Действует

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 20 декабря 2019 года №192

Об авиационной безопасности

(В редакции Закона Республики Молдова от 03.11.2022 г. №302)

Настоящий закон перелагает:

– Регламент (ЕС) №300/2008 Европейского парламента и Совета от 11 марта 2008 года об общих правилах в области безопасности гражданской авиации и об отмене Регламента (ЕС) №2320/2002, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 97 от 9 апреля 2008 года с изменениями, внесенными Регламентом (ЕС) №18/2010 Комиссии от 8 января 2010 года о внесении изменений в Регламент (ЕС) №300/2008 Европейского парламента и Совета в части, касающейся требований в отношении национальных программ контроля качества в области безопасности гражданской авиации, опубликованным в Официальном журнале Европейского Союза L 7 от 12 января 2010 года;

– Регламент (ЕС) №272/2009 Комиссии от 2 апреля 2009 года о дополнении общих базовых стандартов в области безопасности гражданской авиации, предусмотренных в приложении к Регламенту (ЕС) №300/2008 Европейского парламента и Совета, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 91 от 3 апреля 2009 года;

– частично перелагает Регламент (ЕС) №1254/2009 Комиссии от 18 декабря 2009 года об установлении критериев, позволяющих государствам-членам отступать от общих базовых стандартов в области безопасности гражданской авиации и принимать альтернативные меры безопасности, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 338 от 19 декабря 2009 года.

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель, область регулирования и сфера применения

(1) Целью настоящего закона является обеспечение выполнения требований приложения 17 "Авиационная безопасность" к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 года, ратифицированной Постановлением Парламента №97/1994, и других международных договоров в области авиационной безопасности.

(2) Настоящий закон устанавливает нормативную базу защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

(3) Для достижения целей, установленных в частях (1) и (2), используются следующие средства:

а) установление основных правовых рамок и базовых стандартов в области безопасности гражданской авиации (далее – базовые стандарты);

b) установление механизмов мониторинга соблюдения этих стандартов.

(4) Действие настоящего закона распространяется:

а) на органы и структуры с компетенциями в области авиационной безопасности;

b) на аэропорты и части аэропортов, расположенные на территории Республики Молдова, кроме тех, которые используются исключительно в военных целях;

c) на эксплуатантов воздушных судов, предоставляющих услуги в аэропортах, указанных в пункте а);

d) на эксплуатантов воздушных судов, зарегистрированных в Республике Молдова;

e) на субъектов авиации, применяющих стандарты авиационной безопасности, функционирующих в местах, расположенных внутри или за пределами зон, принадлежащих аэропортам, и поставляющих товары и/или услуги для аэропортов, указанных в пункте a), или при их посредстве, и/или на эксплуатантов воздушных судов, указанных в пунктах b) и с).

Статья 2. Нормативная база авиационной безопасности

(1) Правовое регулирование авиационной безопасности осуществляется на основании Конституции Республики Молдова, настоящего закона и других нормативных актов Парламента, указов Президента Республики Молдова, ордонансов и постановлений Правительства, других нормативных актов в данной области, а также международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Если международный договор, одной из сторон которого является Республика Молдова, содержит иные положения, чем национальная нормативная база авиационной безопасности, применяются положения международного договора.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего закона используются следующие основные понятия:

акт незаконного вмешательства – действие или попытка совершения действия, создающего угрозу безопасности гражданской авиации, а именно:

a) незаконный захват воздушного судна;

b) повреждение воздушного судна, находящегося в эксплуатации;

c) захват заложников на борту воздушного судна, на аэродроме и/или в аэропорту;

d) насильственное проникновение на борт воздушного судна, на аэродром и/или в аэропорт либо в расположение аэронавигационных средств и аэронавигационных служб;

e) размещение в преступных целях на борту воздушного судна, на аэродроме и/или в аэропорту запрещенных предметов;

f) использование воздушного судна, находящегося в эксплуатации, с целью причинения смерти, тяжких телесных повреждений либо серьезного ущерба имуществу и/или окружающей среде;

g) сообщение ложной информации, способной создать угрозу безопасности воздушного судна, находящегося в полете или на земле, пассажиров, экипажей, наземного персонала и/или лиц, находящихся на аэродроме, в аэропорту и/или в месте расположения (в помещении) какого-либо аэропортового сооружения или службы гражданской авиации;

деятельность по мониторингу соответствия – процедура или процесс, используемый для оценки внедрения положений настоящего закона, Национальной программы безопасности в области гражданской авиации и других нормативных актов в области авиационной безопасности;

воздушное судно – аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной поверхности;

воздушное судно, находящееся в полете, – воздушное судно считается находящимся в полете с момента, когда по завершении посадки все наружные двери воздушного судна закрыты, и до момента, когда одна из этих дверей открывается для высадки; в случае вынужденного приземления воздушное судно считается находящимся в полете до момента, когда компетентный орган принимает под свою ответственность воздушное судно, находящихся на его борту лиц и имущество;

аэродром – отграниченная площадь (включая расположенные на ней здания, сооружения и оборудование), наземная или водная либо находящаяся на стационарном сооружении или на стационарном либо плавучем морском сооружении, предназначенная полностью или частично для взлета, посадки, руления и/или стоянки воздушных судов;

аэродром двойного назначения – комплекс, включающий в себя наземную (водную) отграниченную площадь, расположенные на ней здания, сооружения и оборудование, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и/или стоянки гражданских и государственных воздушных судов;

аэропорт – комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал и любые аэропортовые сооружения, предназначенный для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок;

аэропорт совместного базирования – комплекс, включающий в себя аэродром, аэровокзал и определенные аэропортовые сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, используемый для обслуживания гражданских и военных воздушных перевозок, а также для обеспечения норм национальной обороны и безопасности;

авиационный агент – физическое или юридическое лицо, отличное от авиационного персонала, сертифицированное для осуществления деятельности в области гражданской авиации;

уполномоченный агент – авиаперевозчик или субъект авиации, обеспечивающий меры авиационной безопасности в отношении перевозки груза или почтовых отправлений;

сотрудник службы безопасности на борту – лицо, которому государством эксплуатанта воздушных судов и/или государством регистрации воздушного судна поручено пребывание на борту какого-либо воздушного судна с целью защиты этого воздушного судна и находящихся на его борту лиц от актов незаконного вмешательства;

запрещенные предметы – оружие, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные или опасные материалы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства или которые угрожают жизни и здоровью людей либо безопасности гражданской авиации, нахождение которых в охраняемых зонах ограниченного доступа аэропортов и перевозка на борту воздушных судов запрещены в соответствии с действующими нормативными актами;

аудит авиационной безопасности – подробное рассмотрение мер и процедур авиационной безопасности, осуществляемое с целью определения того, применяются ли они в полном объеме, правильно и на постоянной основе;

аудитор авиационной безопасности – лицо, осуществляющее деятельность по мониторингу соответствия на национальном уровне от имени административного органа по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации;

административный орган по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации – Орган гражданской авиации Республики Молдова, подведомственный центральному отраслевому органу в области гражданской авиации, ответственный за разработку, обеспечение координации и мониторинг внедрения положений законодательства в области авиационной безопасности в соответствии с настоящим законом;

гражданская авиация – совокупность операций, выполняемых гражданскими воздушными судами, за исключением операций, выполняемых государственными воздушными судами, а также воздушными судами, находящимися в пользовании военных, таможенных или полицейских служб;

багаж – багаж, предназначенный для перевозки в багажном отсеке воздушного судна;

сопровождаемый багаж – багаж, перевозимый в грузовом отсеке воздушного судна, который был зарегистрирован для рейса пассажиром, летящим тем же воздушным судном;

несопровождаемый багаж – багаж, перевозимый как груз на борту воздушного судна, на котором находится его владелец, или на борту другого воздушного судна;

ручная кладь – багаж, предназначенный для перевозки в пассажирском салоне воздушного судна;

сертификация аудитора авиационной безопасности – процедура официальной оценки и подтверждения административным органом по внедрению и реализации политики в области гражданской авиации или от его имени наличия у лица необходимой компетенции для выполнения функций аудитора авиационной безопасности на приемлемом уровне, как это предусмотрено в Национальной программе контроля качества в области безопасности гражданской авиации;

контроль доступа – применение оборудования для обеспечения авиационной безопасности, с помощью которого может быть предотвращен несанкционированный проход лиц и/или проезд транспортных средств;

контроль авиационной безопасности – процедура проверки с применением технических или иных средств, осуществляемая с целью идентификации и/или обнаружения запрещенных предметов;

контроль безопасности воздушного судна – процедура проверки тех частей внутренних помещений воздушного судна, к которым возможен доступ пассажиров, а также багажного отсека воздушного судна с целью обнаружения запрещенных предметов и/или актов незаконного вмешательства;

недостаток авиационной безопасности – несоответствие одной из норм авиационной безопасности;

оборудование для обеспечения авиационной безопасности – устройства, предназначенные для использования независимо или как составная часть какой-либо системы в целях обнаружения запрещенных предметов и/или защиты от актов незаконного вмешательства;

субъект авиации – отличное от эксплуатанта юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области гражданской авиации;

репрезентативная выборка – выборка информации, осуществленная на основании вариантов мониторинга, которая является достаточной по числу и диапазону для обоснования выводов о внедрении базовых стандартов;

обыск воздушного судна в целях безопасности – проверка внутренних помещений и доступной внешней части воздушного судна в целях обнаружения запрещенных предметов и актов незаконного вмешательства;

обзор состояния авиационной безопасности – переоценка мер и процедур авиационной безопасности в целях определения степени их уязвимости для актов незаконного вмешательства и дачи рекомендаций по мерам, соответствующим уровню угрозы;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Цель, область регулирования и сфера применения Статья 2. Нормативная база авиационной безопасности Статья 3. Основные понятия Глава II Органы и структуры с компетенциями в области авиационной безопасности Статья 4. Органы, компетентные в области авиационной безопасности Статья 5. Другие органы с компетенциями в области авиационной безопасности Статья 6. Национальный комитет авиационной безопасности Статья 7. Аэропортовые комиссии по авиационной безопасности Статья 8. Консультативная группа заинтересованных сторон Статья 9. Международное сотрудничество в области гражданской авиации Статья 10. Меры авиационной безопасности, запрашиваемые другими государствами Статья 11. Обязанности и полномочия командира воздушного судна Глава III Программы авиационной безопасности Статья 12. Национальная программа безопасности в области гражданской авиации Статья 13. Программа авиационной безопасности эксплуатанта аэропорта Статья 14. Программа авиационной безопасности эксплуатанта воздушных судов Статья 15. Программа авиационной безопасности субъекта авиации Глава IV Базовые стандарты безопасности гражданской авиации Часть 1. Превентивные меры авиационной безопасности Статья 16. Планирование аэропортов Статья 17. Контроль доступа Статья 18. Контроль безопасности транспортных средств Статья 19. Надзор, патрулирование и другие виды физического контроля Статья 20. Безопасность воздушных судов Статья 21. Безопасность аэронавигационной системы Статья 22. Кибернетическая безопасность в области гражданской авиации Часть 2. Контроль авиационной безопасности Статья 23. Контроль безопасности пассажиров и ручной клади Статья 24. Контроль авиационной безопасности трансферных и транзитных пассажиров Статья 25. Контроль безопасности лиц, не являющихся пассажирами, и перевозимого ими имущества Статья 26. Контроль безопасности транспортных средств, которым разрешен доступ в охраняемую зону ограниченного доступа Статья 27. Контроль безопасности пассажиров с особым статусом Статья 28. Контроль безопасности багажа Статья 29. Контроль безопасности несопровождаемого багажа Статья 30. Контроль безопасности груза и почтовых отправлений Статья 31. Контроль безопасности бортприпасов Статья 32. Контроль безопасности аэропортовых припасов Часть 3. Меры защиты для обеспечения авиационной безопасности Статья 33. Защита пассажиров и ручной клади Статья 34. Потенциально проблемные пассажиры Статья 35. Защита багажа Статья 36. Установление принадлежности багажа пассажирам Статья 37. Защита груза и почтовых отправлений Статья 38. Защита почтовых отправлений авиаперевозчиков и материалов авиаперевозчиков Статья 39. Защита бортприпасов Статья 40. Защита аэропортовых припасов Часть 4. Меры авиационной безопасности на борту воздушного судна, находящегося в полете Статья 41. Меры авиационной безопасности на борту воздушного судна, находящегося в полете Статья 42. Разрешенный провоз оружия Статья 43. Перевозка лиц, находящихся под арестом, депортированных лиц и лиц, страдающих психическими расстройствами Статья 44. Меры по введению в действие базовых стандартов Статья 45. Отступления от базовых стандартов Глава V Оборудование для обеспечения авиационной безопасности Статья 46. Оборудование для обеспечения авиационной безопасности Статья 47. Работа с оборудованием для обеспечения авиационной безопасности и его техническое обслуживание Глава VI Персонал, работающий в области обеспечения авиационной безопасности Статья 48. Набор и обучение персонала, работающего в области обеспечения авиационной безопасности Глава VII Ответные действия в связи с актами незаконного вмешательства Статья 49. Меры в случае получения информации, относящейся к намерению совершения акта незаконного вмешательства Статья 50. Планирование, организация и руководство ответными действиями в связи с актами незаконного вмешательства Статья 51. Ответные действия, предпринимаемые поставщиком аэронавигационных услуг в связи с актами незаконного вмешательства Статья 52. Информирование заинтересованных организаций и государств об актах незаконного вмешательства Статья 53. Расследование актов незаконного вмешательства Глава VIII Обеспечение эффективности мер авиационной безопасности Часть 1. Национальная программа контроля качества в области безопасности гражданской авиации Статья 54. Национальная программа контроля качества в области безопасности гражданской авиации Статья 55. Содержание Национальной программы контроля качества Часть 2. Мониторинг соответствия в области обеспечения авиационной безопасности Статья 56. Мониторинг соответствия Статья 57. Методология осуществления деятельности по мониторингу соответствия Статья 58. Аудит авиационной безопасности Статья 59. Инспекционные проверки авиационной безопасности Статья 60. Обзоры авиационной безопасности Статья 61. Испытания авиационной безопасности Статья 62. Расследование инцидентов авиационной безопасности Статья 63. Подготовка отчетов/регистрация результатов мониторинга соответствия Статья 64. Исправление недостатков авиационной безопасности Глава IX Оценка уровня угрозы и управление рисками в области безопасности гражданской авиации Статья 65. Оценка уровня угрозы в области безопасности гражданской авиации Статья 66. Управление рисками в области безопасности гражданской авиации Глава X Финансовое обеспечение авиационной безопасности Статья 67. Расходы на обеспечение авиационной безопасности Глава XI Юридическая ответственность за нарушение законодательства об авиационной безопасности Статья 68. Юридическая ответственность за нарушение положений настоящего закона Глава XII Заключительные и переходные положения Статья 69.

Закон Республики Молдова от 20 декабря 2019 года №192
"Об авиационной безопасности"

О документе

Номер документа:192
Дата принятия: 20.12.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30.06.2020
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №400-406, 31 декабря 2019 года, Ст. 356.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 69 настоящий Закон вступает в силу в шестимесячный срок со дня опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 30 июня 2020 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 03.11.2022  документом  Закон Республики Молдова О внесении изменений в некоторые нормативные акты № 302 от 03.11.2022
Вступила в силу с: 23.12.2022