Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 17 апреля 2019 года №ПП-4291

Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов

(В редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 04.01.2024 г. №УП-5)

В стране последовательно реализуется политика в области обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, а также улучшения санитарной и экологической обстановки регионов.

В частности, за 2017-2018 годы проведена значительная работа по совершенствованию инфраструктуры системы обращения с твердыми бытовыми отходами, созданы 13 государственных унитарных предприятий по санитарной очистке с 172 филиалами в районах и городах, а также 9 кластеров по комплексному обращению с твердыми бытовыми отходами. Принятые меры позволили обеспечить охват услугами по санитарной очистке около половины населения страны.

Вместе с тем недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в сельских населенных пунктах, неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с твердыми бытовыми отходами и несоответствие существующих полигонов твердых бытовых отходов требованиям санитарных и экологических норм требуют принятия комплексных мер в данной сфере.

В целях создания эффективной системы по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению твердых бытовых отходов, предотвращения их вредного воздействия на здоровье населения и окружающую среду, а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 года №УП-5635 "О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год активных инвестиций и социального развития":

1. Утвердить Стратегию по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 - 2028 годов (далее - Стратегия) согласно приложению №1, предусматривающую реализацию следующих основных задач:

развитие инфраструктуры санитарной очистки, направленное на обеспечение полного охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;

создание эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов;

сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, создание современных полигонов твердых бытовых отходов, соответствующих требованиям санитарных и экологических норм, а также принятие мер по закрытию и рекультивации существующих полигонов;

совершенствование ценообразования и оптимизация тарифов в сфере санитарной очистки;

использование объектов твердых бытовых отходов в виде источников альтернативной энергии.

2. Определить основными принципами Стратегии:

соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации Стратегии;

обращение с твердыми бытовыми отходами, обеспечивающее осуществление контроля за всеми производимыми с твердыми бытовыми отходами операциями в целях снижения их негативного воздействия на окружающую среду;

внедрение принципа "загрязнитель платит", определяющего необходимость создания соответствующей правовой и экономической основы, предусматривающей компенсацию затрат по обращению с отходами самими производителями отходов;

открытость и прозрачность процесса осуществления деятельности по оказанию услуг в области обращения с твердыми бытовыми отходами на конкурсной основе.

3. Установить, что Стратегия реализуется в два этапа:

первый этап (2019 - 2021 годы) - совершенствование законодательной базы и механизмов экономического регулирования в области обращения с твердыми бытовыми отходами, развитие материально-технической базы и инфраструктуры санитарной очистки в целях обеспечения эффективной организации оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, укрепление платежной дисциплины, создание методического и информационного обеспечения для развития системы экологического образования в области обращения с твердыми бытовыми отходами;

второй этап (2022 - 2028 годы) - освоение инвестиций, направленных на развитие инфраструктуры по раздельному сбору твердых бытовых отходов, оптимизацию полигонов, строительство перегрузочных станций и мусороперерабатывающих объектов, совершенствование деятельности кластеров по комплексному обращению с отходами, развитие их потенциала по переработке твердых бытовых отходов, а также достижение следующих целевых индикаторов:

доведение охвата населения услугами по сбору и вывозу твердых бытовых отходов до 100 процентов;

обеспечение переработки не менее 60 процентов образуемых твердых бытовых отходов;

увеличение объема переработки специфических твердых бытовых отходов (ртуть содержащие отходы, автопокрышки, аккумуляторы, отработанные масла, отходы упаковок и т.д.) до 25 процентов;

сокращение объемов твердых бытовых отходов, направляемых для захоронения на полигоны, до 60 процентов;

приведение состояния всех полигонов в соответствие с установленными требованиями, полная рекультивация земель ликвидированных полигонов;

использование альтернативных источников энергии на объектах обращения с твердыми бытовыми отходами до 35 процентов;

обеспечение мониторинга состояния полигонов (контроль за состоянием подземных (грунтовых) вод и атмосферного воздуха) до 100 процентов.

4. Утвердить План действий по реализации Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 - 2028 годов (далее - План действий) согласно приложению №2.

5. Министерству финансов Республики Узбекистан ежегодно при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан, по обоснованным расчетам Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, предусматривать средства на реализацию мероприятий, указанных в Плане действий.

6. Министерству инвестиций и внешней торговли и Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить реализацию мер по выполнению инвестиционных проектов, предусмотренных Планом действий, а также обеспечить привлечение в частный сектор средств льготного финансирования международных финансовых институтов для реализации проектов в области обращения с бытовыми отходами.

7. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды усилить работу по повышению экологической культуры населения, а также организации широкомасштабной пропагандистской деятельности, уделив особое внимание профилактике правонарушений в сфере охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обращения с отходами.

8. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя Премьер-министра - министра транспорта Республики Узбекистан А.Ж. Раматова - за эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств в реализации Стратегии и Плана действий;

председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Б.Т. Кучкарова, председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций - за своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Стратегией и Планом действий.

9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана организовать в средствах массовой информации публикации и тематические телепередачи по освещению целей и задач настоящего постановления, а также хода реализации Стратегии и Плана действий.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова.

Президент Республики Узбекистан

Шавкат Мирзиёев

Приложение №1

к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года №ПП-4291

Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 - 2028 годов

Глава 1. Общие положения

1. Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 - 2028 годов (далее - Стратегия) направлена на планирование, определение целей и задач, способов их эффективного достижения, приоритетных направлений, а также этапов реализации государственной политики в сфере формирования и развития на долгосрочную перспективу устойчивой системы в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО).

2. Формирование данной системы предполагает поэтапное развитие с переходом от устаревших методов, используемых в области обращения с ТБО, к современным передовым, существующим на сегодняшний день в мировой практике.

3. Стратегия основывается на Конституции Республики Узбекистан, законах Республики Узбекистан "Об охране природы" и "Об отходах", а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947.

4. Стратегией расставлены приоритеты в области обращения с ТБО в следующей последовательности:

предотвращение образования ТБО - замедление темпов роста образования ТБО и снижение их опасных свойств;

повторное использование ТБО - повторное использование полученных из ТБО сырья, энергии и материалов;

утилизация и переработка ТБО - использование полезных компонентов ТБО после их предварительной обработки в качестве вторичного сырья для производства товарной продукции;

энергетическое использование ТБО - извлечение биогаза и синтез-газа из образовавшихся ТБО для использования в качестве альтернативного топлива в целях производства электрической и тепловой энергии, а также использования в бытовых целях;

захоронение ТБО - безопасное размещение, изоляция и обезвреживание остаточных (неперерабатываемых) ТБО.

Глава 2. Описание текущей ситуации

5. В Республике Узбекистан вопросы обращения с ТБО стоят так же остро, как и во всем мире. Отходы превращаются в проблему, представляющую угрозу экологической безопасности и здоровью граждан. Они отрицательно влияют на окружающую среду, включая земельные ресурсы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, а также на среду обитания животных, воздушную среду и иные компоненты и объекты окружающей среды.

6. Образование ТБО зависит от многих факторов, наиболее значительными из которых являются доходы населения, поведение потребителей, появление на рынке новых упакованных продуктов и демографические показатели.

7. Согласно расчетам прогноз годового объема образования ТБО в Республике Узбекистан оценивается в пределах 14 - 14,5 млн тонн, а с учетом динамики роста населения в среднем на 1,5 % к 2028 году этот показатель может достичь 16 - 16,7 млн тонн.

8. Рост количества торговых сетей (супермаркетов, гипермаркетов и др.) параллельно с ростом ВВП на душу населения приводит к увеличению покупательной способности на упакованные продукты и тем самым - росту образующихся ТБО. Урбанизация также влияет на образование отходов, а жители в городских зонах производят гораздо больше отходов, чем в сельских.

9. Подобная нарастающая динамика образования ТБО отражает рост уровня благосостояния населения и экономики республики. Однако еще более актуальной становится необходимость систематического, программного подхода к модернизации и совершенствованию системы обращения с ТБО, без которого решение проблем в данной области невозможно.

§ 1. Существующая инфраструктура в области обращения с ТБО

10. За последние годы в республике проведена масштабная работа по улучшению санитарной очистки населенных пунктов. В частности, в рамках реализации мер по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики в 2014 - 2016 годах созданы дополнительно 41 специализированная организация санитарной очистки в городах и 157 хозрасчетных участков по вывозу ТБО в районных управлениях благоустройства.

11. В течение 2014 - 2016 годов реализованы программы по оснащению организаций санитарной очистки и районных управлений благоустройства современной специальной техникой, приобретены 1 427 единиц техники, из них 990 единиц - по вывозу бытовых отходов.

12. На основе утвержденных типовых макетов в городах и районных центрах республики, на жилых массивах построено более 14 тысяч мусоросборочных пунктов с установкой свыше 10 тысяч контейнеров.

13. В целях кардинального совершенствования государственного управления в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в республике, улучшения экологической обстановки, предотвращения вредного воздействия отходов на состояние здоровья граждан, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения, дальнейшего совершенствования системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов Указом Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года №УП-5024 "О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды" Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы преобразован в Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды (далее - Госкомэкологии).

С учетом этих важных задач принято постановление Президента Республики Узбекистан от 21 апреля 2017 года №ПП-2916 "О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017 - 2021 годы", направленное на улучшение санитарного и экологического состояния в городах и районах, а также сельских населенных пунктах республики.

В соответствии с вышеуказанными актами Президента Республики Узбекистан:

при Комитете Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды, управлениях по экологии и охране окружающей среды областей создано 13 государственных унитарных предприятий "Тоза худуд" с 172 филиалами в районах и городах;

внесены изменения и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в части повышения размеров штрафных санкций за нарушения законодательства в области обращения с отходами с целью усиления ответственности физических и должностных лиц;

в 2017 году в населенных пунктах построено 305 типовых мусоросборочных пунктов, которые оснащены 2 643 контейнерами;

приобретено 284 единицы специальной техники, в том числе 273 единицы мусоросборочных машин.

В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами санитарной очистки, а также задействования имеющегося потенциала в решении экологических проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года №ПП-3730 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами", которым утверждены:

прогнозные параметры дооснащения специальной техникой территориальных ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей в 2019 - 2021 годах;

адресная программа по строительству мусоросборочных пунктов и оснащению их контейнерами за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2019 год;

адресная программа по обустройству действующих полигонов ГУП "Тоза худуд" за счет средств республиканского бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов областей на 2020 год.

§ 2. Предоставление услуг в области обращения с ТБО

14. Доступ населения к услугам по сбору и вывозу ТБО является приемлемым в основном в крупных городах республики, для малых городов и сельской местности (особенно для отдаленных сельских населенных пунктов) характерна проблема отсутствия либо недостаточный уровень оказания этих услуг.

15. В 2018 году услугами по сбору и вывозу ТБО было охвачено более 15,7 млн человек, или 48 процентов от общей численности населения, в том числе:

охват населения услугами, предоставляемыми 15 государственными специализированными организациями санитарной очистки с их 183 филиалами в районах и городах, составил 12,0 млн человек;

охват населения услугами, предоставляемыми 109 частными специализированными организациями санитарной очистки, составил 3,7 млн человек.

16. По состоянию на 1 января 2019 года на территории республики функционирует 2,8 тысячи мусоросборочных пунктов и 221 полигон, автопарк организаций по санитарной очистке насчитывает более 3,1 тысячи единиц специальной техники (мусоросборочные машины, самосвалы, тракторы, бульдозеры и т.д.).

§ 3. Утилизация и переработка ТБО

17. Изучение и анализ действующей системы обращения с ТБО показывают, что в течение долгих лет сложившаяся практика обращения с ТБО была направлена исключительно на их сбор и транспортировку на полигоны, где ТБО размещаются в основном без захоронения. Для этих целей в республике функционирует 221 полигон, который находится в ведении организаций различных форм собственности.

Вопросы минимизации образования ТБО, применения малоотходных и безотходных технологий, переработки вторичных ресурсов, содержащихся в ТБО, оставались на втором плане.

Помимо экологических аспектов, проблема утилизации и переработки ТБО имеет и экономическую сторону. ТБО являются источником вторичного сырья, их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов, а также решить социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест.

На сегодняшний день в республике действует механизм сбора и вывоза в основном смешанных ТБО. Заготовка вторичных материальных ресурсов осуществляется посредством их приемных (заготовительных) пунктов и является нерегулируемой (стихийной). При этом процесс заготовки охватывает только высоколиквидные виды вторичного сырья (бумага, пластиковые изделия, металлолом и т.п.), в результате чего достаточно большие объемы остальных вторичных материальных ресурсов остаются незадействованными во вторичной переработке и подвергаются захоронению.

18. В настоящее время на территории республики существуют 183 предприятия по переработке ТБО общей мощностью переработки ТБО 894 тыс. тонн в год, в том числе полиэтиленовой пленки и пластмассы - 72, бумаги и картонных изделий - 65, шин и резинотехнических изделий - 17, металла - 10, стекла - 6, масла и текстиля - 2, прочих отходов - 11.

19. Вместе с тем важным шагом на пути повышения эффективности использования потребительски ценных компонентов ТБО является создание в 9 городах республики (Андижан, Нукус, Бухара, Джизак, Карши, Навои, Термез, Гулистан, Ургенч) кластеров по сбору, вывозу, транспортировке, сортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО общей мощностью переработки бытовых отходов более миллиона тонн в год.

Применяемые в созданных кластерах технологии базируются на сортировке поступающих смешанных ТБО для извлечения вторичных материальных ресурсов и их переработке.

§ 4. Тарифное регулирование в области обращения с ТБО

20. Действующие тарифы рассчитаны только на оказание услуг по сбору и вывозу ТБО и не включают расходы на их сортировку, утилизацию и захоронение.

21. По сравнению с общими расходами на создание инфраструктуры в области обращения с ТБО установленные тарифы являются значительно низкими и не покрывают эксплуатационные издержки, а также не обеспечивают формирование оборотных средств предприятий на строительство, реконструкцию и развитие объектов инфраструктуры санитарной очистки, внедрение новых технологий, что, в свою очередь, не позволяет привлечь инвестиции.

22. Для устойчивой работы системы обращения с ТБО необходимо построение политики образования тарифов, которая будет одновременно соответствовать платежеспособности населения и обеспечению привлекательности данного сектора для частных инвесторов.

23. Работа по формированию устойчивой финансовой системы в сфере обращения с ТБО должна быть направлена на обеспечение полного возмещения затрат на оказываемые услуги по сбору, сортировке, вывозу и захоронению ТБО.

§ 5. Финансирование в сфере обращения с ТБО

24. Финансирование в сфере обращения с ТБО осуществляется за счет средств специализированных организаций санитарной очистки и Государственного бюджета Республики Узбекистан.

25. В рамках реализации постановления Кабинета Министров от 3 декабря 2013 года №315 "О мерах по развитию и совершенствованию системы санитарной очистки в населенных пунктах республики" на реализацию комплексных мероприятий и программ из Государственного бюджета Республики Узбекистан направлено 343,1 млрд сумов и привлечены льготные кредиты коммерческих банков на сумму 20 млрд сумов.

26. В соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан на финансирование данных программ в период 2017 - 2021 годов будет направлено более 1,5 трлн сумов, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов:

"Управление твердыми бытовыми отходами в г. Ташкенте" с участием Азиатского банка развития с общим бюджетом в размере 92,25 млн долл. США: заемные средства АБР - 69 млн долл. США, вклад Республики Узбекистан в виде предоставления таможенных и налоговых льгот - 5,82 млн долл. США и средства ГУП "Махсустранс" - 17,43 млн долл. США;

"Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в г. Самарканде" с участием Французского агентства развития с общим бюджетом в размере 37,1 млн евро: льготные кредиты Агентства - 23,5 млн евро, грантовые средства Инвестиционного фонда Европейского Союза для Центральной Азии - 8 млн евро, вклад Республики Узбекистан в эквиваленте 5,6 млн евро, в том числе 3,2 млн евро в виде предоставления налоговых и таможенных льгот;

"Производство электроэнергии за счет преобразования свалочного газа, образующегося на полигонах бытовых отходов "Ахангаран" и "Майдонтол" Ташкентской области" с участием компании "Sejin G&E Co., Ltd" (Корея) с привлечением прямых инвестиций в сумме 55 млн долл. США.

Глава 3. Существующие проблемы

27. Проблемы в области обращения с ТБО являются весьма актуальными, поскольку их решение связано с необходимостью улучшения экологической обстановки, создания благоприятных условий для повышения уровня и качества жизни населения.

28. Основные проблемы, препятствующие развитию системы обращения с ТБО, проявляются в следующем:

не усовершенствованы и не соответствуют международным нормам нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы обращения с отходами;

недостаточная обеспеченность услугами по сбору и вывозу ТБО сельских населенных пунктов (40 - 50%) и практически полное отсутствие данных услуг в отдаленных сельских населенных пунктах;

неудовлетворительное состояние инфраструктуры в области обращения с ТБО;

недостаточное финансирование сферы обращения с ТБО как на государственном уровне, так и в частном секторе;

недостаточное развитие государственно-частного партнерства в области обращения с ТБО;

низкий уровень платежной дисциплины населения за предоставляемые услуги по сбору и вывозу ТБО;

низкий уровень участия общественности в действующей системе обращения с ТБО, в том числе в их раздельном сборе;

недостаточное участие в этой сфере частного сектора;

недостаточное развитие экологической культуры населения.

Глава 4. Цели, задачи и принципы Стратегии

29. Целями Стратегии являются содействие установлению новых подходов в сфере обращения с ТБО, создание эффективного, надежного и социально приемлемого комплекса услуг по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению ТБО, минимизация вредного воздействия ТБО на здоровье граждан и окружающую среду, предотвращение образования ТБО путем максимально возможного извлечения полезных компонентов, содержащихся в ТБО, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции) с внедрением современных технологий, а также обеспечение безопасного захоронения ТБО.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Стратегия по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 - 2028 годов Глава 1. Общие положения Глава 2. Описание текущей ситуации § 1. Существующая инфраструктура в области обращения с ТБО § 2. Предоставление услуг в области обращения с ТБО § 3. Утилизация и переработка ТБО § 4. Тарифное регулирование в области обращения с ТБО § 5. Финансирование в сфере обращения с ТБО Глава 3. Существующие проблемы Глава 4. Цели, задачи и принципы Стратегии Глава 5. Основные направления развития системы обращения с ТБО § 1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области обращения с ТБО § 2. Совершенствование инфраструктуры в области обращения с ТБО § 3. Предотвращение и минимизация образования ТБО § 4. Переработка и энергетическое использование ТБО § 5. Оптимизация количества и площади полигонов (закрытие, рекультивация старых полигонов и строительство новых полигонов) Глава 6. Мероприятия по повышению осведомленности общественности Глава 7. Ресурсное обеспечение и этапы реализации Стратегии § 1. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии § 2. Этапы реализации Стратегии Глава 8. Ожидаемые результаты Приложение №1.1 Приложение №1.2 Приложение №1.3 Приложение №1.4 Приложение №1.5 Приложение №1.6 Приложение №1.7 Приложение №1.8 Приложение №1.9 Приложение №1.10 Приложение №1.11 Приложение №1.12 Приложение №1.13 Приложение №2 План действий по реализации Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 — 2028 годов

Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года №ПП-4291
"Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов"

О документе

Номер документа:ПП-4291
Дата принятия: 17.04.2019
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:18.04.2019
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 18 апреля 2019 года №07/19/4291/2960

Редакции документа

Текущая редакция принята: 04.01.2024  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по совершенствованию системы управления отходами и снижению их негативного воздействия на экологическую ситуацию № УП-5 от 04.01.2024
Вступила в силу с: 06.01.2024


Редакция от 17.04.2019