Действует

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ГЛАВНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 25 апреля 1996 года

О порядке проведения документальной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет юридическими лицами

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Документальная проверка должна производиться в целях установления достоверности отчетных данных, обеспечения и правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, выявления и устранения разного рода ошибок, искажающих финансовые результаты хозяйственной деятельности юридических лиц.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее - Указ) органы налоговой службы осуществляют проверки по одному и тому же виду налога не чаще одного раза а полугодие, а комплексные проверки - не чаще одного раза в год.

Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Главной налоговой инспекции в отношении конкретного налогоплательщика. При обнаружении признаков преступления проверки проводятся подразделениями налоговой полиции на основаниях, в порядке и сроки, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. Налоговые органы, осуществляющие контроль за юридическими лицами, имеющими филиалы и представительства, документальную проверку финансовой и налоговой отчетности должны производить не только по отчетности указанных юридических лиц, но и по финансовой и налоговой отчетности подведомственных им филиалов и представительств.

Для осуществления проверки филиалов и представительств, находящихся в других регионах республики, налоговая инспекция по месту нахождения налогоплательщика высылает задание о проведении проверки налоговой инспекции по месту нахождения филиала или представительства с последующим предоставлением им материалов проверок.

В течение года проверка производится по финансовой и налоговой отчетности за законченный отчетный период (месяц, квартал, год).

II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК И ОФОРМЛЕНИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

При проведении документальной проверки следует руководствоваться Указом "О порядке исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет", инструкциями, а также другими законодательными и нормативными актами.

Документальную проверку следует осуществлять по графику (плану), который утверждается руководителем налогового органа, кроме случаев, когда проверки производятся по заданию правительства, вышестоящей организации, правоохранительных органов либо при поступлении информации о нарушениях налогового законодательства или имеющих место признаках налогового преступления.

При составлении графиков (плана) следует обратить внимание на предприятия, имеющие доходы в значительных размерах (по данным статотчетности), систематически допускающие ошибки в исчислении платежей, нарушения в ведении бухгалтерского или налогового учета. Также необходимо включать в график проверок отдельные убыточные предприятия с целью выяснения причин убытков.

Перечень вопросов, подлежащих документально проверке по каждой организации с учетом его особенностей, утверждается руководителями соответствующих налоговых органов или их заместителями.

При составлении перечня вопросов, подлежащих проверке, необходимо предусмотреть вопросы не только правильности исчисления и своевременности перечисления платежей по видам налогов в бюджет, но обоснованность предоставления льгот по налогообложению.

Налоговый орган, направляющий работников на проверку, выписывает предписание на бланке установленной формы, в котором указываются законодательный или нормативный акт, на основании которого производится проверка, объект, вопросы проверки, фамилия, имя, отчество проверяющих лиц с указанием должности и срока проведения проверки (приложение N 3). Предписания регистрируются в журнале учета выдачи предписаний сотрудникам налоговой инспекции, полиции (приложение N 4).

Регистрационный номер в журнале является номером предписания и проставляется на нем. При этом срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 30 календарных дней.

При наличии обоснованных причин сроки проведения проверок могут быть продлены. Для этого проверяющий должен написать докладную записку на имя начальника налогового органа, направившего на проверку, с указанием объективных причин для продления срока проверки. Отметка о продлении проводится на этом же предписании. Об этом проверяющие должны поставить в известность руководителя организации.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 171 Указа при обнаружении явных признаков правонарушения налоговой полицией проводится незамедлительное документальное закрепление факта правонарушения независимо от сроков проведения предыдущих проверок с последующим докладом руководству.

Документальная проверка предусматривает проверку первичных бухгалтерских документов и записей в учетных регистрах сплошным или выборочным методом.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке, как правило, подвергаются кассовые, банковские операции, документы, подтверждающие объемы реализации, в отношении правильности исчисления налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов.

При выборочном способе проверяется часть первичных бухгалтерских документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, о проверка проводится сплошным способом с обязательным изъятием необходимых документов, свидетельствующих о проведении операции по реализации товаров (работ, услуг) без отражения в учете.

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 Указа при обнаружении подлогов, подделок документы, свидетельствующие о факте нарушения налогового законодательства, изымаются с вручением плательщику акта с описью изъятого. Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц предприятия, учреждения, организации и граждан, у которых производится изъятие документов. Акт (протокол) об изъятии документов в 2-х экземплярах, один из которых вручается под роспись должностному лицу, у которого производится изъятие. При этом они имеют право делать заявление по поводу этих действий, подлежащие занесению в акт (протокол) изъятия по установленной форме (приложение N 5).

До выхода на проверку работник налогового органа должен:

- ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имевших место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверки и их исполнением;

- выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

- на основании лицевого счета налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;

- направить запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов через таможню.

Выходя на проверку, работники налогового органа должны иметь при себе служебное удостоверение и предписание. После окончания проверки предписание прилагается к акту.

Проверяющие обязаны представиться руководителю и главному бухгалтеру организации. Во время проверки проверяющие должны вести себя корректно, соблюдая нормы служебного этикета, предъявлять налогоплательщику требования, основанные исключительно на положениях действующего налогового законодательства или иных нормативных актов.

Результаты документальной проверки должны оформляться в следующем порядке:

- при отсутствии нарушений проверяющим составляется справка в 2-х экземплярах с указанием наименования предприятия, его подчиненности, регистрационного номера налогоплательщика, расчетно и иных счетов, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о бухгалтерских записях и документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушения не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведенной проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчетность. Справка подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером организации;

- при установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета результаты проверки оформляются актом, в котором, кроме указанных выше данных, следует приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в 2-х экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях - актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй остается у проверяющего. Примерная форма акта правильности исчисления, полноты своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет приведена в приложении N 6. При этом проверяющие должны соблюдать следующие обязательные требования:

- последовательно, объективно, четко и подробно описывать выявленные факты нарушения со ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные акты;

- текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислением повторяющихся однородных нарушений, которые должны найти отражение в приложениях к акту;

- в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные и документально подтвержденные данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо нормативного акта, статья, пункт, содержание нарушения, фамилия и инициалы должностного лица, суммы до начислений по каждому виду налогов и платежей в бюджет).

Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных, не подтвержденных соответствующими документами.

К акту прилагаются объяснения должностных лиц проверяемой организации, виновных в выявленных нарушениях. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, налогоплательщик (соответствующее должностное лицо или гражданин) обязан подписать акт с отметкой об имеющихся разногласиях и в течение пяти банковских дней представить в налоговый орган, проводивший проверку, документы, подтверждающие мотивы его возражений.

Правильность фактов, изложенных в представленных документах, должен рассмотреть начальник отдела (управления) и подготовить письменное заключение.

При отказе налогоплательщика от подписи проверяющим в конце акта делается запись: "Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотивов отказа".

Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации актов (уведомлений), который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа (приложение N 2). Регистрационный номер в журнале является номером акта и проставляется на нем. Одновременно с регистрацией акта выписывается уведомление налогоплательщику и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

Уведомление выписывается в 2-х экземплярах по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или уполномоченным должностным лицом с указанием фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой печатью и направлено или вручено налогоплательщику.

Взыскание дополнительно начисленных сумм налогов и платежей в бюджет по результатам проведенной документальной проверки производится по истечении пяти банковских дней со дня получения налогоплательщиком уведомления налогового органа о начисленной сумме налога с указанием сроков перечисления налогов и платежей (приложение N1).

После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются начальнику отдела, а в необходимых случаях - начальнику налоговый инспекции или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ II. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК И ОФОРМЛЕНИЕ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ III. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 1. Проверка правильности определения вычетов для целей налогообложения юридических лиц 2. Подоходный налог, взимаемый с дохода иностранных юридических лиц-нерезидентов у источника выплаты 3. Проверка правильности исчисления совокупного годового дохода 4. Проверка правильности определения доходов от реализации продукции (работ, услуг) без косвенных налогов 5. Проверка правильности определения года доходов от внереализационных операций 6. Проверка правильности исчисления в вычетах: 7. Проверка правильности определения налогооблагаемого дохода юридических лиц резидентов и нерезидентов Республики Казахстан IV. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество с юридических лиц V. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты подоходного налога с физических лиц VI. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость VII. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты акцизов VIII. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на операции с ценными бумагами IX. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога юридическими лицами X. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на транспортные средства юридическим лицом XI. Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты государственной пошлины Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №8 Приложение №9

Временные методические указания Главной налоговой инспекции Министерства Финансов Республики Казахстан от 25 апреля 1996 года
"О порядке проведения документальной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет юридическими лицами"

О документе

Дата принятия: 25/04/1996
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

"Бюллетень бухгалтера", 1996 г., N 22, 23