Действует

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Российской Федерации

24 марта 2016 года №41529

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 23 июля 2015 года №227

Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности

(В редакции Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.01.2018 г. №8)

В соответствии со статьей 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №7, ст. 837; 2008, №30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, №29, ст. 3634; 2010, №27, ст. 3415; 2011, №7, ст. 901, №30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, №30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, №6, ст. 566) и подпунктом 5.2.54(5) Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №32, ст. 3342; 2006, №15, ст. 1612, №24, ст. 2601, №52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, №8, ст. 740, №11 (ч. 1), ст. 1029, №17, ст. 1883, №18, ст. 2060, №22, ст. 2576, №42, ст. 4825, №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378, №4, ст. 506, №6, ст. 738, №13, ст. 1558, №18 (ч. 2), ст. 2249, №32, ст. 4046, №33, ст. 4088, №36, ст. 4361, №51, ст. 6332; 2010, №6, ст. 650, 652, №11, ст. 1222, №12, ст. 1348, №13, ст. 1502, №15, ст. 1805, №25, ст. 3172, №26, ст. 3350, №31, ст. 4251; 2011, №14, ст. 1935, №26, ст. 3801, 3804, №32, ст. 4832, №38, ст. 5389, №46, ст. 6526, №47, ст. 6660, №48, ст. 6922; 2012, №6, ст. 686, №14, ст. 1630, №19, ст. 2439, №44, ст. 6029, №49, ст. 6881; 2013, №5, ст. 388, №12, ст. 1322, №26, ст. 3343, №33, ст. 4386, №38, ст. 4821, №45, ст. 5822; 2014, №12, ст. 1286, №18 (ч. 4), ст. 2177, №30 (ч. 2), ст. 4311, 4325, №37, ст. 4974, №42, ст. 5736, №43, ст. 5901, 5926; 2015, №2, ст. 491, №16, ст. 2394) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

2. Внести изменения в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. №104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 г., регистрационный №9975), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. №267 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2011 г., регистрационный №19962), от 16 апреля 2012 г. №96 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 г., регистрационный №23895), согласно приложению к настоящему приказу.

Министр

М.Ю.Соколов

Утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 года №227

Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности

I. Общие положения

1. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - Правила) разработаны на основании Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №16-ФЗ "О транспортной безопасности" <1> (далее - Закон о транспортной безопасности) с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Требования), постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. №1208 "Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта" (далее - Требования по соблюдению транспортной безопасности) и норм международных договоров Российской Федерации.

--------------------------------

<1> "Собрание законодательства Российской Федерации", 2007, №7, ст. 837; 2008, №30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, №29, ст. 3634; 2010, №27, ст. 3415; 2011, №7, ст. 901, №30 (ч. 1), ст. 4569, 4590; 2013, №30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014 №6, ст. 566).

2. Настоящие Правила включают в себя в том числе:

порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности (глава V настоящих Правил);

перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть (глава X настоящих Правил).

3. Настоящие Правила обязательны для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), перевозчиками, подразделениями транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее - ОТИ и ТС), застройщиками объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), а также иными лицами, прибывающими на ОТИ или ТС либо находящимися на ОТИ или ТС.

4. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.

5. В ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, а также транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, и иных материальных объектов живой или неживой природы (далее - объекты досмотра), в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

При осуществлении досмотра в целях установления предметов и веществ, запрещенных к перевозке на отдельных видах транспорта (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) применяются перечни предметов и веществ, запрещенных к перевозке на соответствующих видах транспорта.

6. В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по обследованию объектов досмотра в целях обнаружения, распознавания и идентификации, выявленных в ходе досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

7. В ходе повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - повторный досмотр) осуществляются мероприятия по повторному обследованию объектов досмотра для выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, либо материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ. Повторный досмотр проводится при получении СТИ или перевозчиком информации об угрозе совершения АНВ.

8. Наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - наблюдение и (или) собеседование), направленные на выявление лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ, проводятся в ходе досмотра, а также в случаях, предусмотренных Требованиями. По результатам наблюдения и (или) собеседования принимается решение о проведении дополнительного досмотра с составлением акта о принятом решении. Образцы данного акта (приложение №1 к настоящим Правилам) и журнала учета таких актов (приложение №2 к настоящим Правилам) включаются в Порядок сверки и (или) проверки документов, наблюдения и (или) собеседования с физическими лицами в целях обеспечения транспортной безопасности, а также оценки данных технических средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.

9. Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ.

10. Решения о проведении дополнительного досмотра, повторного досмотра, а также о допуске объектов досмотра в зону транспортной безопасности или ее часть, принимаются лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, или лицами из числа сил обеспечения транспортной безопасности, уполномоченными на это СТИ и (или) перевозчиками.

11. В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования осуществляются мероприятия по выявлению лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) и (или) перемещения в зону транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС или ее часть.

12. В ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в случаях, установленных Требованиями, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в соответствии с настоящими Правилами проводятся установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра (далее - сверка документов), включая их сверку с образцами и с информацией в перевозочных документах (далее - проверка документов), в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда), в зону транспортной безопасности или ее часть, а также оснований для перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть материальных предметов.

13. Основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, а также их нахождения на его территории, является отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные настоящим Приказом (далее - Перечни), перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение Требований по соблюдению транспортной безопасности.

14. Основаниями для пересечения объектами досмотра физическими лицами границ технологического сектора зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории соответствующих частей зоны транспортной безопасности, являются:

наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность, оформленных в установленном порядке, действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена настоящим Приказом;

выполнение такими лицами Требований по соблюдению транспортной безопасности.

Основаниями для пересечения объектами досмотра - физическими лицами границ перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также их нахождения на территории данной части зоны транспортной безопасности, являются:

наличие у таких лиц постоянных пропусков или разовых пропусков и документов, удостоверяющих личность или документов, удостоверяющих личность и перевозочных (проездных) документов, посадочных талонов (если они необходимы), оформленных в установленном порядке (в том числе в электронном виде), действующих на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие у таких лиц запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, за исключением случаев, когда возможность перемещения соответствующих предметов и веществ предусмотрена настоящим Приказом;

выполнение такими лицами Требований по соблюдению транспортной безопасности.

15. Основаниями для пересечения объектами досмотра - иными материальными объектами границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности или критического элемента ОТИ или ТС, а также основанием для нахождения таких объектов досмотра на их территории, являются:

наличие перевозочного документа и (или) пропуска на данный материальный объект, оформленных в установленном порядке и действительных на момент проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

отсутствие в данных материальных объектах досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, перемещаемых в зону транспортной безопасности или ее часть без законных на то оснований или в нарушение правил (порядков, условий) перевозки, установленных нормативными правовыми актами, действующими на воздушном, морском, речном, железнодорожном, автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве, городском наземном электрическом транспорте, метрополитене, а также правил перевозки, установленных СТИ (перевозчиками).

16. Настоящие Правила учитываются СТИ, перевозчиками при разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, схемы размещения и состава оснащения КПП на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), постов на ОТИ и (или) ТС, положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС, а также иных внутренних организационно-распорядительных документов, предусмотренных требованиями по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности.

II. Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования

17. Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).

18. Наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование (далее - работники, осуществляющие наблюдение и собеседование).

19. КПП и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.

20. Количество КПП, постов, численность работников досмотра, а также работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, определяются СТИ и (или) перевозчиком в зависимости от режима работы ОТИ, объема перевозок, эксплуатируемых ТС, технической оснащенности КПП, постов.

21. На КПП, посты выделяется необходимое для достижения целей досмотра количество работников досмотра, работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, из которых назначается старший работник досмотра на КПП или посту.

22. Работники досмотра, а также работники, осуществляющие наблюдение и собеседование, при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты по единым, установленным подразделениями транспортной безопасности образцам и иметь отличительные знаки подразделения транспортной безопасности, носимые на одежде или поверх одежды.

23. На КПП, постах осуществляется информирование физических лиц, следующих либо находящихся на ОТИ или ТС:

о целях и порядке прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования;

о запрещенных и ограниченных к перемещению предметах и веществах;

об ответственности за незаконный провоз предметов и веществ, запрещенных к перевозке или требующих соблюдения особых условий перевозки.

На КПП, постах размещаются указатели: "Контрольно-пропускной пункт" или "Пост досмотра", "Граница зоны транспортной безопасности". Допускается размещение на ОТИ и ТС иных указателей, информирующих находящихся или следующих на ОТИ и ТС лиц о требованиях по соблюдению транспортной безопасности при прохождении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в случаях, отраженных в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС.

24. На территории КПП, постов, а также в перевозочном и технологическом секторах зоны транспортной безопасности не допускается несанкционированный доступ к объектам досмотра, прошедшим досмотр и (или) дополнительный досмотр и (или) повторный досмотр и допущенным в соответствующую часть зоны транспортной безопасности, а также их смешивание с объектами досмотра, в отношении которых мероприятия, предусмотренные настоящими Правилами, не были выполнены или с объектами досмотра, которые не были допущены в соответствующую часть зоны транспортной безопасности.

25. КПП, расположенные на пути попадания объектов досмотра в перевозочный сектор из сектора свободного доступа, а также в любую часть зоны транспортной безопасности, с территории вне границ зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, оборудуются заграждениями, исключающими наблюдение лиц, не относящихся к силам обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, за мероприятиями, осуществляемыми в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

26. В случаях, отраженных в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, допускается пломбировка и (или) маркировка досмотренных материальных объектов и ТС в целях подтверждения прохождения ими досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, в том числе при перемещении таких объектов досмотра между секторами или частями зоны транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, а также для выявления случаев несанкционированного доступа к материальным объектам досмотра и частям зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС.

27. При перемещении объектов досмотра в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности с территории, прилегающей к ОТИ или ТС, в случаях, установленных Требованиями, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, проводятся досмотр, наблюдение и (или) собеседование; допускается проведение сверки и (или) проверки документов, дополнительного досмотра.

28. При перемещении объектов досмотра в сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности из технологического или перевозочного сектора ОТИ или ТС, в случаях, установленных Требованиями, допускается проведение наблюдения и (или) собеседования, сверки и (или) проверки документов, дополнительного досмотра.

29. При перемещении объектов досмотра в технологический сектор зоны транспортной безопасности, с территории, прилегающей к ОТИ или ТС, в случаях, установленных Требованиями, проводятся сверка и (или) проверка документов, досмотр, наблюдение и (или) собеседование; допускается проведение дополнительного досмотра.

30. При перемещении объектов досмотра в технологический сектор зоны транспортной безопасности из сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, в случаях, установленных Требованиями, проводятся сверка и (или) проверка документов; допускается проведение досмотра, наблюдения и (или) собеседования, дополнительного досмотра.

31. При перемещении объектов досмотра в технологический сектор зоны транспортной безопасности из перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ или ТС, в случаях, установленных Требованиями, в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС проводится сверка и (или) проверка документов; допускается проведение наблюдения и (или) собеседования, дополнительного досмотра.

32. При перемещении объектов досмотра в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности из сектора свободного доступа и технологического сектора зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, в случаях, установленных Требованиями, с учетом выполнения пунктов 41 и 42 настоящих Правил, проводятся сверка и (или) проверка документов, досмотр, наблюдение и (или) собеседование; допускается проведение дополнительного досмотра.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности I. Общие положения II. Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования III. Использование технических средств обеспечения транспортной безопасности при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра IV. Проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности V. Порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности VI. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) воздушного транспорта <1> VII. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) железнодорожного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры метрополитенов <1> VIII. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах автомобильного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта <1> IX. Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта <1> X. Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть 1. Перечень оружия 2. Перечень взрывчатых веществ 3. Перечень других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Приложение №6 Приложение №7 Приложение №8 Приложение №9 Приложение №10 Приложение №11 I. Внешняя часть ВС II. Внутренняя часть ВС Приложение №12 Приложение №13 Изменения, вносимые в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. №104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 г., регистрационный №9975)

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 года №227
"Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности"

О документе

Номер документа:227
Дата принятия: 23/07/2015
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 41529 от 24/03/2016
Начало действия документа:08/04/2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28 марта 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 11/01/2018  документом  Приказ Министерства транспорта Российской Федерации О внесении изменений в Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного... № 8 от 11/01/2018
Вступила в силу с: 06/04/2018


Первоначальная редакция от 23/07/2015