Действует

Принят на сорок девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ
(Постановление от 19 апреля 2019 года №49-1)

МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

Третья часть "Налоговое администрирование"

Настоящая третья часть модельного Налогового кодекса государств - участников СНГ используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.

Раздел I. Общие положения о налоговом администрировании

Глава 1. Основы налогового администрирования

Статья 1. Налоговое администрирование

Налоговое администрирование заключается в осуществлении налоговыми органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (предшествующего, от постановки налогоплательщика на учет до принятия от него налоговой отчетности, и последующего, т.е. происходящего после наступления сроков представления в налоговые органы налоговой отчетности), применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, реализации мер стимулирования налогоплательщика на добровольное и своевременное исполнение налогового обязательства, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (плательщикам сборов, налоговым агентам, их представителям) в области налогообложения.

Положения о налоговом администрировании также включают механизмы предупреждения и разрешения налоговых споров.

Положения настоящей части Кодекса распространяются на плательщиков налогов, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также на плательщиков взносов во внебюджетные фонды, если это предусмотрено национальным законодательством.

Статья 2. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), за исключением сведений:

1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия указанного налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);

2) не являющихся конфиденциальной информацией в соответствии с национальным законодательством или подлежащих опубликованию (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет) в соответствии с национальным законодательством. При этом налоговые органы не предоставляют по запросу заинтересованных лиц сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с национальным законодательством, за исключением случаев, когда заинтересованное лицо докажет отсутствие данных сведений в публичном доступе;

3) о регистрационных данных налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в соответствии с национальным законодательством;

4) о наличии (отсутствии) регистрации в качестве налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) нерезидента, осуществляющего деятельность через постоянное учреждение (постоянное представительство), филиал, представительство или без образования постоянного учреждения (постоянного представительства);

5) о наличии налоговой задолженности налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);

6) содержащихся во вступивших в законную силу решениях судов.

2. Сведения о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), являющиеся налоговой тайной, не могут быть представлены налоговыми органами другому лицу (кругу лиц) без письменного разрешения налогоплательщика (налогового агента), если иное не установлено настоящей статьей.

3. Налоговые органы представляют сведения о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в следующих случаях:

1) лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве эксперта, специалиста, переводчика, при условии соблюдения таким лицом режима налоговой тайны;

2) правоохранительным и иным государственным органам в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством и в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством;

3) суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика (плательщика сборов), обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения;

4) судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной национальным законодательством и в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством;

5) налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами, ратифицированными государством, а также договорами, заключенными государством с международными организациями;

6) иным уполномоченным государственным органам в пределах их компетенции, установленной национальным законодательством и в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.

4. Должностные лица налоговых органов и иные лица, получившие от налоговых органов сведения о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), составляющие налоговую тайну, не вправе распространять такие сведения как в период работы в указанных органах, так и после своего увольнения, а случае временного привлечения к работе - как при исполнении своих обязанностей, так и после завершения их выполнения.

5. Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влекут ответственность, предусмотренную национальным законодательством.

Статья 3. Общие требования к национальным стандартам государственных услуг в области налогообложения

По запросу налогоплательщика налоговые органы обязаны оказывать государственные услуги в области налогообложения, заключающиеся в предоставлении налогоплательщику информации, документов либо программного обеспечения для выполнения налогового обязательства.

Перечень государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, устанавливается национальным законодательством с учетом статьи 75 настоящей части Кодекса.

Общегосударственные органы исполнительной власти могут устанавливать стандарты и регламенты государственных услуг, оказываемых налоговыми органами, для повышения качества и эффективности работы налоговых органов.

Статья 4. Публикация налоговой статистики

Налоговые органы обязаны публиковать обобщенные сведения за каждый календарный год по стране в целом и по каждому из ее регионов или местных органов власти, в том числе:

1) о налоговых поступлениях по каждому налогу (сбору, иному обязательному платежу в бюджет и внебюджетные фонды);

2) о суммах непоступивших налогов (сборов, иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) вследствие предоставленных льгот и преференций;

3) о количестве налогоплательщиков по каждому налогу (сбору, иному обязательному платежу).

Раздел II. Налоговый контроль

Глава 2. Постановка налогоплательщиков на учет, изменение их данных, снятие их с учета

Статья 5. Регистрация сведений о физическом лице, организации, структурном подразделении организации

1. Налоговые органы регистрируют сведения о налогоплательщиках, в том числе о:

1) физическом лице, в том числе иностранце или лице без гражданства;

2) юридическом лице-резиденте и его структурных подразделениях;

3) юридическом лице, созданном в соответствии с законодательством иностранного государства, место эффективного управления (место нахождения фактического органа управления) которого находится в стране;

4) структурном подразделении юридического лица-нерезидента;

5) юридическом лице-нерезиденте, осуществляющем деятельность в стране через постоянное учреждение (постоянное представительство) без открытия структурного подразделения;

6) нерезиденте, осуществляющем деятельность через зависимого агента, который рассматривается как постоянное учреждение (постоянное представительство) нерезидента;

7) дипломатическом и приравненном к нему представительстве иностранного государства, аккредитованном в государстве;

8) иных случаях, предусмотренных национальным законодательством о налогах и сборах.

2. Данные налогоплательщика включают сведения, позволяющие идентифицировать как налогоплательщика, так и особенности его статуса согласно национальному законодательству. В данные налогоплательщика могут включаться:

1) фамилия, имя, отчество и гражданство налогоплательщика - физического лица;

2) название налогоплательщика - юридического лица;

3) фамилия, имя, отчество и гражданство руководителя налогоплательщика - юридического лица;

4) адрес и контактные данные налогоплательщика, используемый при взаимодействии с налоговыми органами;

5) идентификационный номер налогоплательщика;

6) особенности регистрации налогоплательщика (статус налогового резидента, статус плательщика определенных налогов (пользователя определенных налоговых режимов, налоговых льгот), статус структурного подразделения юридического лица, статус постоянного учреждения (постоянного представительства) и иные);

7) иные сведения, предусмотренные национальными нормативными правовыми актами.

3. Порядок и особенности регистрации сведений о налогоплательщике устанавливаются национальными нормативными правовыми актами.

4. Сведения о физических лицах, содержащиеся в национальном реестре индивидуальных идентификационных номеров, передаются уполномоченным государственным органом, осуществляющим формирование идентификационных номеров и ведение национальных реестров идентификационных номеров, в налоговые органы.

5. Национальное законодательство о налогах и сборах может устанавливать особенности процедуры регистрации отдельных категорий физических, юридических лиц, структурных подразделений юридического лица, в том числе:

1) индивидуальных предпринимателей;

2) налогоплательщиков (плательщиков сборов), осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) налогоплательщиков по месту нахождения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

4) налогоплательщиков, имеющих право на налоговые льготы;

5) нерезидентов.

6. Национальное законодательство о налогах и сборах может также устанавливать особенности процедуры регистрации крупнейших налогоплательщиков, включая создание отдельных налоговых органов для осуществления налогового администрирования в их отношении, и критерии отнесения организаций к таковым. Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам могут быть связаны исключительно с объемом деятельности налогоплательщика (включая пороговые значения объема полученных доходов, стоимости активов и (или) суммы подлежащих уплате налогов).

Статья 6. Постановка на регистрационный учет электронного налогоплательщика

1. Электронный налогоплательщик - налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент), взаимодействующий с налоговыми органами электронным способом на основе налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Постановка физического лица, юридического лица, его структурных подразделений на регистрационный учет в качестве электронного налогоплательщика носит добровольный характер и производится после прохождения регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика или одновременно с ней.

3. Для постановки на регистрационный учет налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) представляет налоговое заявление о регистрационном учете электронного налогоплательщика в налоговый орган на бумажном носителе в явочном порядке или в электронной форме.

Представление налогового заявления о регистрационном учете электронного налогоплательщика в налоговые органы является согласием налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) на обмен электронными документами посредством передачи по сети телекоммуникаций, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений, в том числе на получение уведомлений налоговых органов, предусмотренных национальным законодательством о налогах и сборах.

4. После постановки на регистрационный учет электронного налогоплательщика налоговый орган выдает налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту, их представителю) электронную подпись - последовательность символов в электронной форме, созданную средствами электронной подписи и предназначенную для присоединения к другой информации в электронной форме (подписываемой информации), и служащую для определения лица, подписавшего информацию.

Выдача электронной подписи может производиться путем передачи налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту, их представителю) электронного носителя информации с информацией (программным обеспечением), необходимой для подписания электронных документов, или путем формирования такой информации (программного обеспечения) в личном кабинете налогоплательщика.

5. При передаче налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом, их представителем) в налоговый орган электронные документы, подписанные электронной подписью, признаются равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью и (или) скрепленные печатью налогоплательщика.

6. Национальное законодательство о налогах и сборах может устанавливать особенности процедуры постановки на регистрационный учет электронного налогоплательщика.

7. Национальное законодательство может устанавливать дополнительные требования к электронной подписи, используемой налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом, их представителем) при передаче информации в налоговый орган.

Общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, определяет процедуру выдачи налогоплательщику электронной подписи.

Статья 7. Замена и аннулирование электронной подписи

1. Налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) вправе представить налоговое заявление об аннулировании электронной подписи или ее замене в налоговый орган в случаях:

1) принятия решения об отказе от использования электронной подписи;

2) утери или повреждения электронного носителя информации, содержащего информацию (программное обеспечение), необходимую для подписания электронных документов - при выдаче электронной подписи на таком носителе;

3) иных, предусмотренных национальным законодательством о налогах и сборах.

2. Замена и аннулирование электронной подписи производится налоговым органом в соответствии с процедурой, определенной общегосударственным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Аннулирование электронной подписи прекращает право налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) на обмен с налоговым органом электронными документами посредством передачи по сети телекоммуникаций, обеспечивающей гарантированную доставку сообщений.

4. Аннулирование электронной подписи налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) производится налоговым органом без налогового заявления в следующих случаях:

1) исключения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) из государственной базы данных налогоплательщиков;

2) признания налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лжепредприятием на основании вступившего в законную силу решения суда - с даты получения налоговым органом такого решения суда;

3) признания недействительной государственной регистрации налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) на основании вступившего в законную силу решения суда - с даты получения налоговым органом такого решения суда.

Статья 8. Обязательная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость

1. Обязательной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость подлежат юридические лица - резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в стране через структурное подразделение, индивидуальные предприниматели в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением:

1) государственных учреждений;

2) структурных подразделений юридических лиц - резидентов;

3) лиц, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии со специальными налоговыми режимами.

2. Лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны подать в налоговый орган заявление о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, если размер их налогооблагаемого оборота, определяемого в соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах, нарастающим итогом превышает порог, установленный национальным законодательством о налогах и сборах.

Такое заявление подается не позднее десяти рабочих дней со дня окончания месяца, в котором возникло превышение установленного порога налогооблагаемого оборота.

3. Размер налогооблагаемого оборота определяется нарастающим итогом:

1) вновь созданными юридическими лицами - резидентами, структурными подразделениями юридических лиц - нерезидентов - с даты государственной (учетной) регистрации в органах юстиции;

2) физическими лицами, вновь вставшими на регистрационный учет в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей, - с даты постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

3) налогоплательщиками, снятыми с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа в текущем календарном году, - с даты, следующей за датой снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость на основании решения налогового органа;

4) иными налогоплательщиками - с 1 января текущего календарного года.

4. Налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производит постановку налогоплательщика на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость с формированием свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

5. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость со дня подачи заявления.

6. При выявлении лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи, незаконно не представившего заявление для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с момента выявления такого налогоплательщика направляет ему уведомление об устранении нарушений национального законодательства о налогах и сборах.

7. Санкции за незаконное непредставление заявления для постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, а также за неисполнение уведомления налогового органа, устанавливаются национальным законодательством.

8. Общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, определяет процедуры подачи заявления о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, выдачи налогоплательщику свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость и направлении уведомления об устранении нарушений.

Статья 9. Добровольная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость

1. Лица, указанные в пункте 1 статьи 8 настоящей части Кодекса, налогооблагаемый оборот которых не превышает порога, установленный национальным законодательством о налогах и сборах для обязательной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, имеют право добровольной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

2. Лица, имеющие и желающие осуществить право добровольной постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, подают в налоговый орган заявление о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость при первичной регистрации налогоплательщика или впоследствии.

3. Налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня подачи налогового заявления о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производит постановку налогоплательщика на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость с формированием свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

4. Лица, подавшие заявление о добровольной постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, становятся плательщиками налога на добавленную стоимость со дня подачи заявления, а при первичной регистрации налогоплательщика - с даты государственной регистрации налогоплательщика.

Статья 10. Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость

1. Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость удостоверяет факт постановки налогоплательщика на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость, является бессрочным и представляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью должностного лица регистрирующего органа. Форма свидетельства устанавливается общегосударственным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость содержит следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и (или) фамилию, имя, отчество (при его наличии) налогоплательщика;

2) идентификационный номер (при его наличии в соответствии с национальным законодательством);

3) дату постановки налогоплательщика на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость;

4) идентификационный номер плательщика налога на добавленную стоимость;

5) наименование налогового органа, сформировавшего свидетельство.

3. В случае снятия налогоплательщика с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость аннулируется и считается недействительным.

4. Замена свидетельства о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость производится налоговым органом в течение трех рабочих дней в случае изменения фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименования плательщика налога на добавленную стоимость - на основании заявления налогоплательщика и подтверждающих документов или сведений национальных реестров идентификационных номеров об изменении фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименования налогоплательщика.

Статья 11. Постановка на учет иностранных организаций в качестве плательщика налога на добавленную стоимость при оказании ими услуг в электронной форме

1. В целях настоящего Кодекса оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее - сеть Интернет), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:

1) предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

2) оказание рекламных услуг в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети Интернет;

3) оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;

4) оказание через сеть Интернет услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети Интернет в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

5) обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети Интернет, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

6) хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;

7) предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

8) предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

9) оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети Интернет;

10) оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть Интернет при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

11) предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть Интернет;

12) оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

13) предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет;

14) ведение статистики на сайтах в сети Интернет.

2. В целях настоящего Кодекса к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть Интернет поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети Интернет;

2) реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

3) оказание консультационных услуг по электронной почте;

4) оказание услуг по предоставлению доступа к сети Интернет.

3. Постановка на учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость иностранной организации, оказывающей физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория страны (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории страны), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и иных документов, перечень которых утверждается министерством финансов страны.

Заявление о постановке на учет подается указанными в предыдущем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания указанных услуг.

Статья 12. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с национальным законодательством, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей статьи место нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, определяется в соответствии с национальным законодательством.

Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых.

2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе страны, в исключительной экономической зоне страны, а также за пределами территории страны, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией страны (в том числе арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

3. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве плательщиков налога на добычу полезных ископаемых определяются министерством финансов страны.

Статья 13. Изменение и дополнение регистрационных данных в государственной базе данных налогоплательщиков

1. Налоговые органы осуществляют внесение изменений и дополнений в регистрационные данные налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), представленные при регистрации в качестве налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), на основании заявления налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) и подтверждающих документов или сведений национальных реестров идентификационных номеров об изменении фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) или наименования налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

Национальное законодательство о налогах и сборах может также устанавливать процедуры изменений и дополнений данных налогоплательщиков на основе информации, полученной из иных источников. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен о внесении изменений и дополнений и иметь возможность уточнить соответствующие сведения.

2. Изменение сведений о главном бухгалтере и (или) об ответственном работнике по расчетам с бюджетом, номере телефона, адресе электронной почты юридического лица, его структурного подразделения осуществляется на основании заявления налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

3. Изменение сведений о руководителе юридического лица осуществляется на основании заявления налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) с приложением нотариально удостоверенной копии решения общего собрания участников (акционеров) юридического лица или единственного участника (акционера) юридического лица о назначении исполнительного органа юридического лица.

Изменение сведений о руководителе структурного подразделения юридического лица осуществляется на основании заявления налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) с приложением нотариально удостоверенной копии решения уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя структурного подразделения юридического лица либо иного документа, подтверждающего его полномочия.

В случае представления нотариально удостоверенных копий документов, составленных на иностранном языке, обязательно наличие перевода на государственный или официально употребляемый язык.

4. Изменение сведений о банковских счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) осуществляется на основании сведений банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, представленных в порядке и срок, которые установлены национальным законодательством о налогах и сборах.

5. Заявление о внесении изменений и дополнений в регистрационные данные налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) представляется в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней с момента возникновения изменений.

6. Общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, определяет форму заявления о внесении изменений и дополнений в регистрационные данные налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) и процедуру внесения изменений в регистрационные данные налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента).

Статья 14. Исключение налогоплательщика из государственной базы данных налогоплательщиков

1. Налоговые органы исключают налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) из государственной базы данных налогоплательщиков на основании сведений национальных реестров идентификационных номеров, уполномоченных государственных органов или по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента, их представителей) по причине:

1) смерти или объявления умершим физического лица;

2) выезда физического лица на постоянное место жительства в другую страну при условии снятия с регистрационного учета по месту жительства;

3) прекращения иностранцем или лицом без гражданства деятельности в стране и (или) прекращения прав на объекты налогообложения у иностранца, лица без гражданства;

4) прекращения деятельности юридических лиц, их структурных подразделений, при условии их снятия с учетной регистрации или исключения из национального реестра идентификационных номеров;

5) прекращение деятельности места эффективного управления (места нахождения фактического органа управления) юридического лица, созданного в соответствии с законодательством иностранного государства;

6) прекращения нерезидентом деятельности через постоянное учреждение (постоянное представительство), включая прекращения деятельности нерезидента через зависимого агента;

7) прекращения деятельности дипломатического и приравненного к нему представительства иностранного государства, аккредитованного в стране;

8) иной, предусмотренной национальным законодательством о налогах и сборах.

2. Исключение налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) из государственной базы данных налогоплательщиков производится налоговым органом при условии отсутствия неисполненных налогоплательщиком (плательщиком сборов) налоговых обязательств, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, находящихся на территории страны, либо отсутствия неисполненных налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению налогов.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Общие положения о налоговом администрировании Глава 1. Основы налогового администрирования Статья 1. Налоговое администрирование Статья 2. Налоговая тайна Статья 3. Общие требования к национальным стандартам государственных услуг в области налогообложения Статья 4. Публикация налоговой статистики Раздел II. Налоговый контроль Глава 2. Постановка налогоплательщиков на учет, изменение их данных, снятие их с учета Статья 5. Регистрация сведений о физическом лице, организации, структурном подразделении организации Статья 6. Постановка на регистрационный учет электронного налогоплательщика Статья 7. Замена и аннулирование электронной подписи Статья 8. Обязательная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость Статья 9. Добровольная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость Статья 10. Свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость Статья 11. Постановка на учет иностранных организаций в качестве плательщика налога на добавленную стоимость при оказании ими услуг в электронной форме Статья 12. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых Статья 13. Изменение и дополнение регистрационных данных в государственной базе данных налогоплательщиков Статья 14. Исключение налогоплательщика из государственной базы данных налогоплательщиков Статья 15. Снятие с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость Статья 16. Взаимодействие уполномоченных государственных органов при осуществлении регистрации и регистрационного учета налогоплательщика Статья 17. Обязанности уполномоченных государственных органов при взаимодействии с налоговыми органами Глава 3. Ведение расчетов по налогам и сборам Статья 18. Общие положения Статья 19. Открытие и ведение лицевого счета налогоплательщика Статья 20. Передача лицевого счета налогоплательщика Статья 21. Закрытие лицевого счета налогоплательщика Статья 22. Проведение сверки расчетов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет Глава 4. Подача и принятие налоговой отчетности Статья 23. Налоговая декларация, расчеты Статья 24. Прием налоговой отчетности Статья 25. Внесение изменений в налоговую декларацию, расчеты Глава 5. Налоговые проверки Статья 26. Общие положения о налоговых проверках Статья 27. Участники налоговых проверок Статья 28. Налоговый контроль, основанный на анализе рисков Статья 29. Действия налоговых органов по оценке и управлению рисками Статья 30. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки Статья 31. Осмотр Статья 32. Истребование документов при проведении налоговой проверки Статья 33. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках Статья 34. Выемка документов и предметов Статья 35. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налоговой проверки Статья 36. Налоговые проверки Статья 37. Комплексная проверка Статья 38. Тематическая проверка Статья 39. Встречная проверка Статья 40. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля Статья 41. Оформление результатов налоговой проверки Статья 42. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Статья 43. Хронометражное обследование Статья 44. Камеральная налоговая проверка Статья 45. Выездная налоговая проверка Статья 46. Особенности проведения налоговой проверки в связи с совершением контролируемых сделок Статья 47. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков Глава 6. Налоговый контроль за соблюдением порядка применения контрольно-кассовой техники Статья 48. Общие положения Статья 49. Постановка контрольно-кассовой техники на учет в налоговом органе Статья 50. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой техники Статья 51. Снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета Статья 52. Использование налоговыми органами данных из контрольно-кассовой техники Глава 7. Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании Статья 53. Налоговый контроль при трансфертном ценообразовании Статья 54. Контролируемые сделки Статья 55. Общие положения о налогообложении в контролируемых сделках Статья 56. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ Статья 57. Информация, используемая при сопоставлении условий анализируемых и сопоставляемых сделок Статья 58. Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в контролируемых сделках Статья 59. Финансовые показатели и интервал рентабельности Статья 60. Метод сопоставимых рыночных цен Статья 61. Метод цены последующей реализации Статья 62. Затратный метод Статья 63. Метод сопоставимой рентабельности Статья 64. Метод распределения прибыли Статья 65. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля при трансфертном ценообразовании Статья 66. Уведомление о контролируемых сделках Статья 67. Симметричные корректировки Глава 8. Взаимодействие с третьими лицами в ходе проведения проверок Статья 68. Участие свидетеля Статья 69. Экспертиза Статья 70. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля Статья 71. Участие переводчика Статья 72. Участие понятых Статья 73. Выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым Раздел III. Услуги, оказываемые налоговыми органами Глава 9. Услуги, оказываемые налоговыми органами налогоплательщикам, плательщикам сбора и налоговым агентам Статья 74. Общие положения Статья 75. Предоставление разъяснений по законодательству о налогах и сборах Статья 76. Предоставление программного обеспечения Статья 77. Выдача сертификатов налогового резидентства Статья 78. Удостоверение подлинности подписи и печати на документах, выдаваемых налоговыми органами Статья 79. Распространение информации о законодательстве о налогах и сборах Раздел IV. Механизмы предупреждения налоговых споров Глава 10. Налоговый мониторинг Статья 80. Общие положения о налоговом мониторинге Статья 81. Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга Статья 82. Порядок проведения налогового мониторинга Статья 83. Мотивированное мнение налогового органа Статья 84. Взаимосогласительная процедура Статья 85. Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга Глава 11. Соглашения о ценообразовании для целей налогообложения Статья 86. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения Статья 87. Стороны соглашения о ценообразовании Статья 88. Срок действия соглашения о ценообразовании Статья 89. Порядок заключения соглашения о ценообразовании Статья 90. Проверка исполнения соглашения о ценообразовании Статья 91. Порядок прекращения соглашения о ценообразовании Статья 92. Стабильность условий соглашения о ценообразовании Раздел V. Процедуры обжалования результатов налогового контроля Глава 12. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц Статья 93. Право на обжалование Раздел VI. Взаимодействие с иностранными налоговыми органами Глава 13. Автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) Статья 94. Понятия и термины, используемые при осуществлении автоматического обмена финансовой информацией с иностранными государствами (территориями) Статья 95. Обязанности организации финансового рынка по представлению информации в общегосударственный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией Статья 96. Полномочия общегосударственного органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с автоматическим обменом финансовой информацией Статья 97. Обязанности и права организаций финансового рынка и их клиентов в связи с автоматическим обменом финансовой информацией Глава 14. Международный автоматический обмен страновыми отчетами в соответствии с международными договорами государства Статья 98. Полномочия общегосударственного органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении автоматического обмена страновыми отчетами Статья 99. Ограничения использования информации, содержащейся в страновых отчетах Раздел VII. Привлечение к ответственности за совершение налоговых правонарушений Глава 15. Общие положения о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений Статья 100. Понятие налогового правонарушения Статья 101. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения Статья 102. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения Статья 103. Виды налоговых правонарушений

Модельный Налоговый кодекс для государств - участников Содружества Независимых Государств (Третья часть "Налоговое администрирование")
Принят на сорок девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 19 апреля 2019 года №49-1

О документе

Номер документа:49-1
Дата принятия: 19/04/2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/04/2019
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств http://www.cis.minsk.by/