База данных

Дата обновления БД:

21.07.2018

Добавлено/обновлено документов:

32 / 348

Всего документов в БД:

84416

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 28 декабря 2017 года №1027

О создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера

(В редакции Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.01.2018 г. №52)

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года №УП-4947 "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан", в целях обеспечения системного проведения мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, а также их последствий Кабинет Министров постановляет:

1. Согласиться с предложением Министерства по чрезвычайным ситуациям, министерств, ведомств и других организаций, входящих в состав Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан, о создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера (далее — Единая система).

2. Определить основными задачами Единой системы:

раннее выявление потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера (далее — чрезвычайные ситуации), организация и осуществление системного наблюдения и контроля за ними;

обеспечение автоматизированного и постоянного взаимообмена информацией о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, а также информацией об их возникновении и последствиях;

заблаговременное прогнозирование масштабов и характера возможного развития опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выработка рекомендаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий.

3. Утвердить:

организационно-функциональную структуру Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера согласно приложению №1;

Положение о Единой системе мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера согласно приложению №2.

4. Органам государственного и хозяйственного управления, входящим в структуру Единой системы, в трехмесячный срок:

разработать и утвердить по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан положения о порядке проведения мониторинга, обмена информацией и прогнозирования опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям, с учетом показателей риска их возникновения;

усовершенствовать функции ведомственных информационных систем, сформированных в рамках системы "Электронное правительство", с учетом внедрения Единой системы;

в пределах общей предельной штатной численности и выделенных бюджетных ассигнований ввести в структуры аппаратов управления, территориальных подразделений и подведомственных организаций штатные должности специалистов, ответственных за выполнение задач в рамках Единой системы.

5. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан обеспечить:

создание и бесперебойное функционирование отдельного защищенного канала обмена информацией между органами государственного и хозяйственного управления, входящими в структуру Единой системы;

интеграцию Единой системы с комплексами информационных систем и центральными базами данных системы "Электронное правительство".

6. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО "Узбекистон темир йуллари"А.Ж. Раматова и министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан Р.М. Джураева.

Премьер-министр Республики Узбекистан
Абдулла Арипов

Приложение №1

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года №1027

Организационно-функциональная структура Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера

Приложение №1 к Пост КМ РУз №1027

Приложение №2

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года №1027

Положение о Единой системе мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера

Глава 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные задачи и функции, а также порядок функционирования Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера (далее — Единая система).

2. Единая система является неотъемлемой частью Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (далее — ГСЧС), предназначенной для решения вопросов мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера (далее — чрезвычайные ситуации).

3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

ликвидация чрезвычайных ситуаций — комплекс спасательных и неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия опасных факторов;

мониторинг окружающей среды — система регулярных или оперативных наблюдений и контроля, проводимых по определенной программе для оценки состояния окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения;

объект мониторинга — природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой в чрезвычайных ситуациях с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки;

мониторинговая информация — вид информации, полученной в результате регулярных или оперативных наблюдений и контроля за опасными природно-техногенными процессами и явлениями, приводящими к чрезвычайным ситуациям;

прогнозирование чрезвычайной ситуации — опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин её возникновения, её источника в прошлом и настоящем;

прогнозная информация — вид информации, отображающей вероятность возникновения и развития опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям;

географическая информационная система (далее — ГИС) — автоматизированная система, предназначенная для сбора, обработки, анализа, моделирования и отображения данных о географических объектах, а также для решения информационных и расчетных задач общегосударственного (межотраслевого) или отраслевого значения с использованием цифровой картографической, аналоговой и текстовой информации;

источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация;

потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;

риск возникновения чрезвычайной ситуации — вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска;

оценка риска — идентификация опасности и возможных её источников, исследование механизма их возникновения, оценка вероятности возникновения идентифицированных опасных событий и их последствий.

Глава 2. Основные задачи и функции Единой системы

4. Основными задачами Единой системы являются:

раннее выявление потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление системного наблюдения и контроля за ними;

обеспечение автоматизированного и постоянного взаимообмена информацией о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, а также информацией об их возникновении и последствиях;

заблаговременное прогнозирование масштабов и характера возможного развития опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выработка рекомендаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий.

5. В соответствии с возложенными основными задачами Единая система осуществляет следующие функции:

а) в сфере раннего выявления потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, организации и осуществления системного наблюдения и контроля за ними:

ведет системные наблюдения и лабораторный контроль за объектами мониторинга;

определяет риски возникновения чрезвычайных ситуаций и осуществляет их оценку;

осуществляет сбор, обработку и анализ информации о характере и состоянии потенциальных источников чрезвычайных ситуаций, а также о фактах возникновения и их последствиях на всех уровнях Единой системы;

б) в сфере обеспечения автоматизированного и постоянного взаимообмена информацией о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, а также информацией об их возникновении и последствиях:

формирует и развивает базу данных источников чрезвычайных ситуаций и реестр потенциально опасных объектов;

организует создание и ведение специализированной ГИС, обеспечивает систематический ввод и актуализацию мониторинговых данных с детальным районированием территорий по степени риска возникновения опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям;

обеспечивает взаимообмен мониторинговой информацией о предвестниках и состоянии потенциальных источников чрезвычайных ситуаций в едином информационном пространстве Единой системы;

осуществляет оперативное предоставление руководящим органам ГСЧС предупредительной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и рекомендаций для принятия управленческих решений по их предупреждению;

совершенствует имеющиеся информационно-коммуникационные системы для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечивает защиту специальной информации, в том числе составляющей государственную тайну;

в) в сфере заблаговременного прогнозирования масштабов и характера возможного развития опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций:

осуществляет сбор, обработку и анализ оперативной мониторинговой информации, а также информации о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствиях;

разрабатывает ситуационные сценарии и модели развития источников чрезвычайных ситуаций с указанием их возможных последствий;

обеспечивает регулярную подготовку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций, масштабов их последствий;

осуществляет информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение функционирования Единой системы;

г) в сфере выработки рекомендаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий:

на основе прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций разрабатывает предложения по повышению эффективности мероприятий по их предупреждению, ликвидации и уменьшению последствий;

участвует в разработке целевых и научно-технических программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий;

осуществляет предварительный расчет сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Глава 3. Состав Единой системы

6. Единая система представляет собой совокупность подразделений (службы, учреждения, инспекции, отделы, лаборатории и т.д.) органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, других организаций, в функции которых входят осуществление мониторинга, обмена информацией и прогнозирование опасных природно-техногенных процессов и явлений в рамках ГСЧС (далее — подразделения Единой системы).

Единая система имеет республиканский, местный и объектовый уровни.

7. Организационно-функциональная структура Единой системы объединяет органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и другие организации, выполняющих в рамках ГСЧС функции мониторинга, обмена информацией и прогнозирования опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям (далее — участники Единой системы).

Глава 4. Порядок функционирования Единой системы

8. Деятельность Единой системы организуется в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 24 августа 2011 г. №242 "О дальнейшем совершенствовании государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан", настоящим Положением и иными актами законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о гражданской защите.

9. Управление и государственный контроль за деятельностью Единой системы осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее — МЧС).

10. Взаимодействие участников Единой системы осуществляется при четком разделении зон ответственности по принципу объект — район (город) — область (Республика Каракалпакстан, г. Ташкент) — республика, в соответствии с которым производится последовательный обмен мониторинговой и прогнозной информацией.

11. Участники Единой системы обязаны предоставлять в МЧС и его территориальные подразделения мониторинговую и прогнозную информацию о состоянии и возможной активизации источников чрезвычайных ситуаций, а также информацию о состоянии опасных природно-техногенных процессов и явлений при чрезвычайных ситуациях в соответствии с перечнями согласно приложениям №1 и 2 к настоящему Положению.

12. Мониторинговая информация о состоянии опасных процессов и явлений, прогнозная информация об угрозе опасных природно-техногенных процессах и явлениях, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям, информация (донесение) об основных параметрах произошедшей чрезвычайной ситуации, а также ее последствиях предоставляются по формам согласно приложениям №3, 4, 5 к настоящему Положению.

13. Участники Единой системы осуществляют взаимообмен информацией в соответствии с ее организационно-функциональной структурой в следующие сроки:

а) по результатам мониторинга и прогнозирования опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям:

на республиканском уровне:

ежемесячно — до 28 числа;

ежеквартально — до 20 числа (до начала квартала);

ежегодно — до 1 декабря;

на местном уровне:

еженедельно — по пятницам;

ежемесячно — до 25 числа;

на объектовом уровне:

ежедневно;

еженедельно — по пятницам;

б) при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций — незамедлительно;

в) о последствиях чрезвычайных ситуаций — в течении суток, ежедневно до полной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

14. Передача информации в зависимости от её вида осуществляется:

речевая информация об угрозе и факте чрезвычайных ситуаций — по имеющимся каналам телефонной и радиосвязи;

мониторинговая и прогнозная информация, информация об основных параметрах и последствиях чрезвычайных ситуаций, фотографические материалы, сформированные тематические слои из ГИС по государственным кадастрам — по защищенным каналам обмена информации Единой системы, а также почтовой или факсимильной связи.

Передача конфиденциальной информации осуществляется по закрытым каналам связи или специальной почте в установленном порядке.

15. Обмен информацией в рамках Единой системы с уполномоченными органами иностранных государств и международными организациями осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, а также международными договорами Республики Узбекистан.

16. На основе мониторинговых и аналитических данных МЧС подготавливает и предоставляет руководящим органам ГСЧС, следующие виды прогнозов:

краткосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на неделю;

среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на месяц;

среднесрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на квартал;

долгосрочный прогноз чрезвычайных ситуаций на год.

17. Территориальные и функциональные подсистемы ГСЧС на основе мониторинговой и прогнозной информации обеспечивают реализацию необходимых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

18. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемых опасных природно-техногенных процессов и явлений или возникших чрезвычайных ситуаций функционирование Единой системы осуществляется в одном из трех режимов:

повседневная деятельность;

повышенная готовность;

чрезвычайная ситуация.

19. При функционировании Единой системы в режиме повседневной деятельности проводятся:

наблюдение и контроль за состоянием объектов мониторинга, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

сбор, взаимообмен, обработка и анализ мониторинговой информации, ввод и обновление мониторинговых данных в ГИС;

прогнозирование обстановки, оценка риска опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям;

разработка рекомендаций по повышению эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий;

участие в планировании и реализации целевых и научно-технических программ по заблаговременному выявлению факторов риска и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, а также по повышению устойчивости функционирования объектов экономики при их возникновении;

мероприятия по оснащению подразделений Единой системы современными техническими средствами, а также подготовке и повышению квалификации их специалистов.

20. При функционировании Единой системы в режиме повышенной готовности проводятся:

усиленное наблюдение (при необходимости) за состоянием источников чрезвычайных ситуаций;

сбор, взаимообмен, обработка и анализ мониторинговой информации, моделирование развития возможных чрезвычайных ситуаций;

оперативное и текущее прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

предварительный расчет сил и средств, необходимых для предотвращения и локализации последствий возможных чрезвычайных ситуаций;

разработка предложений по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий.

21. При функционировании Единой системы в режиме чрезвычайной ситуации проводятся:

выдвижение специальных групп подразделений Единой системы в зону чрезвычайной ситуации;

определение границ зоны чрезвычайной ситуации;

непрерывное наблюдение и оперативное прогнозирование развития чрезвычайной ситуации;

разработка предложений и мероприятий, направленных на локализацию и уменьшение последствий чрезвычайной ситуации.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2017 года №1027
"О создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера"

О документе

Номер документа:1027
Дата принятия: 28/12/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29/12/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 29 декабря 2017 года №09/18/1027/0498

Редакции документа

Текущая редакция принята: 24/01/2018  документом  Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнения в некоторые решения, а также... № 52 от 24/01/2018
Вступила в силу с: 26/01/2018


Первоначальная редакция от 28/12/2017