Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 6 октября 2017 года №801

Об утверждении Общего технического регламента о безопасности лифтов

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195, 10.08.2019 г. №661)

Во исполнение Закона Республики Узбекистан "О техническом регулировании", в целях установления единых требований к безопасности лифтов Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить Общий технический регламент о безопасности лифтов согласно приложению и ввести его в действие по истечении шести месяцев со дня официального опубликования.

2. Принять к сведению, что в соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан "О техническом регулировании" с введением в действие технических регламентов принятые ранее нормативные документы по стандартизации на указанную в них продукцию и услуги утрачивают обязательный характер и приобретают добровольность применения в установленном порядке.

3. Агентству "Узстандарт" совместно с уполномоченными органами принять меры по отмене обязательного характера и обеспечению добровольности при применении нормативных документов по стандартизации лифтов, со дня введения в действие утвержденного настоящим постановлением Общего технического регламента в установленном порядке.

4. Государственному комитету промышленной безопасности Республики Узбекистан обеспечить:

до вступления в действие утвержденного настоящим постановлением Общего технического регламента разработку, утверждение и регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов в установленном порядке;

совместно с Агентством "Узстандарт" и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана широкое информирование и проведение разъяснительной работы среди населения, органов государственного и хозяйственного управления, субъектов предпринимательской деятельности о целях, содержании и порядке применения утвержденного Общего технического регламента.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Г.И. Ибрагимова, заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — председателя правления АО "Узагротехсаноатхолдинг" Н.С. Отажонова, начальника Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан Б.В. Гулямова и генерального директора агентства "Узстандарт" А.У. Каримова.

Премьер-министр Республики Узбекистан

Абдулла Арипов

Приложение

к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистана от 6 октября 2017 года №801

Общий технический регламент о безопасности лифтов

Глава 1. Общие положения

§ 1. Цели и область применения

1. Настоящий Общий технический регламент (далее — Технический регламент) устанавливает требования к безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей относительно их назначения и безопасности.

2. Требования Технического регламента распространяются на электрические и гидравлические лифты грузоподъемностью 40 кг и выше.

3. Требования Технического регламента не распространяются на лифты с зубчато-реечным или винтовым механизмом подъема, лифты, используемые в шахтах по добыче полезных ископаемых, на плавучих средствах и летательных аппаратах, а также лифты специального назначения для военных целей.

§ 2. Термины и определения

4. В Техническом регламенте используются следующие термины и определения:

буфер — устройство безопасности, предназначенное для ограничения величины замедления движущейся кабины, противовеса с целью снижения опасности получения травм или поломки оборудования при переходе кабиной, противовесом крайнего рабочего положения;

владелец лифта — собственник (собственники) здания (сооружения) или его части, в которых находится лифт, собственники помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение), которые используют лифт по назначению и организовывают его безопасную эксплуатацию;

гидроагрегат — блок гидроустройств, предназначенный для создания потока рабочей жидкости под давлением, контроля давления, а также регулирования потока.

зона обслуживания — свободное пространство для доступа к лифтовому оборудованию с целью его технического обслуживания;

изготовитель — юридическое лицо, осуществляющее производство и реализацию лифтов и ответственное за соответствие лифта требованиям настоящего Технического регламента;

шахта — сооружение, в котором движутся кабина и (или) противовес.

эксплуатация лифтов — периодические работы по осмотру и техническому обслуживанию, а также техническому освидетельствованию лифтов.

Глава 2. Требования безопасности лифтов

§ 1. Общие требования

5. Владелец лифта организовывает в установленном порядке проведение работ по монтажу, вводу в эксплуатацию, периодическому осмотру и техническому обслуживанию, а также техническому освидетельствованию лифта.

6. Владелец лифта обеспечивает контроль за использованием лифта по назначению.

7. Монтаж, ремонт и эксплуатация лифтов осуществляется специализированной организацией.

8. Техническое освидетельствование лифтов проводится специализированной организацией не реже одного раза в 12 месяцев в порядке, определяемом Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан, с последующим внесением соответствующих записей в паспорт лифта.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

9. Порядок проведения технического освидетельствования лифтов регламентируют Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, определяемые Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в установленном порядке.

(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

10. По согласованию с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан, допускается в качестве первичного технического освидетельствования лифта принимать результаты испытаний, проведенных при его сертификации.

(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

11. При отсутствии в паспорте лифта сведений о назначенном сроке службы, назначенный срок службы лифта устанавливается равным 25 годам со дня ввода его в эксплуатацию.

12. Лифт (оборудование лифта) должен отвечать требованиям Технического регламента в течение всего назначенного срока службы, при условии применения лифта по назначению и выполнения требований эксплуатационной документации.

13. По истечении назначенного срока службы, использование лифта осуществляется исключительно при наличии разрешения на дальнейшую эксплуатацию, выданного Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в установленном порядке.

(В пункт 13 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

§ 2. Требования безопасности к конструкции

14. Лифтовое оборудование должно соответствовать климатическим и сейсмическим условиям, в которых предполагается его применение и выдерживать нагрузки, возникающие при:

проведении сертификационных испытаний и технического освидетельствования лифта, а также его применения по назначению;

кабина — часть лифта, предназначенная для размещения людей и (или) грузов при их перемещении с одного уровня на другой;

лифт — подъемное устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой в кабине, движущейся по жестким направляющим, угол наклона к вертикали которых не более 15°;

лифт грузовой малый — лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, размеры кабины которого ограничивают свободный доступ в нее человека;

лифт самостоятельного пользования — лифт, конструкция которого допускает транспортировку пассажиров без проводника;

лифтовое оборудование — отдельные элементы, узлы, механизмы и устройства, входящие в состав лифта;

ловители — устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания кабины (противовеса) на направляющих при превышении установленной величины скорости и (или) при обрыве тяговых элементов;

маломобильные группы населения — лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении или ориентации в пространстве. К маломобильным группам населения также относятся лица с временным нарушением здоровья, пожилые, и лица, сопровождающие коляски с детьми;

ограничитель скорости — устройство безопасности, предназначенное для приведения в действие механизма ловителей при превышении кабиной (противовесом) установленной величины скорости движения;

паспорт лифта — основной идентификационный документ лифта, содержащий сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основных технических характеристиках лифта и его оборудования, в том числе об установленных устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта, а также предназначенный для внесения сведений в период эксплуатации;

применение по назначению — использование лифта в соответствии с его назначением, указанным в эксплуатационных документах;

противовес — элемент конструкции лифта, обеспечивающий снижение нагрузки на тяговое устройство при перемещении кабины с одного уровня на другой;

рабочая площадка — площадка, предназначенная для размещения персонала, выполняющего работы по ремонту и обслуживанию лифтового оборудования;

специализированная организация — организация, располагающая техническими средствами и квалифицированным персоналом, имеющая выданное в установленном порядке Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан разрешение на осуществление работ по монтажу, ремонту и эксплуатации лифтов;

техническое обслуживание лифта — комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния лифта, обеспечивающий его безопасную эксплуатацию;

техническое освидетельствование — проведение статических и динамических испытаний с последующей оценкой состояния оборудования лифта и определения возможности его безопасной эксплуатации;

посадке кабины на ловители со скоростью, которой достигнет кабина после срабатывания ограничителя скорости, отрегулированного по верхнему пределу, а также при посадке кабины на буфера (упоры) со скоростью, превышающей номинальную на 15%;

использовании крыши кабины в качестве рабочей площадки для обслуживающего персонала, выполняющего работы по ремонту и обслуживанию лифтового оборудования.

(В пункт 14 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

15. Предельно допустимые уровни звука лифтового оборудования и виброскорости пола кабины пассажирских и грузовых лифтов должны соответствовать показателям, приведенным в таблицах №1 и №2.

Таблица № 1.

Предельно допустимые уровни звука и виброскорости для пассажирских лифтов

Наименование показателя

Для жилых зданий и медицинских учреждений

Для зданий промышленного назначения

Уровень звука в кабине при установившемся движении, дБ, не более

55

70

Уровень звука в кабине при открывании и закрывании дверей, дБ, не более

60

-

Виброскорость пола кабины при установившемся движении, м/с, не более

0,06х10-2

Таблица № 2.

Предельно допустимые уровни звука и виброскорости для грузовых лифтов

Наименование показателя

Номинальная скорость, м/с

до 0,5

свыше 0,5

Уровень звука в кабине при установившемся движении, дБ, не более

70

60

Виброскорость пола кабины при установившемся движении, м/с, не более

0,32х10-2

0,16х10-2

16. Лифты должны быть укомплектованы устройствами:

двусторонней переговорной связи, обеспечивающей вызов из кабины помощи извне;

воздухообмена в кабине, предназначенной для перемещения людей, производительностью, рассчитанной исходя из вместимости кабины;

освещения кабины, предназначенной для перевозки людей, в том числе аварийного, при перебоях в электроснабжении;

остановки и управления движением кабины для персонала при проведении технического обслуживания лифта. Указанные устройства должны быть недоступны для пользователей и посторонних лиц;

освещения зон обслуживания, обеспечивающими достаточный уровень освещенности для безопасного и качественного проведения работ персоналом.

17. Лифты, предназначенные для подключения к диспетчерскому пункту дополнительно должны быть укомплектованы устройствами, обеспечивающими возможность передачи на диспетчерский пункт следующей контрольной информации:

о срабатывании электрических цепей безопасности;

о несанкционированном открытии дверей шахты;

об открытии двери машинного помещения, либо двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения.

18. Конструкция лифта должна обеспечивать:

предотвращение падения в шахту людей и грузов из кабины, с посадочных и прочих прилегающих к шахте площадок здания (сооружения);

предотвращение или уменьшение усилия сдавливания человека или предмета, находящегося на пути движения автоматически закрывающейся двери кабины и (или) шахты, до пределов, снижающих опасность получения пользователями травм;

защиту пользователей и посторонних лиц от получения травм в результате соприкосновения с движущимися частями оборудования лифта;

остановку и предотвращение движения кабины, если дверь шахты не закрыта или не заперта, а также, если дверь для технического обслуживания оборудования, аварийная дверь, крышка смотрового и аварийного люка, дверь кабины не закрыты;

предотвращение перегрузки кабины при применение лифта по назначению;

ограничение перемещения кабины за пределы крайних рабочих положений (посадочных площадок);

ограничение величины превышения номинальной скорости кабины при движении вниз до пределов, снижающих опасность получения травм или поломки оборудования;

плавное замедление движения кабины при срабатывании ловителей и буферов с целью снижения опасности получения травм или поломки оборудования;

безопасный вход/выход пользователей в кабину и на посадочную площадку, а также безопасную загрузку и разгрузку кабины за счет соответствующих назначению лифта размеров дверного проема кабины, а также горизонтального и вертикального расстояния между порогами посадочной площадки и кабины;

отсутствие в кабине и на посадочных площадках поверхностей с неровностями, представляющими опасность для пользователей;

возможность безопасной эвакуации людей из остановившейся кабины специально обученным персоналом;

недоступность для пользователей и посторонних лиц лифтового оборудования, установленного в машинном или блочном помещении, в шахте лифта и отдельно стоящих шкафах, за исключением средств управления лифтов самостоятельного пользования, расположенных в кабине лифта и посадочных площадках;

отсутствие возможности несанкционированного проникновения пользователей и посторонних лиц в шахту при открытых дверях шахты и кабины, а также при нахождении кабины в зоне посадочной площадки;

наличие оптимально расположенных рабочих зон, имеющих соответствующие размеры для безопасного и качественного выполнения работ по обслуживанию лифтового оборудования;

возможность безопасного доступа персонала к лифтовому оборудованию, входа на рабочую площадку в шахте, и (или) крышу кабины и выход с нее;

снижение риска падения персонала с рабочей площадки, находящейся в шахте, и (или) с крыши кабины;

предотвращение травмирования персонала, находящегося в шахте лифта, при неконтролируемом движении кабины (противовеса);

предотвращение травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении.

19. Конструкция лифта самостоятельного пользования дополнительно должна исключать возможность пуска лифта из кабины или посадочной площадки от кнопок управления при нахождении в кабине груза, масса которого превышает грузоподъемность лифта на 10% и более.

В кабине лифта должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

20. Допускается эксплуатация лифтов самостоятельного пользования без соблюдения дополнительных требований, указанных в пункте 19 при выполнении одного из следующих условий:

а) полезная площадь пола кабины лифта не превышает данный показатель, указанный в таблице №3 для соответствующей грузоподъемности;

б) величина опускания кабины составляет не более:

для электрического лифта — 200 мм (в том числе за счет применения специального устройства, автоматически останавливающего кабину) при нахождении в кабине груза массой в 1,25 раза превышающей грузоподъемность, определенную по фактической полезной площади пола кабины, согласно таблицы №3;

для гидравлического лифта — не более 30 мм в течение 60 минут при нахождении в кабине груза массой в 1,5 раза превышающей грузоподъемность, определенную по фактической полезной площади пола кабины согласно таблицы №3.

Таблица № 3.

Полезная площадь пола кабины лифта самостоятельного пользования

Грузоподъемность лифта, кг

Полезная

площадь

пола

кабины, м2, не более

Грузоподъемность лифта, кг

Полезная

площадь

пола

кабины, м2, не более

Грузоподъемность лифта, кг

Полезная

площадь

пола

кабины, м2, не более

100

0,40

800

2,00

1440

3,28

180

0,50

900

2,20

1500

3,40

240

0,75

1000

2,40

1600

3,56

320

0,96

1050

2,50

1700

3,72

400

1,17

1100

2,60

1800

3,88

500

1,42

1200

2,80

1900

4,04

560

1,53

1250

2,90

2000

4,20

630

1,66

1300

3,00



720

1,84

1360

3,12



Примечание. При грузоподъемности лифта более 2000 кг на каждые дополнительные 100 кг полезная площадь пола кабины должна быть увеличена на 0,16 м2. Полезная площадь пола кабины для промежуточных значений грузоподъемности лифта определяется линейной интерполяцией.

21. Конструкция лифта, предназначенного для установки в зданиях и сооружениях с высоким риском преднамеренного повреждения лифтового оборудования, дополнительно должна обеспечивать выполнение следующих требований:

наличие устройств, выводящих лифт из режима "нормальная работа" при несанкционированном открытии дверей шахты с возможностью возврата в режим "нормальная работа" только со стороны обслуживающего персонала;

минимизация возможности намеренного повреждения или поджигания дверей шахты, дверей и ограждающих конструкций кабины, устройств управления, сигнализации, освещения кабины и посадочных площадок за счет применения соответствующих материалов и конструктивных решений при их изготовлении.

При строительстве (реконструкции) зданий и сооружений с высоким риском преднамеренного повреждения лифтового оборудования предусматривается сплошное ограждение шахты.

22. Конструкция лифта, предназначенного для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения дополнительно должна обеспечивать выполнение следующих требований (применительно к вновь строящимся и реконструируемым зданиям):

размеры кабины, дверного проема кабины и шахты должны обеспечивать безопасный въезд/выезд и размещение в кабине пользователя в кресле-коляске;

горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами кабины и посадочной площадки должно обеспечивать безопасный въезд в кабину и выезд из кабины пользователя на кресле-коляске;

кабина лифта должна оборудоваться, по крайней мере, одним поручнем, расположение которого должно облегчать пользователю доступ в кабину и к устройствам управления;

двери кабины и шахты лифта, предназначенного для транспортирования пользователя в кресле-коляске без сопровождающих, должны открываться и закрываться автоматически;

размещение устройств управления и сигнальных устройств на посадочных площадках и в кабине лифта, а также их конструктивное исполнение должны обеспечивать безопасность и доступность лифта для инвалидов и других маломобильных групп населения и соответствовать требованиям приложения к Техническому регламенту.

23. Конструкция лифта, предназначенного для перевозки пожарных во время пожара, дополнительно должна обеспечивать выполнение следующих требований:

грузоподъемность лифта и размеры его кабины должны обеспечивать транспортировку пожарных с оборудованием для борьбы с пожаром и (или) спасаемых при пожаре людей;

системы управления и сигнализация должны обеспечивать работу лифта под непосредственным управлением пожарных. Иные режимы управления лифтом должны отключаться;

наличие режима управления лифтом, независимо от работы других лифтов, объединенных с ним системой группового управления;

наличие визуальной информации в кабине лифта и на основном посадочном (назначенном) этаже о местоположении кабины и направлении ее движения;

двери шахты лифта должны быть противопожарными с пределом огнестойкости EI 60;

возможность эвакуации пожарных из кабины, остановившейся между этажами;

крыша кабины лифта должна быть оборудована люком, с размером не менее 0,4 х 0,5 м для лифтов грузоподъемностью свыше 600 кг и не менее 0,5 х 0,7 м для лифтов грузоподъемностью 1000 кг и более;

использование в конструкции кабины материалов, снижающих риск возникновения пожарной опасности по показателям горючести, воспламеняемости, дымообразующей способности, распространения пламени и токсичности при горении.

§ 3. Требования безопасности к электрическому оборудованию

24. Электрическое оборудование, установленное на лифте, должно соответствовать следующим требованиям:

технические характеристики электрического оборудования, электропроводок и их исполнение должны соответствовать параметрам питающей сети, заявленным токовым нагрузкам и условиям эксплуатации лифта;

технические характеристики устройств электробезопасности должны обеспечивать эффективную защиту от поражения электричеством пользователей, иных лиц и персонала при их воздействии на аппараты управления лифтом и (или) прикосновении к токопроводящим конструкциям лифта.

25. Электроснабжение лифта должно быть надежным, обеспечивать безопасное применение лифта по назначению и соответствовать требованиям, установленным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации лифтов, определяемых Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в установленном порядке.

(В пункт 25 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

§ 4. Требования пожарной безопасности

26. Конструкция лифта должна обеспечивать возможность пользователям безопасно покинуть кабину при угрозе возникновения пожара при пожаре в здании (сооружении).

27. Прочие требования к пожарной безопасности лифтов устанавливаются в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О пожарной безопасности" и нормативными документами в области технического регулирования.

28. Шахта и помещения, предназначенные для размещения оборудования лифта, должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, установленным в Строительных нормах и правилах и других нормативных документах в области технического регулирования.

§ 5. Требования безопасности к шахтам и помещениям, предназначенным для размещения оборудования лифта

29. Шахта и помещения, предназначенные для размещения оборудования лифта, должны быть рассчитаны на нагрузки, возникающие при его использовании и испытаниях, а также на нагрузки, возникающие при обрыве всех тяговых канатов или цепей.

30. Необходимость устройства отопления и вентиляции помещений, предназначенных для размещения лифтового оборудования, должна устанавливаться при проектировании здания (сооружения) с учетом требований, предъявляемых изготовителем лифта к условиям его эксплуатации.

31. Прочие требования безопасности к шахтам и помещениям, предназначенным для размещения оборудования лифта, устанавливаются Строительными нормами и правилами, а также другими нормативными документами в области технического регулирования.

§ 6. Требования к сопроводительной документации

32. Лифты (лифтовое оборудование) должны комплектоваться сопроводительной документацией, выполненной на государственном языке Республики Узбекистан и (или) русском или английском языке (по соглашению производителя (поставщика) и приобретателя), включающей:

паспорт лифта;

паспорта устройств безопасности (при их наличии);

эксплуатационную документацию;

монтажный чертеж;

инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке лифта, порядок проведения испытаний;

принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;

принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов).

33. Паспорт лифта является основным документом для идентификации лифта. Наличие паспорта лифта обязательно для его обращения на территории Республики Узбекистан.

34. Паспорт лифта содержит сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основных технических характеристиках лифта и отдельных видов его оборудования, установленных устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта.

Паспорт лифта оформляется изготовителем или специализированной организацией с указанием даты оформления.

Паспорт лифта регистрируется Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.

(В пункт 34 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195, 10.08.2019 г. №661)
(см. предыдущую редакцию)

35. Эксплуатационная документация состоит из:

руководства (инструкции) по эксплуатации и техническому обслуживанию, содержащего указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифта в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, осмотр, техническое обслуживание, и ремонт;

перечня быстро изнашиваемых деталей;

руководства (инструкции) по безопасной эвакуации людей из кабины.

Глава 3. Требования к маркировке и упаковке лифтового оборудования

§ 1. Требования к маркировке

36. Маркировка лифта и устройств безопасности лифта (текстовая часть) должны быть изложены на государственном языке Республики Узбекистан и (или) на русском или английском языках.

37. Маркировка лифта и устройств безопасности лифта наносится непосредственно на оборудование или прикрепляемые к оборудованию металлические таблички. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность и читаемость в течение всего срока службы лифта. Место расположения маркировки должно быть доступным для осмотра и идентификации.

38. Маркировка лифта должна содержать следующую информацию:

наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

идентификационный (заводской) номер лифта;

грузоподъемность и вместимость кабины;

год и месяц изготовления.

Маркировка лифта размещается, как правило, в кабине или на кабине.

39. Маркировка ловителей должна содержать следующую информацию:

наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

идентификационный (заводской) номер устройства;

год и месяц изготовления;

тип ловителя (резкого торможения, плавного торможения, комбинированный);

предельная номинальная скорость лифта;

расчетная наибольшая улавливаемая масса (для ловителей резкого торможения и комбинированных ловителей);

развиваемое тормозное усилие (для ловителей плавного торможения).

40. Маркировка ограничителя скорости должна содержать следующую информацию:

наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

идентификационный (заводской) номер устройства;

год и месяц изготовления;

предельная номинальная скорость лифта;

скорость срабатывания;

диаметр каната или шаг цепи.

41. Маркировка гидравлических буферов должна содержать следующую информацию:

наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

идентификационный (заводской) номер устройства;

год и месяц изготовления;

тип буфера;

наибольший ход плунжера;

максимальная и минимальная нагрузка;

максимальная скорость, на которую рассчитан буфер.

42. Маркировка гидроагрегата должна содержать следующую информацию:

наименование изготовителя и (или) его товарный знак;

идентификационный (заводской) номер устройства;

год и месяц изготовления;

тип (обозначение) гидроагрегата;

рабочее и испытательное давление;

величина потока рабочей жидкости.

§ 2. Требования к упаковке

43. Упаковка лифтового оборудования должна быть надежной, обеспечивать сохранность продукции и ее безопасность при транспортировке и хранении.

Глава 4. Оценка соответствия

§ 1. Идентификация

44. Под идентификацией понимается установление тождественности представленного лифта (лифтового оборудования) в целях проведения оценки соответствия существенным признакам, указанным в маркировке.

45. Идентификация лифтов (лифтового оборудования) также может проводиться в соответствии с информацией, представленной в сопроводительной документации.

46. Идентификацию лифта (лифтового оборудования) проводит:

изготовитель (продавец), предоставляющий ее в обращение на территории Республики Узбекистан;

орган по сертификации — в целях оценки и подтверждения соответствия продукции;

орган государственного контроля — в целях проверки соответствия требованиям Технического регламента.

§ 2. Отбор образцов и проведение испытаний

47. Отбор образцов для определения показателей безопасности осуществляется с целью определения соответствия лифтов требованиям Технического регламента и производится согласно нормативным документам в области технического регулирования.

48. Испытания лифта на соответствие требованиям Технического регламента осуществляются аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией в соответствии с методиками, установленными нормативными документами в области технического регулирования.

Глава 5. Ввод лифта в эксплуатацию

49. Специализированная организация, смонтировавшая лифт или выполнившая его реконструкцию, совместно с генподрядной строительной организацией должна провести осмотр и проверку лифта. При положительных результатах осмотра и проверки составляется акт технической готовности лифта и передается владельцу (заказчику) лифта.

50. Владелец (заказчик, генподрядчик) лифта должен организовать комиссию по приемке лифта (далее — комиссия) в составе:

представитель администрации предприятия (организации) — владельца лифта — председатель комиссии;

представитель заказчика;

представитель специализированной организации, смонтировавшей лифт или выполнившей его реконструкцию;

лицо, ответственное за организацию работ по эксплуатации лифта;

представитель строительной организации, выполнившей строительство (реконструкцию) здания (сооружения), в котором установлен лифт;

инспектор Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.

Участие инспектора Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан в комиссии по приемке малого грузового лифта не требуется.

(В пункт 50 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

51. Комиссия, по результатам технического освидетельствования, составляет акт приемки лифта.

При вводе в эксплуатацию вновь установленного лифта комиссия имеет право, по согласованию с Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан, принять в качестве первичного технического освидетельствования лифта результаты испытаний, проведенных при его сертификации.

(В пункт 51 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.2019 г. №195)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Переходный период

52. С момента вступления в силу Технического регламента нормативные документы в области технического регулирования, действующие на территории Республики Узбекистан и устанавливающие требования к безопасности лифтов, до приведения их в соответствие с Техническим регламентом применяются в части, не противоречащей Техническому регламенту.

53. Сертификаты соответствия на лифты, полученные до вступления в силу Технического регламента, считаются действующими до окончания срока их действия.

54. Лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента, должны быть приведены в соответствие с требованиями Технического регламента в срок, не превышающий 7 лет с даты вступления в силу Технического регламента.

Глава 7. Государственный контроль

55. Государственный контроль за соблюдением требований Технического регламента осуществляет Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан, а также иные государственные органы, имеющие полномочия в области промышленной безопасности.

Глава 8. Ответственность за несоблюдение требований Технического регламента

56. Лица, виновные в нарушении требований Технического регламента, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Приложение

к Общему техническому регламенту о безопасности лифтов

Требования к размещению устройств управления и сигнальных устройств, а также их конструктивному исполнению для лифтов, предназначенных для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения

Параметры

Устройства управления и сигнализации

на посадочных площадках

в кабине лифта

Минимальная площадь рабочей поверхности кнопок

490 мм2

Минимальный размер рабочей поверхности кнопки

Площадь, ограниченная вписанной окружностью диаметром 20 мм

Идентификация рабочей поверхности кнопок

Визуальное (контрастность) и тактильное (рельеф) отличие от лицевой панели поста управления или других окружающих элементов

Идентификация лицевой панели поста управления

Цвет лицевой панели должен контрастировать с цветом окружающих элементов

Рабочее усилие воздействия на кнопку

От 2,5 Н до 5,0 Н

Информация о регистрации команды

Информирование пользователя о регистрации команды после нажатия на кнопку

Виды информации о регистрации команды*

Визуальная или звуковая в диапазоне от 35 до 65 дБА. Звуковой сигнал должен подаваться при каждом воздействии на кнопку даже в том случае, если ранее команда уже была зарегистрирована

Высота кнопки основного посадочного этажа

-

На (5 +/- 1) мм выше остальных кнопок. Цвет кнопки — предпочтительно зеленый

Расположение маркировки кнопок

На рабочей поверхности кнопки или на расстоянии 10 — 15 мм слева от нее

Размер маркировки

Рельефно выделенная маркировка должна быть высотой размер не менее 15 — 40 мм

Высота рельефа

Не менее 0,8 мм

Расстояние между рабочими поверхностями кнопок

Не менее 10 мм

Расстояние между рядами кнопок приказов и другими кнопками**

-

Минимум в два раза превышающее расстояние между рабочими поверхностями кнопок

Минимальное расстояние от уровня пола до центра любой кнопки

900 мм

Максимальное расстояние от уровня пола до центра наиболее высоко расположенной кнопки

1100 мм

1200 мм (предпочтительнее 1100 мм)

Расположение кнопок

Вертикальное

Кнопки поста управления в кабине должны быть расположены:
центральная линия аварийной кнопки и кнопок управления дверями — на высоте не менее 900 мм над уровнем пола кабины;
кнопки приказов на этажи назначения — над аварийной кнопкой и кнопками управления дверями.
Кнопки приказов при однорядном горизонтальном расположении маркируют от меньших к большим слева направо. Кнопки приказов при однорядном вертикальном расположении маркируют от меньших к большим снизу вверх.
Кнопки приказов при многорядном вертикальном расположении маркируют слева направо и снизу вверх.

Минимальное расстояние от центра любой кнопки до угла ближайшей стены

500 мм

400 мм

* Регулирование проводится с учетом условий окружающей среды.

** Расстояние между аварийной кнопкой и кнопками закрывания/открывания дверей и кнопками приказов.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Общий технический регламент о безопасности лифтов Глава 1. Общие положения § 1. Цели и область применения § 2. Термины и определения Глава 2. Требования безопасности лифтов § 1. Общие требования § 2. Требования безопасности к конструкции § 3. Требования безопасности к электрическому оборудованию § 4. Требования пожарной безопасности § 5. Требования безопасности к шахтам и помещениям, предназначенным для размещения оборудования лифта § 6. Требования к сопроводительной документации Глава 3. Требования к маркировке и упаковке лифтового оборудования § 1. Требования к маркировке § 2. Требования к упаковке Глава 4. Оценка соответствия § 1. Идентификация § 2. Отбор образцов и проведение испытаний Глава 5. Ввод лифта в эксплуатацию Глава 6. Переходный период Глава 7. Государственный контроль Глава 8. Ответственность за несоблюдение требований Технического регламента Приложение

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 октября 2017 года №801
"Об утверждении Общего технического регламента о безопасности лифтов"

О документе

Номер документа:801
Дата принятия: 06/10/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:06/10/2017
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 6 октября 2017 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 10/08/2019  документом  Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства... № 661 от 10/08/2019
Вступила в силу с: 11/08/2019


Редакция от 06/03/2019, принята документом Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства... № 195 от 06/03/2019
Вступила в силу с: 07/03/2019


Первоначальная редакция от 06/10/2017