Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 августа 2019 года №563

Об утверждении Национальной программы по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Национальную программу по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2019 года №563

Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Общие положения

Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь (далее - Национальная программа) разработана в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики, изложенных в приложении 19 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной 7 декабря 1944 года в г. Чикаго (далее - Чикагская конвенция).

Республика Беларусь стремится установить надежный и прогрессивный надзор за безопасностью полетов в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО). В частности, разработаны средства контроля за обеспечением безопасности полетов, которые соразмерны со степенью сложности авиационной деятельности в государстве. Через выполнение положений CMA и USOAP Республика Беларусь стремится к устранению пробелов в реализации стандартов и рекомендуемой практики ИКАО и усилению контроля (надзора) за безопасностью в целях снижения вероятности существующих и минимизации новых рисков для безопасности.

В Национальной программе сформулированы основные принципы управления безопасностью полетов в следующих сферах:

государственная политика и цели безопасности;

государственное управление рисками безопасности;

государственное обеспечение безопасности полетов;

повышение безопасности государства.

Национальная программа обеспечивает прочную основу для создания эффективной системы безопасности гражданской авиации, направленной на повышение уровня решения стоящих перед авиационной отраслью задач и приоритетов, создание процессов управления рисками для достижения высокого уровня безопасности полетов и непрерывного снижения количества авиационных событий. Для эффективности реализации и сохранения актуальности Национальной программы ее положения планируется пересматривать не реже одного раза в 3 года.

Любые факторы, связанные с обслуживанием воздушного движения, метеорологическим обслуживанием, аэронавигационными картами, полетами воздушных судов, летной годностью, аэронавигационной информацией, перевозкой опасных грузов, и другие факторы могут повлиять на безопасность всей авиационной системы. В соответствии с тенденцией увеличения роста авиационных перевозок в воздушном пространстве Республики Беларусь особую актуальность представляют требования ИКАО, предусматривающие внедрение авиационными организациями собственной системы управления безопасностью полетов (далее - СУБП) для достижения приемлемых уровней безопасности в своих областях деятельности.

Деятельность гражданской авиации на территории и в воздушном пространстве Республики Беларусь регламентируется Воздушным кодексом Республики Беларусь, нормативными правовыми актами в данной области, разработанными в соответствии с Чикагской конвенцией, другими конвенциями и соглашениями, членом которых является Республика Беларусь.

Глава 2. Цели и задачи Национальной программы

Национальной программой определяются основные положения национальной политики по управлению безопасностью полетами в области гражданской авиации, эффективному внедрению международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, связанных с СУБП.

Национальная программа детализирует трактовку определенных мер и действий по выполнению содержащихся в приложениях 1-19 к Чикагской конвенции требований стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, касающихся внедрения СУБП и выполнения локальных программ по обеспечению безопасности полетов.

Глава 3. Основные термины и их определения

В Национальной программе применяются следующие термины:

авиационная организация - организация, имеющая целями своей деятельности выполнение и (или) обслуживание воздушных перевозок, осуществление авиационных работ, иных видов деятельности в области авиации;

анализ аспектов безопасности - процесс упорядочения фактов, в котором используются особые методы, средства или приемы для оказания помощи в определении дополнительных фактов, которые требуются в данном случае, для установления причин и факторов, способствующих снижению безопасности и оказанию помощи в формулировании правильных выводов;

аудит в области выполнения требований по безопасности - систематическая и независимая экспертиза, проводимая Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций (далее - Департамент по авиации) или от его имени, в целях контроля наличия аргументов в области безопасности (или их компонентов, касающихся процессов и их результатов, продукции или услуг), определения соответствия этих аргументов установленным требованиям, а также проверки уместности их применения и эффективности для достижения ожидаемых результатов;

безопасность полетов воздушных судов - комплексная характеристика деятельности в области авиации, определяющая способность выполнения полетов воздушных судов без угрозы для жизни и (или) здоровья граждан;

внутренний аудит авиационных организаций в области выполнения требований по безопасности - один из механизмов и компонентов осуществления в авиационных организациях мониторинга состояния безопасности, представляющий собой экспертизу, проводимую уполномоченными специалистами (специалистом) для контроля наличия в этом подразделении аргументов в области безопасности (или их компонентов, касающихся процессов и их результатов, продукции или услуг), определения соответствия этих аргументов установленным требованиям, а также для проверки уместности их применения и эффективности для достижения ожидаемых результатов;

гарантии безопасности - все запланированные и систематические действия, необходимые для обеспечения адекватной уверенности в том, что изделие, обслуживание, организация или система достигают допустимой или приемлемой безопасности;

государственный авиационный инспектор - физическое лицо, имеющее определенную подготовку, опыт и квалификацию, подтвержденную соответствующими документами, и уполномоченное Департаментом по авиации на проведение авиационных инспекций;

Департамент по авиации - структурное подразделение центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций с правами юридического лица, осуществляющее специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции и наделенное государственно-властными полномочиями, полномочиями национальной авиационной администрации и специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, отнесенными к компетенции Министерства транспорта и коммуникаций;

достигнутая безопасность - результат процессов и (или) методов, примененных для достижения допустимой или приемлемой безопасности;

достоверность - требования к точности вычисленных результатов;

ЕВРОКОНТРОЛЬ - Европейское агентство по безопасности воздушной навигации;

заданный уровень безопасности - требуемый уровень обеспечения безопасности в рамках какой-либо системы. Заданный уровень безопасности включает один или несколько показателей, а также желаемый результат, выраженный с помощью этих показателей;

классификация рисков:

приемлемый риск означает, что никаких дальнейших действий не требуется (за исключением случаев, когда уровень риска можно дополнительно снизить с малыми затратами или усилиями);

нежелательный риск (или допустимый) означает, что связанные с этим риском лица готовы смириться с ним в целях получения определенных выгод при условии, что предпринимаются все меры по его уменьшению;

неприемлемый риск означает, что осуществление операций в текущих условиях должно быть прекращено до тех пор, пока риск не будет снижен до допустимого уровня;

контроль факторов риска - выявление, анализ и устранение (уменьшение до приемлемого или допустимого уровня) тех опасных факторов последующих рисков, которые угрожают жизнеспособности организации;

контроль за обеспечением безопасности полетов - функция, осуществляемая государством для обеспечения соблюдения лицами и организациями, осуществляющими авиационную деятельность, национальных законодательных актов и нормативных положений в области безопасности полетов;

корректирующее действие - действие в целях устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации;

надзор - деятельность государства, в рамках которой государство путем проведения инспекций и проверок активно проверяет неуклонное выполнение обладателями авиационных свидетельств, сертификатов, разрешений или полномочий установленных требований и их функций на таком уровне квалификации и безопасности, который требует государство;

опасность - любое состояние, событие или обстоятельство, которое могло вызвать авиационное происшествие;

оценка - качественное или количественное заключение о чем-либо, основанное на применении методов инженерии, опыте эксплуатации и (или) результатах анализа;

оценка риска - оценка, выполняемая в целях установления того, что достигнутый или воспринятый уровень риска является приемлемым. Оценка предполагает учет вероятности и степени тяжести любых неблагоприятных последствий, определяет потенциальный ущерб. При проведении оценки риска различаются опасные факторы (возможности причинения ущерба) и риски (вероятность причинения данного ущерба в течение определенного периода времени). Приемлемым методом определения опасных факторов, требующих наибольшего внимания, является матрица оценки риска;

показатель уровня безопасности - мера (или величина), используемая для выражения уровня безопасности, достигнутого в рамках той или иной системы;

приемлемый уровень безопасности - цель, определенная количественно или качественно, либо стандарт для достижения безопасной эксплуатации воздушного судна (далее - ВС) (безопасного предоставления обслуживания, безопасной эксплуатации аэропортов (аэродромов);

проактивный метод - метод, означающий, что будет принят подход, при котором основной акцент делается на профилактике путем выявления опасных факторов и принятия мер по уменьшению риска совершения опасного события, оказывающего неблагоприятное влияние на состояние безопасности полетов;

программа безопасности полетов - комплекс концептуальных и детализированных требований, направленных на повышение уровня безопасности полетов;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Национальная программа по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь Раздел I. Общие положения Глава 1. Общие положения Глава 2. Цели и задачи Национальной программы Глава 3. Основные термины и их определения Глава 4. Применяемые в Национальной программе международные сокращения Раздел II. Система требований к безопасности полетов Глава 5. Требования ИКАО к безопасности полетов Глава 6. Реализация установленных ИКАО требований в Республике Беларусь Раздел III. Обеспечение безопасности полетов Глава 7. Цели и политика в области обеспечения безопасности полетов Глава 8. Законодательство в области обеспечения безопасности полетов и проводимая в этой сфере политика Глава 9. Определение обязательств и ответственности Глава 10. Проведение расследований авиационных событий Глава 11. Правоприменительная политика Раздел IV. Управление на государственном уровне факторами риска для безопасности полетов Глава 12. Осуществление контроля факторов риска Глава 13. Требования к СУБП авиационных организаций Глава 14. Одобрение национальной авиационной администрацией приемлемых уровней безопасности полетов Раздел V. Гарантия обеспечения безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь Глава 15. Определение концепции безопасности полетов Глава 16. Надзор за обеспечением безопасности полетов Глава 17. Сбор, анализ данных о безопасности полетов и обмен ими Глава 18. Планирование мероприятий на случай аварийной обстановки Раздел VI. Содействие обеспечению безопасности полетов в Республике Беларусь Глава 19. Обучение, проводимое государством, передача информации о безопасности полетов и обмен ею Глава 20. Внешнее обучение, передача информации о безопасности полетов и обмен ею Раздел VII. Заключительные положения

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2019 года №563
"Об утверждении Национальной программы по безопасности полетов гражданской авиации Республики Беларусь"

О документе

Номер документа:563
Дата принятия: 22/08/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/09/2019
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 31 августа 2019 года, 5/46918

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - c 1 сентября 2019 года.