Дата обновления БД:
28.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
132 / 332
Всего документов в БД:
132538
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 22 августа 2019 года №563
Об утверждении Национальной программы по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Национальную программу по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь
С.Румас
Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2019 года №563
Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Общие положения
Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь (далее - Национальная программа) разработана в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики, изложенных в приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной 7 декабря 1944 года в г. Чикаго (далее - Чикагская конвенция).
Республика Беларусь стремится установить надежный и прогрессивный надзор за безопасностью полетов в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО). В частности, разработаны средства контроля за обеспечением безопасности полетов, которые соразмерны со степенью сложности авиационной деятельности в государстве. Через выполнение положений CMA и USOAP Республика Беларусь стремится к устранению пробелов в реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и усилению контроля (надзора) за безопасностью в целях снижения вероятности существующих и минимизации новых рисков для безопасности.
В Национальной программе сформулированы основные принципы управления безопасностью полетов в следующих сферах:
государственная политика и цели безопасности;
государственное управление рисками безопасности;
государственное обеспечение безопасности полетов;
повышение безопасности государства.
Национальная программа обеспечивает прочную основу для создания эффективной системы безопасности гражданской авиации, направленной на повышение уровня решения стоящих перед авиационной отраслью задач и приоритетов, создание процессов управления рисками для достижения высокого уровня безопасности полетов и непрерывного снижения количества авиационных событий. Для эффективности реализации и сохранения актуальности Национальной программы ее положения планируется пересматривать не реже одного раза в 3 года.
Любые факторы, связанные с обслуживанием воздушного движения, метеорологическим обслуживанием, аэронавигационными картами, полетами воздушных судов, летной годностью, аэронавигационной информацией, перевозкой опасных грузов, и другие факторы могут повлиять на безопасность всей авиационной системы. В соответствии с тенденцией увеличения роста авиационных перевозок в воздушном пространстве Республики Беларусь особую актуальность представляют требования ИКАО, предусматривающие внедрение авиационными организациями собственной системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) для достижения приемлемых уровней безопасности в своих областях деятельности.
Деятельность гражданской авиации на территории и в воздушном пространстве Республики Беларусь регламентируется Воздушным кодексом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами в данной области, разработанными в соответствии с Чикагской конвенцией, другими конвенциями и соглашениями, членом которых является Республика Беларусь.
Глава 2. Цели и задачи Национальной программы
Национальной программой определяются основные положения национальной политики по управлению безопасностью полетами в области гражданской авиации, эффективному внедрению международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, связанных с СУБП.
Национальная программа детализирует трактовку определенных мер и действий по выполнению содержащихся в приложениях 1-19 к Чикагской конвенции требований стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, касающихся внедрения СУБП и выполнения локальных программ по обеспечению безопасности полетов.
Глава 3. Основные термины и их определения
В Национальной программе применяются следующие термины:
авиационная организация - организация, имеющая целями своей деятельности выполнение и (или) обслуживание воздушных перевозок, осуществление авиационных работ, иных видов деятельности в области авиации;
анализ аспектов безопасности - процесс упорядочения фактов, в котором используются особые методы, средства или приемы для оказания помощи в определении дополнительных фактов, которые требуются в данном случае, для установления причин и факторов, способствующих снижению безопасности и оказанию помощи в формулировании правильных выводов;
аудит в области выполнения требований по безопасности - систематическая и независимая экспертиза, проводимая Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций (далее - Департамент по авиации) или от его имени, в целях контроля наличия аргументов в области безопасности (или их компонентов, касающихся процессов и их результатов, продукции или услуг), определения соответствия этих аргументов установленным требованиям, а также проверки уместности их применения и эффективности для достижения ожидаемых результатов;
безопасность полетов воздушных судов - комплексная характеристика деятельности в области авиации, определяющая способность выполнения полетов воздушных судов без угрозы для жизни и (или) здоровья граждан;
внутренний аудит авиационных организаций в области выполнения требований по безопасности - один из механизмов и компонентов осуществления в авиационных организациях мониторинга состояния безопасности, представляющий собой экспертизу, проводимую уполномоченными специалистами (специалистом) для контроля наличия в этом подразделении аргументов в области безопасности (или их компонентов, касающихся процессов и их результатов, продукции или услуг), определения соответствия этих аргументов установленным требованиям, а также для проверки уместности их применения и эффективности для достижения ожидаемых результатов;
гарантии безопасности - все запланированные и систематические действия, необходимые для обеспечения адекватной уверенности в том, что изделие, обслуживание, организация или система достигают допустимой или приемлемой безопасности;
государственный авиационный инспектор - физическое лицо, имеющее определенную подготовку, опыт и квалификацию, подтвержденную соответствующими документами, и уполномоченное Департаментом по авиации на проведение авиационных инспекций;
Департамент по авиации - структурное подразделение центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций с правами юридического лица, осуществляющее специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции и наделенное государственно-властными полномочиями, полномочиями национальной авиационной администрации и специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, отнесенными к компетенции Министерства транспорта и коммуникаций;
достигнутая безопасность - результат процессов и (или) методов, примененных для достижения допустимой или приемлемой безопасности;
достоверность - требования к точности вычисленных результатов;
ЕВРОКОНТРОЛЬ - Европейское агентство по безопасности воздушной навигации;
заданный уровень безопасности - требуемый уровень обеспечения безопасности в рамках какой-либо системы. Заданный уровень безопасности включает один или несколько показателей, а также желаемый результат, выраженный с помощью этих показателей;
классификация рисков:
приемлемый риск означает, что никаких дальнейших действий не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями);
нежелательный риск (или допустимый) означает, что связанные с этим риском лица готовы смириться с ним в целях получения определенных выгод при условии, что предпринимаются все меры по его уменьшению;
неприемлемый риск означает, что осуществление операций в текущих условиях должно быть прекращено до тех пор, пока риск не будет снижен до допустимого уровня;
контроль факторов риска - выявление, анализ и устранение (уменьшение до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов последующих рисков, которые угрожают жизнеспособности организации;
контроль за обеспечением безопасности полетов - функция, осуществляемая государством для обеспечения соблюдения лицами и организациями, осуществляющими авиационную деятельность, национальных законодательных актов и нормативных положений в области безопасности полетов;
корректирующее действие - действие в целях устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации;
надзор - деятельность государства, в рамках которой государство путем проведения инспекций и проверок активно проверяет неуклонное выполнение обладателями авиационных свидетельств, сертификатов, разрешений или полномочий установленных требований и их функций на таком уровне квалификации и безопасности, который требует государство;
опасность - любое состояние, событие или обстоятельство, которое могло вызвать авиационное происшествие;
оценка - качественное или количественное заключение о чем-либо, основанное на применении методов инженерии, опыте эксплуатации и (или) результатах анализа;
оценка риска - оценка, выполняемая в целях установления того, что достигнутый или воспринятый уровень риска является приемлемым. Оценка предполагает учет вероятности и степени тяжести любых неблагоприятных последствий, определяет потенциальный ущерб. При проведении оценки риска различаются опасные факторы (возможности причинения ущерба) и риски (вероятность причинения данного ущерба в течение определенного периода времени). Приемлемым методом определения опасных факторов, требующих наибольшего внимания, является матрица оценки риска;
показатель уровня безопасности - мера (или величина), используемая для выражения уровня безопасности, достигнутого в рамках той или иной системы;
приемлемый уровень безопасности - цель, определенная количественно или качественно, либо стандарт для достижения безопасной эксплуатации воздушного судна (далее - ВС) (безопасного предоставления обслуживания, безопасной эксплуатации аэропортов (аэродромов);
проактивный метод - метод, означающий, что будет принят подход, при котором основной акцент делается на профилактике путем выявления опасных факторов и принятия мер по уменьшению риска совершения опасного события, оказывающего неблагоприятное влияние на состояние безопасности полетов;
программа безопасности полетов - комплекс концептуальных и детализированных требований, направленных на повышение уровня безопасности полетов;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2019 года №563
"Об утверждении Национальной программы по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь"
О документе
Номер документа: | 563 |
Дата принятия: | 22/08/2019 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/09/2019 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 31 августа 2019 года, 5/46918
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - c 1 сентября 2019 года.
Ссылка на Воздушный кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Воздушный кодекс Республики Беларусь :: Глава 12. Безопасность полетов воздушных судов
Ссылка на Воздушный кодекс Республики Беларусь :: Статья 16. Аэронавигационное обслуживание
Ссылка на Воздушный кодекс Республики Беларусь :: Статья 16-1. Метеорологическое обеспечение