Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 апреля 2019 года №24

О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов

(В редакции Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.03.2022 г. №9)

На основании части второй пункта 1 статьи 71, части пятой пункта 2 статьи 73-1, пункта 5 статьи 107 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 5.6 пункта 5, подпункта 6.4 пункта 6 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1592, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.03.2022 г. №9)
(см. предыдущую редакцию)

1. Установить, что:

1.1. выбор методов и способов проведения проверки осуществляется проверяющими самостоятельно в пределах компетенции и полномочий налоговых органов, характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке;

1.2. под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

Для целей настоящего постановления используются термины и их определения в значениях, установленных в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" и Налоговом кодексе Республики Беларусь;

1.3. при проведении проверок налоговыми органами используются методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, а также расчетный метод проверки, наблюдение хронометражным методом;

1.4. методом документальной проверки осуществляются:

1.4.1. изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета и контроля;

1.4.2. сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, налоговых деклараций (расчетов), данных учета, отчетности и налоговых деклараций (расчетов) с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);

1.4.3. установление реальности совершения документально оформленных хозяйственных операций, а также фактических обстоятельств их совершения;

1.4.4. изучение информации и документов, в том числе в электронном виде, имеющих отношение к вопросам проверки, полученных от государственных органов, иных организаций (включая банки и небанковские кредитно-финансовые организации, компетентные органы иностранных государств) и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, относящимися к деятельности проверяемого субъекта, по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами;

1.4.5. исследование отдельных документов, включая:

изучение первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, соответствия установленным требованиям, достоверности отражения хозяйственных операций;

сопоставление количественных характеристик взаимосвязанных реквизитов одного и того же документа, установление арифметической правильности содержащихся в них расчетов и итогов в целях установления заведомо неверных подсчетов, дописки штрихов и цифр в документе;

установление соответствия заключенных сделок, отраженных в документах хозяйственных операций, требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;

1.4.6. исследование документов, отражающих одну хозяйственную операцию, включая:

соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от его контрагентов или третьих лиц;

сопоставление документов, прямо или косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию;

сличение данных имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным) и иным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;

1.4.7. исследование документов, отображающих однородные хозяйственные операции, в том числе:

проверка количественной информации о движении однородных товарно-материальных ценностей за проверяемый период, сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с первичными учетными документами и данными оперативного учета;

хронологический анализ движения товарно-материальных ценностей по датам совершения хозяйственных операций;

сравнительный анализ одинаковых по форме документов, отображающих аналогичные операции;

1.5. методом фактической проверки осуществляется установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, деяния, процесса, явления или события путем пересчета, обмера и иных способов, позволяющих получить данные (информацию) о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и (или) их состоянии.

При проведении фактической проверки способы проверки выбираются с учетом состояния бухгалтерского и (или) налогового учета проверяемого субъекта и вопросов, возникающих при анализе соответствующих документов;

1.6. расчетным методом проверки осуществляется определение размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) при отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2010 г. №426;

1.7. наблюдение хронометражным методом осуществляется с целью установления фактической выручки (дохода) проверяемого субъекта за период, в течение которого осуществляется наблюдение;

1.8. методом сплошной проверки осуществляется анализ всех подлежащих проверке взаимосвязанных финансово-хозяйственных операций и документов проверяемого субъекта, которыми оформлялись эти операции;

1.9. методом выборочной проверки осуществляется анализ части документов проверяемого субъекта, сверяются отдельные записи бухгалтерского и (или) налогового учета с взаимосвязанными первичными документами, выявляются неверно отраженные (не отраженные) в учете факты финансово-хозяйственной деятельности, выясняются причины ошибок и искажений, осуществляется проверка соблюдения проверяемым субъектом правил учета хозяйственных операций;

1.10. при проведении проверки возможно применение одного или нескольких методов, указанных в подпунктах 1.4-1.9 пункта 1 настоящего постановления;

1.11. способами осуществления налоговыми органами проверок являются:

проведение встречных проверок;

осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений, транспортных средств и иных объектов проверяемого субъекта для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него);

проведение личного досмотра проверяемого субъекта и его представителей, досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств в пределах, необходимых для обнаружения документов, денежных средств, иных предметов, свидетельствующих о нарушении законодательства;

проверка фактического наличия документов и (или) имущества в помещениях, иных местах их хранения;

контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);

инвентаризация имущества проверяемого субъекта;

контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;

проведение опросов, истребование и получение письменных и устных объяснений от проверяемого субъекта, его представителей, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, получение разъяснений от должностных, материально ответственных лиц и иных работников проверяемого субъекта;

истребование и получение у проверяемого субъекта, государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих документами и (или) информацией, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, на безвозмездной основе необходимых для проверки документов и (или) информации, в том числе в электронной форме, а также изъятие оригиналов документов у проверяемого субъекта;

назначение экспертизы, привлечение экспертов, специалистов;

проведение исследований (испытаний), технических освидетельствований, направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытаний продукции, направление на техническое освидетельствование кассового оборудования, игровых автоматов;

использование контрольного списка вопросов (чек-листа);

проведение контрольного запуска в производство сырья и материалов, контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции; установление действительных расходов сырья и материалов, реальной производительности оборудования по объему выпуска, времени, энергоемкости; правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;

иные определенные законодательными актами способы.

2. Установить формы:

2.1. предписания на проведение проверки согласно приложению 1;

2.2. акта (справки) проверки согласно приложению 2;

2.3. решения по акту проверки согласно приложению 3;

2.4. приложения к предписанию инспекции Министерства по налогам и сборам на проведение выездной проверки главного управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета согласно приложению 4;

2.5. информационного уведомления-разъяснения о мерах ответственности за осуществление физическими лицами деятельности с нарушением законодательства согласно приложению 5;

2.6. предписания на проведение тематической оперативной проверки согласно приложению 6;

2.7. акта (справки) тематической оперативной проверки согласно приложению 7;

2.8. решения по акту тематической оперативной проверки согласно приложению 8;

2.9. хронометражно-наблюдательной карты согласно приложению 9;

2.10. уведомления о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы либо представлении налоговой декларации (расчета) согласно приложению 10;

2.11. акта камеральной проверки согласно приложению 11;

2.12. акта камеральной проверки физического лица согласно приложению 12;

2.13. исключен в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.03.2022 г. №9

(см. предыдущую редакцию)

2.14. расчета расходов и доходов физического лица согласно приложению 14;

2.15. требования о представлении пояснений об источниках доходов согласно приложению 15;

2.16. сообщения о соответствии расходов доходам физического лица согласно приложению 16;

2.17. акта камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица согласно приложению 17;

2.18. решения по акту камеральной проверки физического лица согласно приложению 18;

2.19. уведомления о продлении срока составления акта камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица согласно приложению 19;

2.20. заключения о результатах предварительного этапа камеральной проверки соответствия расходов доходам физического лица согласно приложению 20.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.03.2022 г. №9)
(см. предыдущую редакцию)

2-1. Утвердить Инструкцию о порядке сопоставления сумм расходов и доходов физического лица (прилагается).

(Пункт введен в соответствии с Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.03.2022 г. №9)

3. Признать утратившими силу:

постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. №88 "О методах и способах проведения проверок налоговыми органами";

постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №95 "Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства";

постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2012 г. №2 "О внесении дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №95";

подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 7 февраля 2014 г. №8 "О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь";

подпункт 1.2 пункта 1 постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13 июля 2017 г. №9 "О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. №1 и от 31 декабря 2010 г. №95, о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и их структурных элементов".

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Министр

С.Э.Наливайко

Приложение 1

к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019 года №24

Форма

Предписание на проведение проверки

_____________
   (дата, номер) 

Инспекцией Министерства по налогам и сборам _________________________
                                                      (наименование

_______________________________________ выдано настоящее предписание на
  области, района, города, района в городе)

проведение __________________________ проверки проверяемого субъекта(1)
                    (вид проверки)

(государственного органа) ___________________________________________
                                 (наименование проверяемого субъекта

_____________________________________________________________________
(государственного органа), фамилия, собственное имя, отчество (если таковое

_____________________________________________________________________
 имеется) индивидуального предпринимателя, УНП(2), место нахождения (место

_____________________________________________________________________
                                  жительства)

Основание для проведения проверки: _________________________________
                                          (название нормативного

_____________________________________________________________            
                правового акта, иное)

Состав проверяющих: ________________________________________________
                           (должности, инициалы, фамилии проверяющих,

____________________________________________________________________
                               включая руководителя проверки)

Вопрос(ы) проверки с указанием проверяемого(ых) периода(ов)(3):

___________________________________________________________________
             (наименование вопроса(ов), период(ы)

 Срок проведения проверки: с ___________ по _____________
                                 (дата)           (дата)

 Руководителю проверяемого субъекта (государственного органа),
представителю (уполномоченному лицу) в соответствии с __________________
                                                        (указывается

необходимо: ________________________________________________________
                 название, статья (пункт) нормативного правового акта)

____________________________________________________________________
 (указываются обязанности проверяемого субъекта (государственного органа)

В случае невыполнения (уклонения от выполнения) законных требований
проверяющих к виновному лицу могут быть применены меры ответственности,
предусмотренные законодательством. Настоящее предписание действительно при
предъявлении служебного удостоверения.

Начальник (заместитель начальника)
инспекции Министерства
по налогам и сборам
по ________________________________

__________________

___________________

(наименование области, района, города,
района в городе)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

М.П.

 

С настоящим предписанием, правами и обязанностями ознакомлен(4)  ____________ _______________________________________________________
        (дата)      (подпись, инициалы, фамилия руководителя проверяемого

______________________________________________________________________
 субъекта (государственного органа), представителя (уполномоченного лица);

______________________________________________________________________    для представителя (уполномоченного лица) дополнительно указывается
основание

______________________________________________________________________
      осуществления полномочий (наименование и иные реквизиты документа,

______________________________________________________________________
                    подтверждающего полномочия)

Копия настоящего предписания на проведение __________________ проверки
                                                 (вид проверки)

направлена письмом(5) ___________ №_______
                           (дата)

Должностное лицо инспекции Министерства по налогам и сборам по(5) 
 ________________________________________________________________________
         (наименование области, города, района, района в городе)

_____________________________ __________________ ___________________
       (должность)                   (подпись)      (инициалы, фамилия)

______________________________

(1) При проведении проверок реорганизованного субъекта по деятельности
присоединенного субъекта хозяйствования либо субъекта хозяйствования по
деятельности филиала указываются их наименование, учетный номер
плательщика, место нахождения. В случае проведения проверки в части
деятельности иностранной организации указывается наименование ее
представительства и место его нахождения в Республике Беларусь и (или)
место (места) осуществления иностранной организацией деятельности на
территории Республики Беларусь, в части деятельности которого (которых)
проводится проверка, учетный номер плательщика.

(2) Учетный номер плательщика.

(3) При проведении проверок реорганизованного субъекта по деятельности
присоединенного субъекта хозяйствования либо субъекта хозяйствования по
деятельности филиала, а также иностранной организации в части деятельности
нескольких представительств вопросы проверки и их периоды указываются
отдельно для каждого присоединенного субъекта хозяйствования и (или)
филиала, представительства.

(4) Заполняется в случае вручения настоящего предписания под роспись.

(5) Заполняется в случае направления копии настоящего предписания по
почте.

Приложение 1

к Форме предписания на проведение проверки

Решение об использовании технических средств к предписанию на проведение проверки

от _______ № _____    
       (дата)                                                            

________________________
    (дата принятия решения)

На основании
 _______________________________________________________________________
    (указывается название, статья (пункт) нормативного правового акта)

принято решение об использовании технических средств ________________
                                                         (наименование

_____________________________________________________________________
                        технического(их) средства(в)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019 года №24
"О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов"

О документе

Номер документа:24
Дата принятия: 30.04.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14.06.2019
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 13 июня 2019 года, 8/34228 

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 14 июня 2019 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 17.03.2022  документом  Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Об изменении постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 апреля 2019 года №24 № 9 от 17.03.2022
Вступила в силу с: 12.06.2022


Первоначальная редакция от 30.04.2019