Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 24 декабря 2019 года №26

Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности в отношении грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения

(В редакции Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 09.03.2022 г. №16)

На основании части третьей статьи 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2016 г. №354-З "О промышленной безопасности" и подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. №719, Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр генерал-лейтенант

А.А.Равков

Согласовано

Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь

 

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 24 декабря 2019 года №26

Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Область и порядок применения

1. В настоящих Правилах определяются отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения, в том числе технических устройств в их составе, принадлежащих Вооруженным Силам и транспортным войскам (далее, если не определено иное, - грузоподъемные краны), при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности - их проектировании, изготовлении, реконструкции, модернизации, вводе в эксплуатацию, монтаже (демонтаже), наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытании, эксплуатации, техническом переоснащении, консервации, временной приостановке, выводе из эксплуатации.

Их целью является создание организационной и нормативно-правовой основы обеспечения промышленной безопасности грузоподъемных кранов, направленной на предотвращение и (или) минимизацию последствий аварий, инцидентов с учетом индивидуального риска для жизни и здоровья людей, участвующих в процессах их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для соблюдения со стороны субъектов промышленной безопасности, являющихся владельцами грузоподъемных кранов, и (или) выполняющими отдельные виды работ и (или) услуг, связанных с грузоподъемными кранами.

2. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных в Законе Республики Беларусь от 5 января 2016 г. №354-З "О промышленной безопасности", государственном стандарте Республики Беларусь ГОСТ 33709.1-2015 "Краны грузоподъемные. Словарь. Часть 1. Общие положения", введенном в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12 июня 2017 г. №44, а также следующие термины и их определения:

ввод в эксплуатацию грузоподъемного крана – документально оформленный комплекс мероприятий по фиксированию готовности грузоподъемного крана к использованию по назначению;

воинская часть – соединение, воинская часть, военное учебное заведение, организация Вооруженных Сил и транспортных войск (далее – Вооруженные Силы);

грузоподъемная машина военного назначения – техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, установленное на вооружении, военной и специальной технике (далее – ВВСТ) либо предназначенное для их обслуживания;

довольствующий орган, если не определено иное, – структурное подразделение Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, сил специальных операций Вооруженных Сил, оперативные командования, Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны (далее – орган военного управления), ведающие ведением учета, обеспечением, распределением, эксплуатацией, ремонтом, категорированием, списанием и утилизацией грузоподъемных кранов в соответствии с установленной номенклатурой, а также планированием, своевременным и полным обеспечением Вооруженных Сил денежными средствами, находящимися в их ведении;

заказчик – довольствующий орган, воинская часть, в интересах которых осуществляются разработка, проектирование, изготовление, реконструкция, модернизация, ремонт, монтаж (демонтаж), наладка, обслуживание, техническое освидетельствование, техническое диагностирование, закупка (поставка) грузоподъемного крана;

заявитель – организация, претендующая на получение в главной военной инспекции Вооруженных Сил (далее – главная военная инспекция) разрешений (свидетельств) на право изготовления конкретных моделей (типов) потенциально опасных объектов или технических устройств, эксплуатируемых (применяемых) на потенциально опасных объектах, осуществления ремонта, технического диагностирования потенциально опасных объектов, технических устройств, принадлежащих Вооруженным Силам (либо выборка из указанного перечня работ);

изготовитель – юридическое лицо, осуществляющее освоение производства и выпуск грузоподъемного крана либо ВВСТ, в состав которых он входит;

капитальный ремонт – ремонт, выполняемый в пределах срока службы грузоподъемного крана для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления его ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;

назначенный ресурс – суммарная расчетная наработка грузоподъемного крана, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния;

назначенный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации грузоподъемного крана, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния. Назначенный срок службы начинается с момента допуска к эксплуатации (пуска в работу) грузоподъемного крана или со времени его изготовления, если не соблюдались условия консервации грузоподъемного крана, которые установил изготовитель;

наладка – совокупность операций по подготовке, регулированию и настройке грузоподъемного крана и (или) его приборов и устройств безопасности, направленных на обеспечение его (их) работы в заданных условиях с характеристиками, определенными в эксплуатационной документации, на протяжении определенного времени;

обследование – комплекс мероприятий по определению соответствия грузоподъемного крана (технического устройства) требованиям промышленной безопасности и эксплуатационной надежности, а также по оценке его технического состояния и работоспособности;

обслуживание – комплекс операций по техническому обслуживанию, определенных в эксплуатационной документации изготовителя и (или) установленных по решению владельца (эксплуатанта) грузоподъемного крана, в соответствии с принятой в Вооруженных Силах системой обслуживания и ремонта по поддержанию грузоподъемного крана, технических устройств в его составе в работоспособном и исправном состоянии при использовании их по назначению, хранении и транспортировании;

разработчик – юридическое лицо, осуществляющее разработку проектно-конструкторской, эксплуатационной и ремонтной документации на грузоподъемный кран либо на ВВСТ, в состав которых входит грузоподъемный кран;

ремонт – восстановление поврежденных, изношенных или пришедших в негодность по любой причине узлов, приборов безопасности грузоподъемного крана с доведением его до работоспособного состояния;

специализированная организация – организация, имеющая специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию, монтажу, наладке, ремонту, обслуживанию, техническому диагностированию потенциально опасных объектов и технических устройств (либо выборке из указанного перечня работ (услуг));

средства технического освидетельствования – средства, предназначенные для оценки состояния технической безопасности при проведении технического освидетельствования грузоподъемного крана;

текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъемного крана и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;

технический персонал – машинисты (крановщики) и их помощники, операторы (номера расчетов) модернизированных (унифицированных) передвижных вышек 40В6, 40В6М, 40В6МД, заряжающих (транспортно-заряжающих) машин 5Т99М, 9Т31М, 9Т244, 9Т218, В-200ТЗМ и других, грузоподъемных кранов 9Т317 пускозаряжающих установок 9А84, 9А85 зенитных ракетных комплексов, стропальщики, такелажники, зацепщики и другие лица, занятые эксплуатацией грузоподъемных кранов.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 09.03.2022 №16)
(см. предыдущую редакцию)

3. Настоящие Правила распространяются на:

3.1. грузоподъемные краны:

краны мостового типа, управляемые из кабины;

краны мостового типа, управляемые с пола посредством использования кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;

краны стрелового типа;

краны-манипуляторы;

грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

3.2. грузоподъемные машины военного назначения:

модернизированные (унифицированные) передвижные вышки 40В6, 40В6М, 40В6МД;

грузоподъемные краны 9Т317 пускозаряжающих установок 9А84, 9А85 зенитных ракетных комплексов;

заряжающие (транспортно-заряжающие) машины 5Т99М, 9Т31М1, 9Т218, 9Т244 и другие;

грузоподъемные краны бронированных ремонтно-эвакуационных машин БРЭМ-1, БРЭМ-2, БРЭМ-Ч;

краны путепрокладчиков БАТ-2, БАТ-М;

путеукладчики ПБ-3, ПБ-3М;

портальные копер-краны и копры;

сборно-разборные краны;

3.3. технические устройства, эксплуатируемые на грузоподъемных кранах, указанных в подпунктах 3.1 и 3.2 настоящего пункта:

расчетные металлоконструкции;

приборы и устройства безопасности, в том числе регистраторы параметров работы грузоподъемного крана (далее - регистраторы параметров);

грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты и другие);

приспособления для грузоподъемных операций (траверсы, грейферы, захваты, стропы и другие) (далее, если не определено иное, - СГЗП);

тара, предназначенная для перемещения грузов с использованием грузоподъемных кранов (далее - тара).

4. Требования, изложенные в настоящих Правилах, не распространяются на:

проведение работ с использованием грузоподъемных кранов при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

грузоподъемные краны, устанавливаемые в шахтах, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;

грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием, исключающим применение грузозахватных приспособлений (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, кабинами (люльками) для перемещения людей, буровым оборудованием и тому подобное);

грузоподъемные краны (тали) с ручным приводом;

грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, эвакуаторы, автомобильные гидравлические подъемники);

лебедки для подъема груза и (или) людей;

манипуляторы, применяемые в робототехнических системах;

манипуляторы по обработке древесины;

экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и тому подобное).

5. При проектировании, изготовлении, реконструкции, модернизации, ремонте, монтаже (демонтаже), наладке, обслуживании, эксплуатации, техническом освидетельствовании, техническом диагностировании, испытаниях грузоподъемных кранов должны соблюдаться (выполняться) следующие общие принципы (требования) промышленной безопасности по соответствию:

высоты подъема, грузоподъемности грузоподъемных кранов (и грузового момента для грузоподъемных кранов стрелового типа) максимальным по массе грузам, перемещаемым в технологическом процессе;

группы классификации (группы режима работы) грузоподъемных кранов, а также групп классификаций механизмов, установленных на грузоподъемных кранах, требованиям технологического процесса;

прочности, жесткости, местной или общей устойчивости, выносливости и уравновешенности (последнее только для стрел грузоподъемных кранов, имеющих в конструкции систему уравновешивания) элементов металлоконструкции и механизмов грузоподъемных кранов нагрузкам в рабочем и нерабочем состояниях. Указанные соответствия должны соблюдаться во всем диапазоне температур рабочего и нерабочего состояния, а также с учетом внешних воздействий, например, нагрузок от ветра, снега и льда (для грузоподъемных кранов, установленных на открытом воздухе);

оснащенности грузоподъемного крана приборами и устройствами безопасности, в том числе ограничителями и указателями, определенными в паспорте (формуляре) (далее - паспорт) грузоподъемного крана, а также требованиям по обеспечению безопасности технологического процесса обслуживаемого грузоподъемного крана;

фактического срока службы грузоподъемного крана (срок службы исчисляется с момента изготовления грузоподъемного крана), сроку, который заявил изготовитель;

прочности, жесткости, устойчивости строительных конструкций, в том числе здания, эстакады, кранового (рельсового) пути (далее, если не определено иное, - крановый путь) и (или) площадки установки грузоподъемного крана, нагрузкам от его собственного веса с учетом наличия нагрузки от массы грузоподъемного крана и транспортируемого груза, а также нагрузок от наличия других рядом эксплуатируемых грузоподъемных кранов, иных технологических машин и оборудования, от статических и динамических испытаний;

требованиям промышленной безопасности в процессах монтажа (демонтажа), наладки, эксплуатации, в том числе ремонта, реконструкции и модернизации грузоподъемного крана, приведенных в настоящих Правилах;

порядка действий в случае аварии или инцидента с грузоподъемным краном порядку, определенному в руководстве (инструкции) по его эксплуатации, а также требованиям, изложенным в настоящих Правилах.

6. Грузоподъемные краны, включенные в перечень потенциально опасных объектов, производств и связанных с ними видов деятельности, имеющих специфику военного применения, подлежащих надзору, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2013 г. №66 (далее - перечень объектов экспертизы промышленной безопасности), подлежат экспертизе промышленной безопасности, которую проводят должностные лица управления государственного надзора главной военной инспекции (далее - управление государственного надзора), являющиеся экспертами в области промышленной безопасности, в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. №614.

7. Деятельность в отношении грузоподъемных машин военного назначения подлежит лицензированию в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2012 г. №71.

7-1. Заключение о соответствии принимаемого в эксплуатацию объекта строительства разрешительной и проектной документации (в части эксплуатационной надежности и промышленной безопасности), в состав которого входит грузоподъемный кран, выдается в управлении государственного надзора в соответствии с подпунктом 3.9.3 пункта 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. №548 (далее - единый перечень административных процедур).

(Пункт введен в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 09.03.2022 №16)

8. Отступления от требований норм и правил в области обеспечения промышленной безопасности согласовываются в соответствии с подпунктом 19.22.1 пункта 19.22 единого перечня административных процедур.

Копия документа о согласовании отступлений от требований норм и правил в области обеспечения промышленной безопасности хранится вместе с паспортом грузоподъемного крана.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 09.03.2022 №16)
(см. предыдущую редакцию)

9. Подготовка и проверка знаний по вопросам промышленной безопасности военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала, в ведении которых находятся вопросы эксплуатации грузоподъемных кранов, проводятся в порядке, установленном в соответствующих правовых актах Министерства обороны.

10. Руководитель органа военного управления обеспечивает подготовку военнослужащих в качестве лиц из числа технического персонала для эксплуатации (обслуживания) грузоподъемных кранов в подчиненных ему воинских частях.

11. При возникновении аварии (инцидента) на грузоподъемном кране командир воинской части, в которой она (он) произошла (произошел), направляет в главную военную инспекцию соответствующую информацию в соответствии с требованиями, изложенными в правовых актах Министерства обороны.

12. По фактам аварий и инцидентов на грузоподъемных кранах проводится техническое расследование их причин.

13. Командир воинской части обязан обеспечить сохранность обстановки аварии или инцидента до начала ее (его) технического расследования, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

14. В случае когда необходимо вести работы по ликвидации последствий аварии или инцидента, сохранению жизни и здоровья людей, необходимо зафиксировать обстановку на момент аварии с использованием средств фото- и видеофиксации, составления схем.

15. Командир воинской части при проведении технического расследования причин аварии или инцидента обязан обеспечить считывание информации с регистратора параметров (при его наличии) и ее расшифровку.

16. Техническое расследование причин аварий и инцидентов, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводится в соответствии с требованиями, изложенными в Инструкции о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, а также их учета, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 12 июля 2016 г. №36.

17. Техническое расследование причин аварий и инцидентов должно проводиться силами специальной комиссии по техническому расследованию причин аварий и инцидентов, которую возглавляет должностное лицо управления государственного надзора.

18. При групповом несчастном случае, несчастном случае, повлекшем тяжкие (особо тяжкие) последствия, в том числе произошедшем с военнослужащими во время выполнения работ, не связанных с несением военной службы, исполнением должностных обязанностей при эксплуатации грузоподъемного крана или в результате аварии с ним, расследование проводится в соответствии с требованиями, изложенными в Правилах расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. №30.

19. В управлении государственного надзора осуществляются учет (сбор, накопление), анализ данных об авариях и инцидентах, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, и определяются меры по их предупреждению.

Глава 2. Ответственность

20. Должностные лица довольствующих органов, которые осуществляют разработку и издание документов по вопросам эксплуатации грузоподъемных кранов, в том числе ВВСТ, в состав которых входят грузоподъемные краны, отвечают за соответствие указанных документов требованиям, изложенным в эксплуатационной документации и настоящих Правилах.

21. За обеспечение безопасной эксплуатации, своевременное и качественное проведение технического обслуживания, ремонта, технического освидетельствования, технического диагностирования грузоподъемных кранов, наличие и поддержание в работоспособном состоянии средств технического освидетельствования, разработку и проведение мероприятий по предупреждению и локализации аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, а также за подготовку и проверку знаний по вопросам промышленной безопасности у специалистов и лиц из числа технического персонала, предназначенных для эксплуатации грузоподъемных кранов, отвечает в пределах своей компетенции соответствующий заместитель командира воинской части (начальник службы).

22. За нарушение требований, изложенных в производственных инструкциях, эксплуатационной документации и настоящих Правилах, при эксплуатации (обслуживании) грузоподъемных кранов по решению должностного лица управления государственного надзора (командира воинской части) лица из числа технического персонала, которые связаны с эксплуатацией (обслуживанием) грузоподъемных кранов, отстраняются от выполнения работ до прохождения внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности.

После повторного в течение года нарушения указанных требований лица из числа технического персонала лишаются удостоверения с отстранением от эксплуатации (обслуживания) грузоподъемных кранов. Допуск к эксплуатации (обслуживанию) грузоподъемных кранов осуществляется на основании решения начальника управления государственного надзора (командира воинской части) по результатам внеочередной проверки знаний на заседании комиссии Министерства обороны для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в Вооруженных Силах и транспортных войсках (далее - комиссия Министерства обороны).

23. За нарушения, допущенные при эксплуатации грузоподъемных кранов, требований, изложенных в должностных и производственных инструкциях, эксплуатационной документации и настоящих Правилах, по решению должностного лица управления государственного надзора виновные в этом лица направляются для прохождения внеочередной проверки знаний по вопросам промышленной безопасности на заседание комиссии Министерства обороны.

Глава 3. Общие требования, предъявляемые к заявителям

24. Деятельность по проектированию, монтажу, наладке грузоподъемных кранов и технических устройств осуществляют работники специализированных организаций.

25. Деятельность по изготовлению, техническому диагностированию, ремонту грузоподъемных кранов и технических устройств (либо выборке из указанного перечня работ) осуществляют работники организаций, имеющих разрешение (свидетельство) на право выполнения данных работ при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности (далее, если не определено иное, - разрешение (свидетельство)), выданное в главной военной инспекции.

Конкретный перечень требований, предъявляемых к заявителям, определяется с учетом номенклатуры грузоподъемных кранов и технологических процессов, заявленных ими для своей последующей деятельности.

26. Выдача разрешений (свидетельств), внесение в них изменений и (или) дополнений, продление срока их действия, выдача дубликата, прекращение действия осуществляются в порядке, установленном в Положении о порядке выдачи разрешений (свидетельств) на право выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. №613.

27. Структура управления заявителя должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.

28. У заявителя должны быть:

необходимые работники, а также руководители и специалисты, имеющие полномочия, необходимые для исполнения своих обязанностей, в том числе для выявления случаев отступлений от требований, предъявляемых к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;

установлены ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ;

определены процедуры контроля соблюдения технологических процессов.

29. Работники заявителя, непосредственно занятые на выполнении работ по изготовлению, техническому диагностированию, ремонту, реконструкции или модернизации в процессе эксплуатации грузоподъемных кранов, в зависимости от осуществляемых видов деятельности должны иметь документы, подтверждающие прохождение в установленном порядке профессионального обучения по соответствующим видам деятельности рабочих специальностей, а сварщики - быть аттестованы в установленном порядке в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Республики Беларусь по ручной, механизированной и автоматизированной сварке плавлением, утвержденными Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике 27 июня 1994 г. (далее - Правила аттестации сварщиков).

30. Работы по ремонту, монтажу и наладке регистраторов параметров, ограничителей и указателей должны выполнять работники заявителя, допущенные на основании результатов проверки знаний в соответствии с требованиями изготовителей (разработчиков), изложенными в эксплуатационных документах на указанные приборы, а также с учетом конструктивных особенностей и назначения грузоподъемного крана.

31. Работы по ремонту, монтажу и наладке систем дистанционного управления (радиоуправления) грузоподъемных кранов должны выполнять работники заявителя, прошедшие подготовку и проверку знаний в установленном порядке для выполнения этих работ.

32. Заявитель должен располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментами, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения работ заявленных видов.

33. Технологическая подготовка производства и производственный процесс у заявителя должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

34. Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по техническому диагностированию, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации грузоподъемного крана, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), у заявителя (в зависимости от осуществляемых видов деятельности) должны быть:

комплекты необходимого оборудования для контроля технического состояния грузоподъемного крана до и после выполнения работ (для выполнения работ по неразрушающему контролю у заявителя должна (должно) быть своя (свое) лаборатория (подразделение), аккредитованная (аккредитованное) в порядке, установленном законодательством (далее - аккредитованная лаборатория) (если ее (его) нет, привлекается на договорной основе), в том числе, если ремонт, реконструкция или модернизация выполняются с применением сварки;

комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы (используемые технологии сварки должны быть аттестованы в установленном порядке);

контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность, проводить ремонт либо регулировку приборов и устройств безопасности, в том числе ограничителей, указателей, регистраторов параметров, а также систем управления грузоподъемного крана;

оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку крановых путей (для грузоподъемных кранов, передвигающихся по рельсам);

комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых грузоподъемных кранов;

программы-методики испытания ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых грузоподъемных кранов, проводимого по завершении выполненных работ;

вспомогательное оборудование (подмости, ограждения, такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы и другие), которое может быть использовано при проведении работ;

документация на грузоподъемный кран, техническое диагностирование, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.

35. Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания грузоподъемных кранов, должны быть поверены (пройти калибровку).

Раздел II. Проектирование, изготовление, реконструкция, модернизация, ремонт, монтаж, наладка и обслуживание грузоподъемных кранов, технических устройств

Глава 4. Общие требования, предъявляемые к проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств

36. При проектировании грузоподъемных кранов (в том числе их узлов, механизмов, галерей, площадок, лестниц), технических устройств, включенных в перечень объектов экспертизы промышленной безопасности, должны учитываться требования, указанные в разделе III настоящих Правил, а также в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации, содержащих требования к объектам технического нормирования и стандартизации в военной сфере, и внедренных в соответствии с требованиями, изложенными в Правилах технического нормирования и стандартизации в военной сфере, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. №562 (далее - технические регламенты в военной сфере).

Кроме того, при проектировании грузоподъемных кранов, технических устройств должны устанавливаться уровни физических факторов (шума, инфразвука, воздушного и контактного ультразвука, локальной и общей вибрации, электромагнитных полей), а также уровни выделения опасных и вредных веществ, обеспечивающие безопасность при их эксплуатации.

37. Проектная (конструкторская) документация на изготовление грузоподъемного крана, технического устройства, отдельно изготавливаемой сборочной единицы должна включать в себя:

техническое задание;

технические условия (при наличии);

руководство (инструкцию) по эксплуатации;

комплект чертежей, расчетов и эксплуатационных документов;

программы и методики испытаний;

обоснование безопасности.

38. Грузоподъемность, габариты, другие параметры грузоподъемных кранов и технических устройств должны устанавливаться в техническом задании на проектирование.

39. Проектирование грузоподъемных кранов, технических устройств, предназначенных для работы на опасных производственных объектах, а также во взрывоопасных средах, узлов и механизмов таких грузоподъемных кранов должно осуществляться с учетом требований, изложенных в настоящих Правилах.

40. Грузоподъемные краны и технические устройства, предназначенные для работы на опасных производственных объектах, а также во взрывоопасных средах, должны проектироваться так, чтобы отсутствовали опасность пожара или перегрева, недопустимый риск от взрыва, вызываемые непосредственно грузоподъемным краном, техническим устройством, газами, жидкостями, пылью, парами или другими веществами, производимыми либо используемыми ими.

41. Климатическое исполнение проектируемых грузоподъемных кранов и технических устройств должно соответствовать климатическим районам, в которых планируется применение этих кранов и устройств.

Выбор материалов при проектировании расчетных металлоконструкций грузоподъемных кранов, СГЗП должен проводиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний грузоподъемного крана, СГЗП, степеней нагруженности их элементов и агрессивности окружающей среды.

42. Прочность, жесткость, устойчивость и уравновешенность расчетных металлоконструкций, а также соответствующие показатели безопасности механизмов грузоподъемного крана с учетом установленных режимов работы должны быть подтверждены расчетом и результатами испытаний.

43. При проектировании грузоподъемных кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены конструктивные решения против скопления влаги в замкнутых полостях, а металлоконструкции и металлические детали защищены от коррозии.

44. При проектировании свободно стоящих грузоподъемных кранов стрелового типа они должны быть проверены расчетом на устойчивость против опрокидывания при действии испытательной нагрузки, действии груза (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии нагрузки и монтаже (демонтаже).

45. У грузоподъемных кранов, по условиям эксплуатации которых требуется опускание стрелы без груза в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком ее положении.

46. Конструкция и расположение галерей, площадок и лестниц на грузоподъемном кране и в месте его установки определяются в проектах на изготовление или на установку грузоподъемного крана.

47. Краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т и группы классификации (режима) не менее А6, краны портальные, железнодорожные и краны стреловые самоходные должны быть оборудованы регистраторами параметров. Требования, предъявляемые к регистраторам параметров, изложены в главе 16 настоящих Правил.

48. Применение в расчетных металлоконструкциях комбинированных соединений, в которых часть усилия воспринимается сварными швами, а часть болтами, не допускается.

49. Устройство кранового пути (кроме пути железнодорожных кранов) должно осуществляться по проекту, который разработал изготовитель грузоподъемного крана или разработанному в проектной организации, имеющей аттестат соответствия на право осуществления данного вида деятельности, выданный в Министерстве архитектуры и строительства согласно требованиям, изложенным в Положении об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. №252.

При установке грузоподъемного крана на путь последний должны проверить представители организации, указанной в части первой настоящего пункта, посредством произведения расчета на допустимость такой нагрузки.

Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи земляного полотна под устройство верхнего строения кранового пути и актом сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию, по форме согласно приложению 1, к которому прилагаются результаты планово-высотной съемки.

50. Предельные величины отклонений кранового пути грузоподъемного крана должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении 2.

51. Тупиковые упоры крановых путей козловых, портальных и мостового типа кранов должны соответствовать крановым нагрузкам и иметь паспорт. Паспорт на тупиковые упоры разрабатывает их изготовитель.

В случае отсутствия (утраты) паспорта на тупиковые упоры, его разрабатывает владелец грузоподъемного крана.

Глава 5. Общие требования, предъявляемые к изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту, монтажу, наладке, обслуживанию грузоподъемных кранов, технических устройств

52. Изготовление, реконструкция, модернизация, ремонт, монтаж, наладка и обслуживание грузоподъемных кранов, технических устройств должны осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационных документах изготовителя, технических регламентах в военной сфере, действие которых на них распространяется, и настоящих Правилах.

53. Изготовление грузоподъемных кранов, технических устройств осуществляется при наличии у изготовителя разрешения (свидетельства) на право выполнения работ и (или) услуг по изготовлению грузоподъемных кранов соответствующего типа (для грузоподъемных машин военного назначения - соответствующих модели и индекса), выданного в главной военной инспекции.

54. К грузоподъемным кранам, которые были спроектированы и изготовлены до введения в действие настоящих Правил, распространяющихся на них, в части их устройства применяются требования, изложенные в технических нормативных правовых актах, согласно которым они спроектированы и изготовлены, а также требования, указанные в эксплуатационной документации изготовителя.

При проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемных кранов, указанных в части первой настоящего пункта, их приборы и устройства безопасности должны быть приведены в соответствие с требованиями, изложенными в настоящих Правилах.

Если при проведении капитального ремонта (реконструкции, модернизации) грузоподъемный кран не может быть приведен в соответствие с требованиями промышленной безопасности, он должен быть выведен из эксплуатации.

55. Проектная (конструкторская) и технологическая документация на изготовление, реконструкцию, модернизацию, ремонт грузоподъемных кранов, технических устройств должна содержать требования, показатели и нормы, которым должны соответствовать грузоподъемные краны, технические устройства, требования по контролю качества сварки и браковочные показатели, требования безопасности, перечень испытаний, порядок приемки составных частей и готового изделия в целом, а также сведения о металлах и сварочных материалах, которые должны применяться при изготовлении, модернизации, реконструкции, ремонте.

56. При комплектовании грузоподъемных кранов из составных частей, расчетных металлоконструкций, узлов, деталей, механизмов, приборов и устройств безопасности, изготовленных в нескольких организациях, качество изготовления грузоподъемного крана в целом, соответствие его настоящим Правилам и оформление эксплуатационной документации на него обеспечивает изготовитель, производящий грузоподъемный кран в собранном виде.

57. Сборка и соединение отдельных сборочных единиц грузоподъемного крана выполняются согласно требованиям, изложенным в его руководстве (инструкции) по эксплуатации и другой эксплуатационной документации.

58. Грузоподъемный кран должен быть укомплектован канатами, соответствующими типу, конструкции и характеристикам, указанным в эксплуатационной документации.

В случае замены каната на грузоподъемном кране, находящемся в эксплуатации, на канат, конструкция и характеристики которого отличаются от указанных в паспорте грузоподъемного крана, необходимо получить документальную информацию о возможности такой замены от изготовителя грузоподъемного крана или в специализированной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности в части выполнения работ и (или) услуг по проектированию грузоподъемных кранов соответствующего типа (далее - специальное разрешение (лицензия) на проектирование). При этом решение о возможности замены каната на грузоподъемной машине военного назначения принимает начальник управления государственного надзора.

59. Каждый изготовленный грузоподъемный кран изготовитель должен снабдить хорошо различимой, четкой и нестираемой идентификационной надписью (маркировкой) в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Правилах.

Идентификационная надпись (маркировка) должна сохраняться в течение всего срока службы грузоподъемного крана и расчетных металлоконструкций.

Узлы и механизмы, расчетные металлоконструкции, приборы и устройства безопасности, изготавливаемые в качестве запасных частей или комплектующих, должны иметь идентификационную маркировку изготовителя в соответствии с проектной документацией и документы, подтверждающие качество изготовления.

СГЗП и тара должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием заводского номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Крепление бирок должно обеспечить их сохранность до конца срока службы СГЗП и тары. При этом сведения, указанные в части первой настоящего пункта, должны указываться в прилагаемых эксплуатационных документах.

60. Для проверки соответствия изготовленных грузоподъемных кранов, технических устройств требованиям, изложенным в проектной, конструкторской документации, должны проводиться испытания по программам и методикам, которые составил и утвердил изготовитель.

Грузоподъемные краны, имеющие в паспорте характеристики устойчивости, подвергаются испытаниям на грузовую устойчивость.

Приемосдаточные испытания грузоподъемных кранов (мостовых, козловых, портальных и других), расчетных металлоконструкций, которых нельзя испытать нагрузкой в месте изготовления, проводятся после монтажа грузоподъемного крана, расчетных металлоконструкций на месте эксплуатации.

Приемочные и периодические испытания грузоподъемных кранов, подлежащих регистрации в управлении государственного надзора и изготовленных в Республике Беларусь, которые проводит изготовитель, осуществляются с участием должностного лица управления государственного надзора.

Приемочные и периодические испытания грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в управлении государственного надзора и изготовленных в Республике Беларусь, которые проводит изготовитель, осуществляются с участием представителей заказчика (воинской части, в которой монтируется грузоподъемный кран).

Результаты указанных испытаний оформляются протоколами и актами, а также записываются в паспорта изделий.

61. СГЗП и тару испытывает после изготовления изготовитель, а после ремонта - это делается в организации, в которой они подвергались ремонту, нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность.

62. Наличие испытательного стенда и (или) иного испытательного оборудования, характеристики которого должны обеспечивать проведение испытаний всей номенклатуры СГЗП, изготавливаемых в организации, является обязательным условием для изготовления СГЗП и тары.

63. Изготовитель грузоподъемных кранов и технических устройств должен вести учет их изготовления.

Изготовитель определяет порядок ведения учета изготовленных СГЗП и тары. Учетные данные должны содержать следующие сведения: наименование СГЗП; паспортная грузоподъемность; номер нормативного документа (технологической карты); номер документа изготовителя, подтверждающего качество изготовления примененного материала; результаты контроля качества сварки; результаты испытаний СГЗП и тары.

64. Владелец грузоподъемного крана, обнаружив в процессе монтажа, наладки, эксплуатации недостатки в его конструкции или изготовлении, а также несоответствие грузоподъемного крана требованиям, изложенным в настоящих Правилах, обязан прекратить монтаж, наладку, эксплуатацию грузоподъемного крана и направить сообщения изготовителю, руководителю довольствующего органа, а также в управление государственного надзора.

65. Изготовитель учитывает выявляемые в процессе эксплуатации недостатки конструкции и изготовления грузоподъемных кранов, технических устройств и принимает меры по их устранению. В случаях когда выявленные недостатки могут отразиться на безопасности пользования грузоподъемными кранами, техническими устройствами, изготовитель уведомляет начальника управления государственного надзора о необходимости и методах устранения таких недостатков, а также по согласованию высылает техническую документацию, в том числе сведения о материалах, деталях и узлах, подлежащих замене.

66. Изготовитель, получив сообщение из воинской части, на учете в которой состоит грузоподъемный кран, или из довольствующего органа о недостатках в его конструкции либо изготовлении, устраняет недостатки, а также допущенные при изготовлении отступления от требований норм и правил в области обеспечения промышленной безопасности, если на эти отступления отсутствует согласование, полученное в соответствии с подпунктом 19.22.1 пункта 19.22 единого перечня административных процедур.

Изготовитель ведет в журнале учет поступивших сообщений, в который заносятся сведения об авторе сообщения, заводской номер грузоподъемного крана, краткое содержание сообщения.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 09.03.2022 №16)
(см. предыдущую редакцию)

67. Реконструкция, модернизация и ремонт грузоподъемного крана (в том числе с применением сварки), требующие внесения изменений в его конструкцию, должны проводиться по проекту и (или) техническим условиям (при наличии), которые разработал изготовитель данного крана или они подготовлены в специализированной организации, имеющей специальное разрешение (лицензию) на проектирование.

В случае если в проекте на реконструкцию (модернизацию) грузоподъемного крана предусмотрено выполнение монтажных и (или) наладочных работ, такие работы должны осуществляться силами специализированной организации.

Проект и (или) технические условия (при наличии) до начала работ по реконструкции (модернизации) грузоподъемного крана направляются для изучения в управление государственного надзора.

Решение о возможности выполнения реконструкции (модернизации) грузоподъемного крана принимает начальник управления государственного надзора.

68. Монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, обслуживание грузоподъемных кранов, технических устройств должны выполняться в соответствии с требованиями, изложенными в эксплуатационных документах изготовителя и настоящих Правилах.

69. Выбор оборудования для безопасного выполнения работ по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции или модернизации грузоподъемного крана должен соответствовать конкретным типу и конструкции грузоподъемного крана, а также составу работ, предусмотренных для его приведения в последующее работоспособное состояние.

При выборе оборудования необходимо использовать указания по монтажу (демонтажу), ремонту, а также учитывать требования, предъявляемые к составу работ, приведенные в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного грузоподъемного крана.

70. Такелажная оснастка и вспомогательные механизмы, используемые при выполнении монтажа (демонтажа), ремонта, реконструкции грузоподъемного крана, до начала работ должны быть осмотрены и соответствовать их эксплуатационным документам.

71. Не допускается выполнять работы по монтажу (демонтажу) грузоподъемных кранов, технических устройств, устанавливаемых на отрытом воздухе, в гололедицу, туман, снегопад, грозу, при температуре воздуха ниже или при скорости ветра выше предельных значений, указанных в инструкции по монтажу изготовителя (паспорте грузоподъемного крана).

72. Опасная зона, где проводятся монтаж (демонтаж), наладка, реконструкция, модернизация, ремонт, обслуживание грузоподъемного крана, должна быть ограждена или обозначена знаками безопасности и предупредительными надписями.

73. Для обеспечения безопасности работ при монтаже (демонтаже), наладке, ремонте, обслуживании грузоподъемного крана и соблюдения требований, изложенных в проекте проведения работ, инструкции по монтажу (демонтажу) и (или) руководстве (инструкции) по эксплуатации (ремонту) изготовителя, руководитель организации, силами которой будут выполняться работы, издает локальный правовой акт о назначении:

ответственных за ведение работ, под руководством которых будут проводиться монтаж (демонтаж), наладка и ремонт грузоподъемного крана;

работников, имеющих соответствующие профессии (слесарей, наладчиков, электриков, сварщиков, рабочих других профессий (при необходимости)) для выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту грузоподъемных кранов, технических устройств.

Работы по монтажу (демонтажу), наладке, обслуживанию, ремонту грузоподъемных кранов в воинской части проводятся в присутствии специалиста, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии, назначаемого в приказе командира воинской части.

74. Сварка отдельных элементов при монтаже грузоподъемного крана, если она предусмотрена, выполняется согласно руководству (инструкции) по его эксплуатации (монтажу).

75. При проведении работ по монтажу (демонтажу) и наладке грузоподъемного крана должны выполняться следующие требования промышленной безопасности:

на монтажной площадке не могут находиться посторонние работники, не принимающие участие в монтажных (демонтажных) или наладочных операциях. Работникам, связанным с монтажом (демонтажом), запрещается находиться в кабине машиниста, на металлоконструкциях грузоподъемного крана, а также внутри них и в зоне непосредственной опасности (если это не оговорено специально в эксплуатационной документации грузоподъемного крана);

в процессе монтажа оборудования, канатных тяг, запасовки полиспастов грузоподъемного крана лица из числа персонала и специалисты, выполняющие указанные работы на высоте, должны находиться на ранее установленных и надежно закрепленных площадках или средствах подмащивания;

для перехода лиц из числа персонала и специалистов по полностью смонтированным элементам металлоконструкций грузоподъемного крана необходимо пользоваться предусмотренными для этих целей лестницами, переходными площадками и трапами с перилами. На надземные крановые пути следует подниматься по стационарным лестницам, закрепленным к колоннам или конструкциям строений, а перемещение вдоль пути осуществлять согласно инструкции, разработанной в специализированной организации, силами которой выполняются работы по монтажу (демонтажу) и (или) наладке грузоподъемного крана;

подъем и передвижение работников по раскосам или иным элементам металлоконструкций грузоподъемного крана, не предназначенным для этих целей в соответствии с руководством (инструкцией) по его эксплуатации, а также спуск вниз по канатам грузоподъемного крана запрещаются;

управление грузоподъемным краном в период монтажа должно проводиться только с места, указанного в эксплуатационной документации (из кабины либо с выносного пульта).

76. По завершении работ, связанных с монтажом металлоконструкций грузоподъемного крана (в том числе грузовой тележки при ее наличии), выполняются запасовка грузовых канатов, наладка тормозов, приборов и устройств безопасности, а по окончании указанных работ - наладка всей системы управления грузоподъемным краном в целом.

Для грузоподъемных кранов, имеющих пневмо- или гидравлический привод, проводится комплекс монтажных и наладочных работ, необходимых для обеспечения работоспособности и выполнения требований безопасности указанных устройств, приведенный в руководстве (инструкции) по эксплуатации грузоподъемного крана.

77. Контроль качества монтажа и наладки грузоподъемного крана должен быть подтвержден актом с выводом о том, что он смонтирован в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации (монтажу), эксплуатационными документами на входящее в его состав оборудование (при наличии этих документов), технологическим регламентом (при его наличии), настоящими Правилами и может быть допущен (после завершения наладки) к последующей работе по предназначению.

При этом к акту должны быть приложены:

исполнительные сборочные чертежи металлоконструкций грузоподъемного крана;

документы, удостоверяющие качество сварки конструкций, выполненной при сборке и монтаже (копии удостоверений сварщиков, копии сертификатов на сварочные материалы, результаты механических испытаний контрольных сварных образцов, результаты неразрушающего контроля сварных соединений, если при монтаже применялась сварка отдельных сборочных единиц);

протоколы замера сопротивления изоляции проводов и системы заземления;

данные о фактических результатах соответствия геометрических размеров смонтированного грузоподъемного крана размерам, указанным в руководстве (инструкции) по его эксплуатации, эксплуатационных документах на входящее в его состав оборудование (при наличии этих документов), а также подтверждение соответствия порядка установки грузоподъемного крана требованиям, изложенным в настоящих Правилах;

данные о заменах неработоспособных элементов приводов, тормозов, крепежа, которые выполнены силами монтажной организации;

данные об установленных дополнительно ограничителях, указателях и регистраторах параметров, если такие работы выполнялись в рамках работ по монтажу грузоподъемного крана;

акт сдачи-приемки кранового пути, если его монтаж проводился в рамках работ по монтажу грузоподъемного крана, являющийся приложением к акту проведенных работ на смонтированном грузоподъемном кране;

данные о результатах наладочных работ (отчет о наладке), подтверждающие работоспособность всех систем управления грузоподъемного крана, в том числе ограничителей, указателей и регистраторов параметров;

данные о результатах испытаний (полного технического освидетельствования) смонтированного грузоподъемного крана, проведенных (проведенного) в соответствии с требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации данного крана и настоящих Правилах.

78. Ответственность за приведение в соответствие грузоподъемного крана, изготовленного по ранее разработанным проектам и не оборудованного ограничителями, указателями, регистратором параметров, необходимыми для обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором он используется, либо за продолжение его эксплуатации со снижением паспортных показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов) возлагается на командира воинской части.

79. Проведение ремонтов грузоподъемного крана должно осуществляться после наработки определенного числа машино-часов (циклов) или через установленный в руководстве (инструкции) по его эксплуатации интервал времени.

80. Ремонт грузоподъемных кранов, технических устройств (в том числе с применением сварки), не требующий внесения конструктивных изменений, может осуществляться по разработанной технологии силами организации, имеющей разрешение (свидетельство) на право выполнения ремонта грузоподъемных кранов соответствующего типа (для грузоподъемных машин военного назначения - соответствующих модели и индекса) (далее, если не определено иное, - разрешение (свидетельство) на ремонт), выданное в главной военной инспекции.

Стропы, за исключением цепных, ремонту не подлежат.

Ветви многоветвевых стропов и траверс, разъемные звенья, крюки и другие легко заменяемые (без сварки, заплетки, опрессовки и сшивки) расчетные элементы СГЗП, примененные взамен поврежденных или изношенных, должны иметь необходимую маркировку изготовителя, при этом в паспорте СГЗП должна быть сделана отметка о проведенном ремонте.

81. Материал (сталь), применяемый (применяемая) для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций грузоподъемного крана, по механическим свойствам и химическому составу должен (должна) соответствовать исходному материалу (стали) ремонтируемого элемента, указанному в паспорте грузоподъемного крана. В случае отсутствия нужной марки стали разрешается применять ее аналог.

Выбор аналога материала (стали), а также сварочных материалов для ремонта, реконструкции или модернизации элемента металлоконструкций грузоподъемного крана должен проводиться с учетом механических свойств, химического состава, свариваемости с ремонтируемым элементом, а также исходя из нижних предельных значений температуры окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний грузоподъемного крана, степени агрессивности окружающей среды, в которой эксплуатируется грузоподъемный кран.

Качество материала (стали), применяемого (применяемой) при ремонте, реконструкции или модернизации грузоподъемного крана, должно быть подтверждено сертификатом его (ее) изготовителя.

При выборе сварочных материалов для сварки двух различных по свойствам сталей приоритет отдается стали, имеющей более высокие механические свойства.

82. Качество материала и комплектующих изделий, применяемых для изготовления, реконструкции, модернизации, монтажа, ремонта и обслуживания грузоподъемных кранов, должно быть подтверждено документом изготовителя и посредством входного контроля. При отсутствии документа изготовителя о подтверждении качества изготовления допускается применение материала и комплектующих изделий на основании результатов проведения испытания в аккредитованной лаборатории, по параметрам, предусмотренным в документах изготовителя о подтверждении качества изготовления.

83. К проведению работ по сварке и прихватке элементов расчетных металлоконструкций, СГЗП и тары, приварке площадок, перил и лестниц на грузоподъемном кране допускаются сварщики, прошедшие аттестацию в соответствии с Правилами аттестации сварщиков и имеющие аттестационное свидетельство сварщика.

84. Методы и нормы контроля качества сварки пробного (контрольного) сварного соединения должны отвечать требованиям, изложенным в технологической документации и настоящих Правилах.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Правила по обеспечению промышленной безопасности в отношении грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения Раздел I. Общие положения Глава 1. Область и порядок применения Глава 2. Ответственность Глава 3. Общие требования, предъявляемые к заявителям Раздел II. Проектирование, изготовление, реконструкция, модернизация, ремонт, монтаж, наладка и обслуживание грузоподъемных кранов, технических устройств Глава 4. Общие требования, предъявляемые к проектированию грузоподъемных кранов, технических устройств Глава 5. Общие требования, предъявляемые к изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту, монтажу, наладке, обслуживанию грузоподъемных кранов, технических устройств Глава 6. Требования, предъявляемые к эксплуатационной документации Раздел III. Основные требования, предъявляемые к устройству грузоподъемных кранов, технических устройств, их узлов, механизмов, приборов и устройств безопасности, галерей, площадок, лестниц, канатов, съемных грузозахватных приспособлений Глава 7. Требования, предъявляемые к механизмам Глава 8. Требования, предъявляемые к тормозам Глава 9. Требования, предъявляемые к ходовым колесам Глава 10. Требования, предъявляемые к грузозахватным органам Глава 11. Требования, предъявляемые к канатам и цепям Глава 12. Требования, предъявляемые к барабанам, блокам, звездочкам Глава 13. Требования, предъявляемые к электрооборудованию Глава 14. Требования, предъявляемые к гидрооборудованию Глава 15. Требования, предъявляемые к приборам и устройствам безопасности Глава 16. Требования, предъявляемые к регистраторам параметров Глава 17. Требования, предъявляемые к аппаратам управления и кабинам управления Глава 18. Требования, предъявляемые к противовесу и балласту Глава 19. Требования, предъявляемые к защитным ограждениям Глава 20. Требования, предъявляемые к галереям, площадкам, лестницам Глава 21. Требования, предъявляемые к съемным грузозахватным приспособлениям и таре Глава 22. Требования, предъявляемые к крановому пути Глава 23. Дополнительные требования, предъявляемые к кранам-манипуляторам, мостовым кранам-штабелерам, крановым подъемникам Глава 24. Требования, предъявляемые к предупреждающей окраске (разметке) Раздел IV. Эксплуатация грузоподъемных кранов Глава 25. Регистрация и учет грузоподъемных кранов Глава 26. Требования, предъявляемые к установке грузоподъемных кранов Глава 27. Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений Глава 28. Техническое диагностирование грузоподъемных кранов Глава 29. Допуск к эксплуатации (пуск в работу) грузоподъемных кранов Глава 30. Основные требования, предъявляемые к организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Глава 31. Проведение работ с применением грузоподъемных кранов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25

Постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 24 декабря 2019 года №26
"Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности в отношении грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения"

О документе

Номер документа:26
Дата принятия: 24/12/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14/03/2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 13 марта 2020 года, 8/35140

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 14 марта 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 09/03/2022  документом  Постановление Министерства обороны Республики Беларусь Об изменении постановлений Министерства обороны Республики Беларусь от 24 декабря... № 16 от 09/03/2022
Вступила в силу с: 27/03/2022


Первоначальная редакция от 24/12/2019

Приложения к документу

Приложение 2 к Пост.Мин обороны от 24.12.19 г. №26

Приложение 9 к Пост. Мин обороны от 24.12.19 г №26

Приложение 10 к Пост.Мин обороны от 24.12.19 г. №26

Приложение 14 к Пост. от 24.12.2019 г. №26

Приложение 17 к Пост. Мин. обороны от 24.12.19 г. №26

Приложение 24 к Пост. Мин. обороны от 24.12.19 г. №26