Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 1 марта 2019 года №8

Об утверждении авиационных правил "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов"

На основании статей 18 и 20 Воздушного кодекса Республики Беларусь Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить авиационные правила "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов" (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр

А.Н.Авраменко

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 марта 2019 года №8

Авиационные правила "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов"

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Область применения

1. Настоящие авиационные правила "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов" (далее - Авиационные правила) устанавливают:

требования к осуществлению деятельности по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь;

порядок осуществления надзора, контроля за деятельностью по поддержанию летной годности гражданских воздушных судов, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Беларусь.

2. Настоящие Авиационные правила обязательны для применения на территории Республики Беларусь всеми физическими и юридическими лицами независимо от их юридического статуса и форм собственности, осуществляющими деятельность, связанную с поддержанием летной годности воздушных судов.

Требования настоящих Авиационных правил реализуются и обеспечиваются должностными лицами Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Департамент по авиации) и работниками авиационных организаций гражданской авиации Республики Беларусь, на которых возлагается ответственность в отношении деятельности по поддержанию летной годности воздушных судов.

Контроль исполнения требований настоящих Авиационных правил осуществляется Департаментом по авиации.

Глава 2. Термины и определения

3. В настоящих Авиационных правилах применяют термины, установленные в действующей редакции Воздушного кодекса Республики Беларусь, а также следующие термины с соответствующими определениями:

двигатель: устройство, предназначенное для приведения в движение воздушного судна, входящие в состав конструкции устройства компоненты и оборудование, необходимые для функционирования и управления устройством, исключая воздушный (несущий) винт;

авиационное и радиоэлектронное оборудование: бортовое электрооборудование, приборное оборудование и радиоэлектронное оборудование;

бортовое оборудование: технические устройства, устанавливаемые на воздушном судне и предназначенные для использования на борту воздушного судна;

бортовое электронное оборудование: любое электронное устройство, включая его электрическую часть, предназначенное для использования на борту воздушного судна, в том числе радиооборудование, система автоматического управления полетом и авиационное оборудование;

вид работ: техническое обслуживание, модификация авиационного изделия, отдельные типовые технологические процессы;

вид технического обслуживания: техническое обслуживание, выполняемое по отличительным признакам, установленным эксплуатационной документацией;

воздушное судно сложной конструкции: категория воздушных судов, к которой относятся:

самолет с максимальной сертифицированной взлетной массой более 5700 килограмм, или максимальным сертифицированным количеством пассажирских мест более 19, или минимальной сертифицированной численностью летного экипажа не менее 2 человек, или оборудованный одним и более турбореактивным (турбовентиляторным) или двумя и более турбовинтовыми двигателями, или оборудованный для полетов в воздушном пространстве RVSM;

вертолет с максимальной сертифицированной взлетной массой более 3175 килограмм, или максимальным сертифицированным количеством пассажирских мест более 9, или минимальной сертифицированной численностью летного экипажа не менее 2 человек;

конвертоплан;

воздушное пространство RVSM: сокращенный минимум вертикального эшелонирования;

вспомогательная силовая установка: автономная бортовая установка, обеспечивающая подачу электроэнергии и сжатого воздуха бортовым системам во время работы на земле;

годность к эксплуатации: состояние авиационного изделия, характеризующееся соответствием его конструкции, параметров и летных качеств нормам и требованиям, установленным в эксплуатационной документации;

демонтаж: снятие изделия или его составной части с места установки;

дефект: каждое отдельное несоответствие изделия установленным эксплуатационной документацией требованиям;

дефектация: определение технического состояния авиационной техники, по результатам которого принимается решение о ее годности к дальнейшей эксплуатации;

директива по летной годности: нормативный документ, определяющий авиационные изделия, состояние которых является небезопасным или в которых такое состояние может иметь место либо может развиваться в других изделиях той же типовой конструкции. Он предписывает обязательные для выполнения корректирующие действия либо условия или ограничения, при которых разрешается дальнейшая эксплуатация указанных изделий;

допуск: разрешение, выданное специально уполномоченным органом в области гражданской авиации Республики Беларусь в соответствии с законодательством лицу на право осуществления определенных действий (работ);

доработка: любое изменение, внесенное в установленном порядке в конструкцию с целью ее совершенствования, устранения конструктивных и (или) производственных недостатков;

запись: документ (документированное свидетельство), содержащий (удостоверяющий) достигнутые результаты и (или) свидетельства (доказательства) осуществленной деятельности;

компонент: авиационный двигатель, воздушный винт или иное изделие, входящее в состав конструкции воздушного судна;

контроль: процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых при необходимости соответствующими измерениями, экспертизой, испытаниями или калибровкой объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик;

легкое воздушное судно первой категории: категория воздушных судов, к которой относятся:

самолет с максимальной взлетной массой 1200 килограмм или менее, который не относится к категории воздушных судов сложной конструкции;

планер или мотопланер с максимальной взлетной массой 1200 килограмм или менее;

аэростат с максимальным расчетным объемом газа или горячего воздуха: не более 3400 кубических метров для воздушных шаров, или 1050 кубических метров для газовых аэростатов, или 300 кубических метров для привязных аэростатов;

дирижабль, предназначенный для перевозки не более четырех человек, с максимальным расчетным объемом газа или горячего воздуха: не более 3400 кубических метров для тепловых дирижаблей или 1000 кубических метров для газовых дирижаблей;

легкое воздушное судно второй категории: категория воздушных судов, к которой относятся:

самолет с максимальной взлетной массой 2000 килограмм или менее, который не относится к категории воздушных судов сложной конструкции; планер или мотопланер с максимальной взлетной массой 2000 килограмм или менее;

воздушный шар;

тепловой дирижабль;

газовый дирижабль простой стандартной конструкции, имеющий не более 3 процентов статической массы, без возможности изменения вектора тяги (за исключением возможности реверса тяги), не оборудованный бустерной системой управления;

летная годность: характеристика изделия, которая обеспечивается реализацией требований норм летной годности в его конструкции, параметрах и летных качествах;

методические рекомендации: документ, излагающий понятия, процедуры и методику определения норм, необходимых для осуществления действий и организации работ, единообразное применение которых признается целесообразным в рамках требований, установленных законодательством и техническими нормативными правовыми актами;

механизм: внутреннее устройство (система звеньев) машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие;

минимальный перечень оборудования (MЕL). Перечень, предусматривающий эксплуатацию воздушного судна в определенных условиях при отказе конкретного компонента оборудования, который составляется эксплуатантом в соответствии с MMЕL для данного типа воздушных судов или более жесткими требованиями.

модификация: изменение типовой конструкции авиационного изделия, не являющееся ремонтом;

монтаж: установка изделия или его составных частей на месте использования;

назначенный ресурс: суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния;

наработка: продолжительность работы изделия, выраженная как непрерывная величина, измеряемая в часах, минутах, или объем работы изделия, выраженный как целочисленная величина, исчисляемая в полетах, циклах, запусках и включениях;

неисправность: состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований эксплуатационной документации и которой относятся отказ, повреждение, дефект;

нормы летной годности: совокупность требований, предъявляемых к типовой конструкции и (или) характеристикам воздушного судна или компонента, входящего в состав конструкции воздушного судна, и обеспечивающих, при условии их выполнения, безопасную эксплуатацию авиационного изделия в течение установленного срока службы при соблюдении установленных условий эксплуатации;

организация по техническому обслуживанию: юридическое лицо, имеющее сертификат организации по техническому обслуживанию и осуществляющее техническое обслуживание воздушных судов согласно перечню разрешенных работ, являющемуся неотъемлемой частью сертификата организации по техническому обслуживанию;

осмотр: вид работ, выполняемых при помощи органов чувств и, в случае необходимости, с использованием инструмента и (или) оборудования, номенклатура которых установлена эксплуатационной документацией;

особые виды технического обслуживания: техническое обслуживание, включающее в себя работы, отнесенные утвержденными программами (регламентами) технического обслуживания к сезонному и специальному техническому обслуживанию, техническому обслуживанию при хранении и в экстремальных метеоусловиях;

повреждение: событие, заключающееся в нарушении исправного состояния авиационного изделия или его составных частей посредством внешнего воздействия, вызвавшего изменения конструкции, несоответствующего требованиям эксплуатационной документации;

поддержание летной годности: комплекс мер, посредством которых обеспечивается соответствие ВС, двигателя, воздушного винта или составной части действующим требованиям к летной годности и их поддержание в состоянии, необходимом для безопасной эксплуатации на протяжении эксплуатационного ресурса и срока службы;

поиск причин неисправностей: процесс, установленный эксплуатационной документацией, необходимый для определения причины дефекта или неисправности, с использованием или без использования встроенных функций самоконтроля или внешней контрольно-проверочной аппаратуры;

полетная информация: сведения о параметрах, сигналах, сообщениях и событиях, зафиксированных в полете воздушного судна с помощью бортовых регистраторов;

пономерная документация: документация, предназначенная для оформления государственной регистрации и годности каждого воздушного судна к полетам, учета наработки и технического состояния воздушного судна (двигателя, изделия), его приема и передачи;

приборное оборудование: бортовое оборудование и системы воздушного судна, включая аэрометрические приборы и системы, приборы и системы контроля работы силовых установок, других систем, пилотажно-навигационные автономные приборы и системы, комплексы автоматического управления, оптоволоконные системы осуществляющие передачу, обработку, отображение или хранение аналоговых или цифровых данных, линии и шины передачи данных, беспроводные или иные средства передачи данных, элементы таких систем и соответствующие соединители;

программа технического обслуживания: документ, содержащий перечень и описание плановых работ по техническому обслуживанию, периодичность их выполнения, а также описание связанных с их выполнением процедур, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации воздушных судов, в отношении которых составлен документ;

производственная документация: документация, предназначенная для планирования, учета информации, составления различного рода отчетов по эксплуатации авиационной техники и производственно-хозяйственной деятельности;

процедура: официально установленный порядок (документально оформлен, внедрен и поддерживается в рабочем состоянии) действий, реализации процесса, выполнения работ, оказания услуг, определяющий цель и область деятельности (что должно быть сделано, кем, когда, где и как, при использовании каких документов и ресурсов, как должны вестись управление и регистрация деятельности);

процесс: совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы;

предполетный осмотр: осмотр воздушного судна непосредственно перед выполнением полета с целью оценки готовности воздушного судна к его выполнению;

рабочее место: зона деятельности исполнителя (исполнителей), в которой размещают технологическое оборудование, инструмент, расходные материалы, запасные части, эксплуатационную (технологическую) документацию;

радиооборудование: бортовое оборудование и системы воздушного судна, включая системы радиосвязи, радиолокации, радионавигации, оборудование и системы развлечения пассажиров на борту, оптоволоконные системы, осуществляющие передачу, обработку, отображение или хранение аналоговых или цифровых данных, линии и шины передачи данных, коаксиальные кабели, беспроводные или иные средства передачи данных, элементы таких систем и соответствующие соединители;

регламент технического обслуживания: основной документ, определяющий объекты технического обслуживания, объемы и периодичность выполняемых на них работ, своевременное и качественное выполнение которых в полном объеме обеспечивает поддержание летной годности, заданного уровня надежности и работоспособности тех воздушных судов и его систем, которых он касается;

ремонт: выполнение работ по восстановлению летной годности изделия после его повреждения или износа для обеспечения дальнейшего соответствия изделия требованиям, предусмотренным соответствующими нормами летной годности, которые использовались для выдачи сертификата типа.

ремонт капитальный: вид ремонта, выполняемого по истечению установленных значений ресурса и (или) срока службы изделия;

ремонт текущий: вид ремонта, выполняемого с целью устранения отдельных повреждений;

ресурс: наработка от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние;

ресурс назначенный: установленное предельное значение суммарной наработки изделия, при достижении которого применение изделия по назначению должно быть прекращено;

руководство по процедурам организации по техническому обслуживанию (РПТО): документ, утвержденный руководителем организации по техническому обслуживанию и содержащий подробную информацию о структуре организации по техническому обслуживанию и обязанностях ее руководства, сфере выполняемых работ, производственной базе, процедурах технического обслуживания и системах обеспечения качества или инспекционных проверок;

руководство эксплуатанта по регулированию технического обслуживания (РРТО): документ, содержащий описание процедур эксплуатанта, которые обеспечивают возможность управления своевременным и удовлетворительным выполнением всех плановых и неплановых работ по техническому обслуживанию ВС данного эксплуатанта;

руководство по регулированию и процедурам технического обслуживания (РРПТО): документ, содержащий требования в соответствии с РРТО и РПТО;

руководящий персонал: категория должностных лиц авиационной организации, которым предоставлены полномочия, достаточные для осуществления ресурсного и организационного обеспечения деятельности авиационной организации в соответствии с возложенными на них обязанностями;

сверхлегкое воздушное судно: категория воздушных судов, с максимальной сертифицированной взлетной массой 750 килограмм или менее;

свидетельство о техническом обслуживании: документ, содержащий сведения, подтверждающие удовлетворительное выполнение указанных в нем работ по техническому обслуживанию в соответствии с эксплуатационной документацией и процедурами, описанными в руководстве по процедурам организации по техническому обслуживанию, или в рамках эквивалентной системы;

сертифицирующий персонал: категория лиц из числа авиационного персонала, уполномоченных от имени организации по техническому обслуживанию подписывать свидетельство о техническом обслуживании;

система качества: совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающая достижение целей в области качества, в том числе определяемых политикой организации по техническому обслуживанию в области качества.

средства технического обслуживания: оборудование, стенды, контрольно-проверочная и контрольно-измерительная аппаратура, приспособления, инструмент, предназначенные для выполнения технического обслуживания;

срок службы: продолжительность эксплуатации изделия, выраженная как календарная величина, исчисляемая в днях, месяцах, годах;

срок службы назначенный: установленное предельное значение срока службы изделия, при достижении которого применение изделия по назначению должно быть прекращено;

стажировка: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений, навыков и технологических приемов работы на авиационной технике;

судовая документация: документация, которая обязательно должна быть на борту ВС, выполняющего полет;

техническое обслуживание: выполнение, как в отдельности, так и в сочетании, работ, необходимых для поддержания летной годности, включая выполнение контрольно-проверочных, регулировочных работ, работ по осмотру, демонтажу, монтажу, устранению дефектов авиационных изделий, а также выполнение работ по ремонту и (или) доработкам согласно документации разработчика и (или) изготовителя авиационных изделий;

техническое обслуживание оперативное: вид технического обслуживания, включающего выполнение подготовительных работ, работ по осмотру, проверке технического состояния, и обеспечивающего поддержание летной годности воздушного судна в интервалах между формами его периодического технического обслуживания;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Авиационные правила "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов" Раздел I. Общие положения Глава 1. Область применения Глава 2. Термины и определения Раздел II. Осуществление деятельности по поддержанию летной годности воздушных судов. Технические требования Глава 3. Общие положения Глава 4. Полномочия и ответственность Глава 5. Уведомление о несоответствиях требованиям в отношении летной годности Глава 6. Поддержание летной годности Глава 7. Требования к выполнению работ по техническому обслуживанию Глава 8. Свидетельство о техническом обслуживании Глава 9. Полномочия обладателя свидетельства пилота-любителя Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 1. Назначение и использование свидетельства о техническом обслуживании компонента 2. Формат свидетельства о техническом обслуживании компонента 3. Экземпляры свидетельства о техническом обслуживании компонента 4. Исправление данных, внесенных в свидетельство о техническом обслуживании компонента 5. Заполнение свидетельства о техническом обслуживании компонента 6. Форма свидетельства о техническом обслуживании компонента Приложение 5

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 марта 2019 года №8
"Об утверждении авиационных правил "Деятельность по поддержанию летной годности воздушных судов"

О документе

Номер документа:8
Дата принятия: 01.03.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13.03.2020
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 12 марта 2020 года, 8/35130

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 13 марта 2020 года.