База данных

Дата обновления БД:

18.08.2018

Добавлено/обновлено документов:

35 / 110

Всего документов в БД:

85158

Не вступил в действие

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 17 июля 2018 года №136-З

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"

Принят Палатой представителей 27 июня 2018 года

Одобрен Советом Республики 29 июня 2018 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года "О государственных закупках товаров (работ, услуг)" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1971) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

"Закон Республики Беларусь

О государственных закупках товаров (работ, услуг)

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

государственная закупка - приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (далее - договор);

государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками (далее - государственная информационно-аналитическая система) - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках;

заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица;

начальная цена электронного аукциона - цена, начиная с которой участники, допущенные к торгам, вправе делать ставки в ходе торгов, определяемая на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае применения преференциальной поправки определяемая также и с учетом размера такой преференциальной поправки в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;

однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь "Классификатор продукции по видам экономической деятельности";

оператор государственной информационно-аналитической системы - юридическое лицо, обеспечивающее функционирование государственной информационно-аналитической системы;

оператор электронной торговой площадки - юридическое лицо, владеющее электронной торговой площадкой и обеспечивающее ее функционирование;

организатор - юридическое лицо, выполняющее часть функций заказчика по организации и проведению процедур государственных закупок;

ориентировочная стоимость предмета государственной закупки - общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом (далее - поставка) товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством;

официальный сайт - сайт в глобальной компьютерной сети Интернет, определяемый Советом Министров Республики Беларусь для размещения на нем информации, содержащейся в государственной информационно-аналитической системе;

предложение - совокупность предоставленных документов юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, участвующего в процедуре государственной закупки, в соответствии с которыми оно предлагает поставлять или реализовывать иным способом товары (выполнять работы, оказывать услуги);

предмет государственной закупки - товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки;

преференциальная поправка - предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками;

процедура государственной закупки - регламентированная настоящим Законом последовательность действий заказчика (организатора) и комиссии по государственным закупкам (далее - комиссия) (в случае ее создания) по выбору поставщика (подрядчика, исполнителя) от принятия решения о проведении процедуры государственной закупки до заключения договора либо отмены процедуры государственной закупки или признания ее несостоявшейся, если иное не установлено настоящим Законом;

работы - деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть использованы для удовлетворения потребностей заказчика;

ставка - цена предложения участника, допущенного к торгам, в конкретный момент торгов, полученная в результате его действий по снижению начальной цены электронного аукциона;

товары - вещи, за исключением денежных средств, ценных бумаг, валютных ценностей, иное имущество (в том числе имущественные права), а также имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности;

торги - стадия электронного аукциона, в ходе которой осуществляется снижение начальной цены электронного аукциона;

услуги - деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

цена предложения - стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых участником, в том числе включающая налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, а также иные расходы, уплачиваемые участником в связи с исполнением договора в случае признания его участником-победителем;

централизация государственных закупок - организация и проведение процедур государственных закупок однородных товаров (работ, услуг) организатором для нужд нескольких заказчиков;

шаг электронного аукциона - величина снижения начальной цены электронного аукциона при проведении торгов, установленная Советом Министров Республики Беларусь;

электронная торговая площадка - информационная торговая система, предназначенная для организации и проведения процедур государственных закупок в электронном формате, доступ к которой осуществляется через сайт в глобальной компьютерной сети Интернет.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок, включая планирование государственных закупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере государственных закупок

1. Отношения в сфере государственных закупок регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом и иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные цели и принципы в сфере государственных закупок

Основными целями и принципами в сфере государственных закупок являются:

эффективное расходование бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов;

гласность и прозрачность при осуществлении государственных закупок;

обеспечение развития конкуренции;

обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);

стимулирование инноваций;

экологизация государственных закупок;

профессионализм при осуществлении государственных закупок;

оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) в той мере, в которой это не противоречит международным договорам Республики Беларусь;

предотвращение коррупции.

Статья 5. Национальный режим в отношении товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги)

1. Под национальным режимом понимается допуск товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок на равных условиях с товарами (работами, услугами) отечественного происхождения и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), предлагающими такие товары (работы, услуги).

Если иное не установлено законодательными актами, при осуществлении государственных закупок национальный режим применяется к товарам (работам, услугам) иностранного происхождения и поставщикам (подрядчикам, исполнителям), предлагающим такие товары (работы, услуги), в случае, если аналогичный режим установлен иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги).

2. Совет Министров Республики Беларусь может установить:

условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок в случае, если:

иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим;

государственные закупки осуществляются для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Республики Беларусь;

государственные закупки осуществляются путем приобретения конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь;

преференциальную поправку, определить ее размер, товары (работы, услуги) и участников для применения преференциальной поправки, а также условия ее применения, включая документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, в случае, если иностранным государством (группой иностранных государств) в отношении товаров (работ, услуг) отечественного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), не установлен национальный режим.

Статья 6. Информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок

1. В целях информационного и аналитического обеспечения государственных закупок создается и функционирует в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, государственная информационно-аналитическая система, взаимодействие которой с иными государственными информационными системами, государственными информационными ресурсами, электронными торговыми площадками и торговыми системами товарных бирж обеспечивает формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и предоставление информации о государственных закупках.

2. Государственная информационно-аналитическая система содержит:

акты законодательства о государственных закупках;

годовые планы государственных закупок;

конкурсные документы, аукционные документы, документы, предоставляемые юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки (далее, если иное не установлено настоящим Законом, - документы, предоставляемые для подготовки предложения), запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения, и ответы на них;

протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся, протоколы открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам, протоколы выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся, протоколы оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся (далее, если иное не установлено настоящим Законом, - протоколы заседаний комиссии), решения заказчиков (организаторов) об отмене процедуры государственной закупки, протоколы оператора электронной торговой площадки о признании открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений несостоявшимися;

реестр жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки, подаваемых в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (далее - реестр жалоб);

реестр договоров;

справки о проведении процедуры закупки из одного источника;

информацию об условиях допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;

перечень иностранных государств (групп иностранных государств), с которыми Республикой Беларусь заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении государственных закупок, а также условия применения национального режима;

список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;

типовые формы договоров в случае, если они установлены Советом Министров Республики Беларусь;

адресацию (гиперссылку) на реестр банковских гарантий;

информацию о складывающихся на товарных рынках в результате процедур государственных закупок ценах;

иную информацию, установленную настоящим Законом и Советом Министров Республики Беларусь.

3. Информация, содержащаяся в государственной информационно-аналитической системе, является общедоступной с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации, размещается и предоставляется безвозмездно с использованием официального сайта.

Сведения о государственных закупках, составляющие государственные секреты, в государственной информационно-аналитической системе не размещаются.

Глава 2 Государственное регулирование в сфере государственных закупок

Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере государственных закупок

Государственное регулирование в сфере государственных закупок осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, иные государственные органы (организации) в пределах их компетенции.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственных закупок

Президент Республики Беларусь в сфере государственных закупок:

определяет единую государственную политику;

определяет уполномоченный государственный орган по государственным закупкам и оператора государственной информационно-аналитической системы;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственных закупок

Совет Министров Республики Беларусь в сфере государственных закупок:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

заключает межправительственные договоры Республики Беларусь, принимает меры по реализации международных договоров Республики Беларусь;

определяет электронные торговые площадки для проведения на них открытых конкурсов, электронных аукционов и процедур запроса ценовых предложений;

устанавливает преференциальную поправку в отношении товаров (работ, услуг) собственного производства организаций Республики Беларусь, в которых численность инвалидов составляет не менее пятидесяти процентов списочной численности работников, а также определяет размер такой преференциальной поправки и условия ее применения, включая документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки;

определяет лиц, осуществляющих оплату услуг организатора, оператора электронной торговой площадки, и устанавливает порядок определения размера такой оплаты;

вправе в целях повышения эффективности государственных закупок устанавливать дополнительные требования к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, и участникам;

вправе устанавливать порядок и (или) дополнительные требования к организации и проведению процедуры закупки из одного источника при осуществлении государственных закупок согласно приложению к настоящему Закону;

вправе устанавливать типовые формы договоров;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Статья 10. Полномочия уполномоченного государственного органа по государственным закупкам

Уполномоченный государственный орган по государственным закупкам:

проводит единую государственную политику в сфере государственных закупок и в пределах своей компетенции осуществляет координацию деятельности иных государственных органов (организаций) в сфере государственных закупок;

осуществляет контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках, в том числе проводит проверки по месту нахождения уполномоченного государственного органа по государственным закупкам на основании изучения документов и информации, полученных им в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации (далее - камеральная проверка);

дает разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства о государственных закупках;

утверждает положение о комиссии;

утверждает форму годового плана государственных закупок и примерные формы документов по процедурам государственных закупок;

устанавливает порядок формирования и ведения реестра жалоб;

рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки;

вправе устанавливать способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки;

устанавливает порядок формирования и ведения реестра договоров;

устанавливает порядок формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, принимает решение о включении в такой список либо об исключении из него, определяет случаи досрочного исключения из такого списка, а также формирует и ведет такой список;

сотрудничает в сфере государственных закупок с иностранными и международными юридическими лицами (организациями, не являющимися юридическими лицами);

осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства о государственных закупках.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1 Общие положения Статья 1. Основные термины и их определения Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере государственных закупок Статья 4. Основные цели и принципы в сфере государственных закупок Статья 5. Национальный режим в отношении товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги) Статья 6. Информационное и аналитическое обеспечение государственных закупок Глава 2 Государственное регулирование в сфере государственных закупок Статья 7. Осуществление государственного регулирования в сфере государственных закупок Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственных закупок Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере государственных закупок Статья 10. Полномочия уполномоченного государственного органа по государственным закупкам Статья 11. Полномочия иных государственных органов (организаций) в сфере государственных закупок Глава 3 Лица, участвующие в процедурах государственных закупок Статья 12. Заказчик Статья 13. Организатор Статья 14. Комиссия Статья 15. Эксперт, экспертная комиссия Статья 16. Участники Статья 17. Список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок Глава 4 Общие требования к процедурам государственных закупок Статья 18. Виды процедур государственных закупок Статья 19. Годовой план государственных закупок Статья 20. Аккредитация на электронной торговой площадке Статья 21. Предмет государственной закупки Статья 22. Приглашение Статья 23. Срок для подготовки и подачи предложений Статья 24. Заключение договора Статья 25. Изменение и расторжение договора Статья 26. Обеспечение исполнения обязательств по договору Статья 27. Признание процедуры государственной закупки несостоявшейся. Отмена процедуры государственной закупки Статья 28. Хранение документов по процедурам государственных закупок Статья 29. Особенности проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Статья 30. Особенности государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) Глава 5 Открытый и закрытый конкурсы Статья 31. Открытый конкурс и случаи его применения Статья 32. Конкурсные документы, порядок их размещения, разъяснения, изменения и (или) дополнения Статья 33. Конкурсное обеспечение Статья 34. Предложение, условия его подачи, изменения и (или) дополнения и отзыва Статья 35. Открытие, рассмотрение предложений и допуск участников к оценке и сравнению предложений, отклонение предложений Статья 36. Оценка и сравнение предложений Статья 37. Закрытый конкурс, случаи его применения и порядок проведения Глава 6 Электронный аукцион Статья 38. Электронный аукцион и случаи его применения Статья 39. Аукционные документы, порядок их размещения, разъяснения, изменения и (или) дополнения Статья 40. Аукционное обеспечение Статья 41. Предложение, условия его подачи, изменения и (или) дополнения и отзыва Статья 42. Открытие, рассмотрение предложений и допуск к торгам, отклонение предложений Статья 43. Проведение торгов Статья 44. Завершение электронного аукциона Глава 7 Процедура запроса ценовых предложений Статья 45. Процедура запроса ценовых предложений и случаи ее применения Статья 46. Документы процедуры запроса ценовых предложений, порядок их размещения, разъяснения, изменения и (или) дополнения Статья 47. Предложение, условия его подачи, изменения и (или) дополнения и отзыва Статья 48. Открытие, рассмотрение предложений, оценка и сравнение предложений, отклонение предложений Глава 8 Иные виды процедур государственных закупок Статья 49. Процедура закупки из одного источника, случаи ее применения и порядок проведения Статья 50. Биржевые торги Глава 9 Защита прав и законных интересов лиц при осуществлении государственных закупок. Контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках. Ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках Статья 51. Урегулирование споров между участником либо иным юридическим или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, и заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором электронной торговой площадки Статья 52. Подача жалобы в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам. Отзыв жалобы Статья 53. Рассмотрение жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам Статья 54. Камеральная проверка Статья 55. Предписание Статья 56. Обжалование в судебном порядке. Признание процедуры государственной закупки недействительной Статья 57. Ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках Приложение

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года №136-З
"О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"

О документе

Номер документа:136-З
Дата принятия: 17/07/2018
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:01/07/2019
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 августа 2018 года, 2/2574

Примечание к документу

В соответствии с статьей 4 настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

- статьи 1 и 2 - с 1 июля 2019 года;

- иные положения - после официального опубликования настоящего Закона с 2 августа 2018 года.