База данных

Дата обновления БД:

22.09.2018

Добавлено/обновлено документов:

27 / 153

Всего документов в БД:

85980

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

2 ноября 1999 года №833

Утвержден Министерством финансов Республики Узбекистан 19 октября 1999 года №ЭГ/17-19-2075

Национальный Стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан НСБУ №19 "Организация и проведение инвентаризации"

(В редакции Приказа Министра финансов Республики Узбекистан, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)

1. Общие положения

1.1. Настоящий Национальный стандарт бухгалтерского учета (далее — Стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О бухгалтерском учете".

(Пункт 1.1 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

1.2. Данный стандарт устанавливает порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов хозяйствующим субъектом, включая организации, основная деятельность, которых финансируется за счет средств бюджета.

(В пункт 1.2 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

1.3. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

1.4. Инвентаризации подлежат все активы и обязательства хозяйствующего субъекта независимо от его местонахождения.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие хозяйствующему субъекту, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

(В пункт 1.4 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

1.5. Проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного предприятия (разгосударствление);

- перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Согласно Национальному стандарту бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) №4 "Товарно-материальные запасы" (рег. №1595 от 17 июля 2006 года) инвентаризация товарно-материальных запасов производится не реже одного раза в год. В соответствии сНациональным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ) №5 "Основные средства" (рег. №1299 от 20 января 2004 года) инвентаризация основных средств производится не реже одного раза в два года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности проводится один раз в месяц, горюче-смазочных материалов, продуктов питания ежеквартально, драгоценных металлов - в соответствии с отраслевыми инструкциями.

В отдельных местностях и на предприятиях с сезонным характером работы, инвентаризация производственных запасов проводится в период их наименьших остатков:

- при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей;

- при смене материально-ответственных лиц (на день приемки передачи дел);

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством.

(В пункт 1.5 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

1.6. При коллективной материальной ответственности инвентаризация проводится при смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива.

2. Общие правила проведения инвентаризации

2.7. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень активов и обязательств, устанавливается руководителем хозяйствующего субъекта, кроме случаев, предусмотренных в пунктах 1.5. и 1.6. настоящего стандарта.

(В пункт 2.7 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

2.8. Для проведения инвентаризации на хозяйствующих субъектах создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе:

руководителя хозяйствующего субъекта или его заместителя (председатель комиссии);

руководителя службы бухгалтерского учета (далее — главный бухгалтер);

другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита хозяйствующего субъекта.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии, в составе:

представителя руководителя хозяйствующего субъекта, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);

специалистов: товароведа, инженера, технолога, механика, производителя работ, экономиста, работника службы бухгалтерского учета (далее — бухгалтерия) и др.

В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемые ценности, цены и первичный учет.

Запрещается назначать в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц одного и того же работника два раза подряд.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель хозяйствующего субъекта (приказ, постановление, распоряжение согласно Приложению N 1).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

(В пункт 2.8 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

2.9. Постоянно действующие инвентаризационные комиссии:

- проводят профилактическую работу по обеспечению сохранности ценностей, при необходимости заслушивают на своих заседаниях руководителей отделов, цехов, секций по вопросам сохранности ценностей;

- организуют проведение инвентаризаций и осуществляют инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

- осуществляют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах хранения и переработки в межинвентаризационный период;

- проверяют правильность выведения результатов инвентаризаций, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, в складах, кладовых, цехах, строительных участках и в других местах хранения;

- в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и др.) проводят по поручению руководителя хозяйствующего субъекта повторные сплошные инвентаризации;

- рассматривают объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дают предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.

2.10. Рабочие инвентаризационные комиссии:

- осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;

- совместно с бухгалтерией хозяйствующего субъекта участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

- вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также о реализации сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

- несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя хозяйствующего субъекта;

б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;

в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены;

г) за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в соответствии с установленным порядком. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссией надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием "до инвентаризации на ... (дата)", что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2.11. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям комиссий - контрольный пломбир (пломбир во все время работы инвентаризационной комиссии хранится у председателя комиссии). В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Приказы регистрируются бухгалтерией в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (Приложение №2).

2.12. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная комиссия обязана:

- опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы;

- проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения;

2.13. При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно. Они должны быть сгруппированы, рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам в определенном порядке, удобном для подсчета их количества.

2.14. Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, торговых предприятий, кладовых, заготовительных пунктов и др.)

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей в виде исключения может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных продуктов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов; акты обмеров и расчеты прикладываются к описи. При инвентаризации больших количеств весовых товаров ведомости отвесов ведут один из членов рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличаются и выверенный итог вносится в инвентаризационную опись. Ведомости отвесов прикладываются к описи.

2.15. Наименования инвентаризируемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

2.16. Описи подписываются всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия ценностей в случае смены материально ответственных лиц в инвентаризационных описях лицо, принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшие - в их сдаче.

На ценности, не принадлежащие хозяйству, но находящиеся в нем, составляются отдельные описи.

2.17. При инвентаризации применяются типовые формы первичной учетной документации по инвентаризации, утвержденные настоящим Стандартом. В первичной учетной документации по инвентаризации могут быть приведены дополнительные реквизиты, определяемые исходя из специфики активов и обязательств.

(Пункт 2.17 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

2.18. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием технических средств, информационных систем и информационных технологий, так и ручным способом.

Инвентаризационные описи, составляемые вручную, заполняются четко и ясно. Никаких помарок и подчисток не допускается.

На каждой странице инвентаризационной описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Исправление ошибок должно производиться во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.

(В пункт 2.18 внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

2.19. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом рабочей инвентаризационной комиссии. Заявления материально ответственных лиц о том, что недостача или излишки были вызваны ошибкой в наименовании товарно-материальных ценностей, пропуском, просчетом и т.п. принимаются до открытия склада, кладовой, секции. Рабочая инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

2.20. Руководители хозяйствующих субъектов несут ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризаций товарно-материальных ценностей и денежных средств и за обеспечение их внезапности. Они обязаны создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия ценностей в сжатые сроки.

Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать соблюдение установленных правил проведения инвентаризации.

2.21. Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия хозяйствующего субъекта должна проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлении с корреспондирующими счетами. Например, по основным средствам (в согласовании с соответствующими счетами капитальных вложений) необходимо установить, все ли объекты, принятые в эксплуатацию, числятся в учете; по товарно-материальным ценностям - все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие - списаны и отражены в учете; по незавершенному производству - все ли затраты списаны на выпущенную продукцию и т.д.

2.22. Для оформления инвентаризации применяются формы первичной учетной документации по инвентаризации активов и обязательств согласно приложениям №№5 — 18).

2.23. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (Приложение №3) и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (Приложение №4).

3. Правила проведения инвентаризаций отдельных видов активов и обязательств

(В название внесены изменения в соответствии с Приказом, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан от 25.01.2018 г. №833-1)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Национальный Стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан НСБУ №19 "Организация и проведение инвентаризации"
утверждено Министерством финансов Республики Узбекистан 19 октября 1999 года №ЭГ/17-19-2075

О документе

Номер документа:ЭГ/17-19-2075
Дата принятия: 19/10/1999
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 833 от 02/11/1999
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

"Журнал налогоплательщика" №1, 2000 года;

"Налоговые Таможенные Вести" №50(282),16 декабря 1999 года -22 декабря 1999 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 05/01/2018  документом  Приказ Министра финансов Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в Национальный стандарт бухгалтерского учета... № 2 от 05/01/2018
Вступила в силу с: 25/01/2018


Первоначальная редакция от 19/10/1999