета предусматривает осуществление мониторинга их выполнения.

2. Мониторинг выполнения бюджетной программы (далее - мониторинг) предусматривает отслеживание на систематической основе состояния выполнения мероприятий бюджетной программы и достижение результативных показателей бюджетной программы (далее - результативные показатели).

Главный распорядитель организует и осуществляет мониторинг в течение текущего бюджетного периода с целью своевременного принятия управленческих решений для предупреждения отклонений от запланированных параметров и обеспечения целевого, эффективного и результативного использования бюджетных средств.

3. Главный распорядитель, исходя из особенностей реализации, целей и задач бюджетной программы, определяет с учетом предложений распорядителей средств низшего уровня:

набор данных, подлежащих мониторингу (в том числе результативные показатели и данные (показатели), используемые для их расчета);

источники и способы получения информации для мониторинга;

периодичность сбора соответствующих данных;

подходы к систематизации и обработке информации;

форму представления результатов мониторинга.

4. Мониторинг охватывает мероприятия бюджетной программы и результативные показатели, на выполнение и достижение которых распорядителями (получателями) средств государственного бюджета осуществлена предварительная оплата в предыдущих бюджетных периодах. Мониторинг таких мероприятий и результативных показателей осуществляется до полного исполнения обязательств, окончательного завершения расчетов и погашения дебиторской задолженности.

5. Для бюджетных программ, по которым составляются паспорта бюджетных программ, показатели для мониторинга определяются с учетом информации и показателей, которые используются во время бюджетного планирования, а также характеризующие и подтверждающие использование бюджетных средств и ожидаемые результаты.

Для бюджетных программ, которые образованы в течение года за счет средств резервного фонда, показатели для мониторинга определяются на основании соответствующего обращения о выделении средств из резервного фонда бюджета, которое подавалось главным распорядителем в соответствии с Порядком использования средств резервного фонда бюджета, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2002 года №415.

6. Результаты мониторинга и принятые управленческие решения главный распорядитель доводит распорядителям бюджетных средств низшего уровня, получателям бюджетных средств.

IV. Оценка эффективности бюджетных программ за отчетный период

1. Во время проведения оценки бюджетной эффективности программы за отчетный период осуществляется анализ:

исполнения расходов/предоставления кредитов по направлениям использования бюджетных средств и по кодам экономической классификации расходов бюджета/классификации кредитования бюджета;

изменения плановых показателей;

состояния финансовой дисциплины;

выполнения результативных показателей по направлениям использования бюджетных средств и по сравнению с результативными показателями предыдущего отчетного периода.

2. Форма Результатов оценки эффективности бюджетной программы за отчетный период приведена в приложении к настоящему Порядку.

3. Результаты оценки эффективности бюджетной программы за отчетный период содержат следующую информацию:

1) В пунктах 1 - 3 приложения к настоящему Порядку указываются, соответственно, код ведомственной классификации расходов и кредитования государственного бюджета и наименование главного распорядителя, наименование ответственного исполнителя бюджетной программы, код и наименование бюджетной программы, код функциональной классификации расходов и кредитования бюджета, которому соответствует бюджетная программа.

2) В пункте 4 приложения к настоящему Порядку указываются цель государственной политики, на достижение которой направлена бюджетная программа, цель и задачи бюджетной программы.

3) В пунктах 5, 7 приложения к настоящему Порядку указываются:

в графах "План" - плановые показатели, определенные согласно закону о государственном бюджете и утвержденной росписи государственного бюджета без изменений (далее - план на начало отчетного периода);

в графах "План с изменениями" - плановые показатели с учетом изменений, внесенных в течение отчетного периода в связи с изменениями к закону о государственном бюджете, согласно решениям Кабинета Министров Украины и управленческим решениям (предложениям) главного распорядителя, в том числе относительно внесения изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений (далее - план на конец отчетного периода);

в графах "Факт":

в подпунктах 5.1, 5.2 пункта 5 - объемы кассовых расходов/предоставленных кредитов из бюджета;

в подпункте 7.1 пункта 7 - фактические результативные показатели, достигнутые за счет кассовых расходов/предоставленных кредитов.

4) В пункте 5 приложения к настоящему Порядку "Расходы/предоставления кредитов" приводятся данные для анализа качества планирования и уровня исполнения расходов/предоставления кредитов по направлениям использования бюджетных средств и по кодам экономической классификации расходов бюджета/классификации кредитования бюджета.

В подпункте 5.1 пункта 5 "Расходы/предоставление кредитов по направлениям использования бюджетных средств" приводятся направления использования бюджетных средств, утвержденные паспортом бюджетной программы.

В случае если в паспорт бюджетной программы в течение отчетного периода вносились изменения, в этом подпункте указываются все направления использования бюджетных средств, определенные в паспорте бюджетной программы без учета изменений, и добавляются направления, включенные в паспорта в течение отчетного периода.

В этом подпункте предоставляются пояснения относительно отклонений, в том числе:

изменения направлений использования бюджетных средств в течение отчетного периода (включая исключение или добавление новых направлений);

увеличение/уменьшение объемов расходов/предоставления кредитов (основание и обоснование изменения объемов расходов/предоставления кредитов) по направлениям использования бюджетных средств;

перераспределения средств между направлениями использования бюджетных средств.

Соответствующие объяснения предоставляются относительно отклонений плана на конец от плана на начало отчетного периода и отклонений факта от плана на конец отчетного периода.

В подпункте 5.2 пункта 5 "Расходы/предоставление кредитов по кодам экономической классификации расходов бюджета/классификации кредитования бюджета" указываются расходы по кодам экономической классификации расходов бюджета/классификации кредитования бюджета отдельно по общему и специальному фондам.

В данном подпункте приводятся:

информация об общем количестве изменений, которые претерпел план на начало отчетного периода, и, в том числе, тех, которые внесены в роспись государственного бюджета и сметы на основании управленческих решений (предложений) главного распорядителя;

объяснения относительно отклонений плана на конец от плана на начало отчетного периода и отклонений факта от плана на конец отчетного периода. Такие объяснения формулируются кратко с указанием основных факторов, повлекших отклонения, без дублирования оснований, приведенных в объяснениях относительно изменения направлений использования бюджетных средств.

5) В пункте 6 приложения к настоящему Порядку "Состояние финансовой дисциплины" приводятся:

данные об объемах дебиторской и кредиторской задолженностей по кодам экономической классификации расходов бюджета/классификации кредитования бюджета по общему и специальному фондам на начало отчетного периода и на конец отчетного периода (всего и, в том числе просроченных);

объяснения относительно наличия и увеличения объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, с указанием причин возникновения задолженностей, в том числе просроченных, сроков погашения, источников покрытия, а также принятых мер для уменьшения задолженностей.

6) В пункте 7 приложения к настоящему Порядку "Результативные показатели" приводятся данные для анализа качества планирования и выполнения результативных показателей по направлениям использования бюджетных средств.

В подпункте 7.1 пункта 7 "Результативные показатели по направлениям использования бюджетных средств" приводятся направления использования бюджетных средств и соответствующие результативные показатели, утвержденные паспортом бюджетной программы с учетом изменений.

Если направление использования бюджетных средств и соответствующие результативные показатели включены в паспорта в течение отчетного периода, плановые показатели указываются в графе "План с изменениями" (графа "План" не заполняется).

По каждому направлению использования бюджетных средств отдельно приводятся пояснения по достижению запланированных результатов, в том числе относительно объема и качества предоставления публичных услуг. Соответствующие объяснения предоставляются относительно отклонений плана на конец от плана на начало отчетного периода и отклонений факта от плана на конец отчетного периода.

В подпункте 7.2 пункта 7 "Результативные показатели по сравнению с результативными показателями предыдущего года" указываются все направления использования бюджетных средств и соответствующие фактические результативные показатели, включенные в отчет о выполнении паспорта бюджетной программы за соответствующий бюджетный период.

По каждому направлению использования бюджетных средств предоставляются объяснения относительно динамики результативных показателей.

По результативным показателям, на достижение которых произведена предварительная оплата в прошлых бюджетных периодах, предоставляются отдельные пояснения с указанием состояния соответствующей задолженности.

В этом подпункте предоставляются пояснения относительно изменений в структуре направлений использования средств по бюджетной программе.

7) Пункт 8 приложения к настоящему Порядку "Информация о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства" заполняется с учетом результатов контрольных мероприятий, предложения (рекомендации) по результатам которых получены в отчетном периоде.

В графе пункта 8 "Наименование контрольного мероприятия" указывается орган, который провел контрольное мероприятие (далее - уполномоченный орган), название и/или тема контрольного мероприятия, а также период, за который проведено контрольное мероприятие.

В графе пункта 8 "Предложения по результатам контрольного мероприятия" указываются предоставленные уполномоченным органом предложения (рекомендации) относительно целевого, эффективного и результативного использования бюджетных средств.

В графе пункта 8 "Состояние учета предложений по результатам контрольного мероприятия" указывается состояние учета и результаты внедрения главным распорядителем предложений (рекомендаций) уполномоченного органа. В случае неучета таких предложений (рекомендаций), приводятся соответствующие обоснования.

8) В пункте 9 приложения к настоящему Порядку "Обобщенное заключение об эффективности бюджетной программы" предоставляется заключение, которое содержит информацию относительно:

уровня достижения цели и выполнения задач бюджетной программы;

эффективности предоставления публичных услуг, уровня обеспечения потребностей, удовлетворения интересов получателей/пользователей и поставщиков публичных услуг, в том числе по признаку пола и другим признакам;

эффективности системы планирования показателей бюджетной программы с указанием данных о количестве изменений, внесенных в роспись государственного бюджета и паспорт бюджетной программы в течение отчетного периода, а также учета при формировании бюджетной программы выявленных в прошлых периодах недостатков планирования;

состояния финансовой дисциплины;

учета результатов контрольных мероприятий;

эффективности системы управления бюджетными средствами с указанием информации о своевременности утверждения паспорта бюджетной программы и порядка использования бюджетных средств, организации проведения государственных закупок, а также организации работы с распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств;

влияния реализации бюджетной программы на достижение соответствующих целей государственной политики.

9) В пункте 10 приложения к настоящему Порядку "Мероприятия по повышению эффективности бюджетной программы" указываются соответствующие меры, которые будут приняты главным распорядителем в текущем и среднесрочном периоде.

В графе "Направления повышения эффективности бюджетной программы" приводятся соответствующие направления, определенные с учетом выявленных факторов, препятствовавших выполнению бюджетной программы и достижению запланированных результативных показателей.

В графе "Мероприятие" по каждому направлению повышения эффективности бюджетной программы приводятся соответствующие меры, которые, в частности, могут предусматривать:

по улучшению качества системы планирования бюджетной программы - разработку методологий расчета потребности в средствах, стоимости публичных услуг, совершенствование результативных показателей и методологии их исчисления;

по улучшению качества и эффективности предоставления публичных услуг - исследование потребностей и интересов получателей/пользователей публичных услуг, в том числе внедрение соответствующих опросов (анкетирования), проведение гендерного анализа бюджетной программы;

по улучшению финансовой дисциплины - мероприятия по предотвращению возникновения задолженности и ее погашения;

по повышению эффективности системы управления бюджетными средствами - совершенствование механизмов и процедур, применяемых во время распределения и использования бюджетных средств, управленческого учета и административной статистики, подходов к определению получателей бюджетных средств, механизмов контроля распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств;

инициирование проведения обзора расходов государственного бюджета в соответствующей сфере.

4. Оценка эффективности бюджетной программы за отчетный период подписывается руководителем учреждения - главного распорядителя средств государственного бюджета.

Директор Департамента государственного бюджета

В.Лозицкий

Приложение

к Порядку осуществления оценки эффективности бюджетных программ главными распорядителями средств государственного бюджета (пункт 2 раздела IV)

Результаты оценки эффективности бюджетной программы

См. Приложение

Приказ Министерства финансов Украины от 19 мая 2020 года №223
"Об оценке эффективности бюджетных программ государственного бюджета"

О документе

Номер документа:223
Дата принятия: 19.05.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24.07.2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 24 июля 2020 года №57, стр. 208, статья 1821, код акта 99986/2020

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 24 июля 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26.01.2023  документом  Приказ Министерства финансов Украины О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины и особенности составления отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ на 2022 год и ос
Вступила в силу с: 21.02.2023


Первоначальная редакция от 19.05.2020

Приложения к документу

Приложение к Приказу от 19.05.2020 г. №223