Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 4 февраля 2010 года №58

Об утверждении Положения о Центре судебной медицины

На основании части (4) статьи 12 Закона о судебной экспертизе, научно-технических и судебно-медицинских исследованиях № 1086-XIV от 23 июня 2000 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2000 г., № 144-145, ст.1056), с последующими изменениями и дополнениями, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о Центре судебной медицины (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства № 31 от 17 января 2003 г. "Об утверждении Положения о Центре судебной медицины при Министерстве здравоохранения" (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 6-8, ст.35);

пункт 19 изменений и дополнений, которые вносятся в отдельные постановления Правительства, утвержденных Постановлением Правительства № 1110 от 11 сентября 2003 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2003 г., № 204-207, ст.1177).

 

Премьер-министр

Владимир Филат

Контрассигнуют:

министр здравоохранения

 

Владимир Хотиняну

министр юстиции

Александру Тэнасе

министр внутренних дел

Виктор Катан

Утверждено Постановлением Правительства от 4 февраля 2010 года №58

Положение о Центре судебной медицины

Глава I. Общие положения

1. Центр судебной медицины (в дальнейшем - Центр) является специализированным публичным судебно-медицинским экспертным учреждением при Министерстве здравоохранения.

2. Центр является юридическим лицом со всеми правами и обязанностями, предоставленными действующим законодательством, обладает печатью с Государственным гербом и счетами в банковских учреждениях.

3. В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Республики Молдова, Уголовно-процессуальным кодексом № 122-XV от 14 марта 2003 г., Уголовным кодексом № 985-XV от 18 апреля 2002 г., Гражданским процессуальным кодексом № 255-XV от 30 мая 2003 г., Законом о судебной экспертизе, научно-технических и судебно-медицинских исследованиях № 1086-XIV от 23 июня 2000 г., Законом об охране здоровья № 411-XIII от 28 марта 1995 г., нормами международного права, другими нормативными актами и настоящим Положением.

Глава II. Миссия, основные функции, полномочия и права Центра

4. Миссия Центра состоит в способствовании свершению правосудия путем проведения судебно-медицинских экспертиз и исследований.

5. Основными функциями Центра являются:

1) участие в разработке стратегий развития в области судебной медицины и обеспечение их внедрения;

2) содействие разработке нормативных актов в области судебной экспертизы;

3) обеспечение разработки нормативных актов в области судебно-медицинской экспертизы;

4) обеспечение единой судебно-медицинской практики в республике;

5) обеспечение предоставления качественных судебно-медицинских услуг;

6) выполнение других функций, установленных законом.

6. Центр осуществляет следующие полномочия:

1) проведение судебно-медицинских экспертиз/исследований согласно действующим нормативным актам;

2) обеспечение участия экспертов Центра в уголовно-процессуальных действиях, в том числе в качестве специалистов, в соответствии с действующим законодательством;

3) выявление приоритетных проблем в области судебной медицины, принятие мер по улучшению работы Центра и обеспечению контроля за качеством судебно-медицинских услуг;

4) установление и внедрение правил, положений, инструкций и норм по проведению судебно-медицинских экспертиз/исследований;

5) участие в разработке положений, межведомственных методических указаний относительно производства судебно-медицинских экспертиз/исследований;

6) осуществление контроля качества заключений судебно-медицинских экспертиз/исследований;

7) организация, по согласованию с Министерством здравоохранения, межведомственных научных конференций и межминистерских практико-теоретических семинаров по обмену опытом, а также систематизация и публикация этой информации с целью повышения профессионального уровня судебно-медицинских экспертов;

8) участие в клинико-анатомических конференциях и письменное информирование Министерства здравоохранения о каждом случае в отдельности, когда выявлены значительные недостатки в оказании медицинской помощи населению, с целью улучшения качества медицинской помощи, предоставляемой публичными медико-санитарными учреждениями;

9) обеспечение повышения квалификации и профессиональной аттестации (включая досрочную) судебно-медицинских экспертов согласно действующим нормативным актам;

10) обеспечение материально-технического оснащения подразделений Центра;

11) ведение утвержденной судебно-медицинской документации, предоставление статистических и финансово-бухгалтерских отчетов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

7. Центр наделен следующими правами:

1) требовать у лиц или правоохранительных органов, которые ходатайствовали о проведении судебно-медицинской экспертизы/исследования, создания необходимых для их проведения условий, в том числе оплаты предоставляемых услуг;

2) проводить научную деятельность;

3) вносить Министерству здравоохранения предложения об изменении нормативных актов, регламентирующих деятельность Центра;

4) вносить предложения Министерству здравоохранения по вопросам финансирования программ развития Центра;

5) привлекать инвестиции путем разработки проектов институционального развития Центра;

6) изменять, с согласия Министерства здравоохранения, организационную структуру Центра;

7) сотрудничать и налаживать научно-практические связи с судебно-медицинскими и другими аналогичными учреждениями в стране и за рубежом, организациями, практикующими деятельность, связанную с судебной медициной, в том числе в области подготовки и повышения квалификации, в соответствии с международными соглашениями, конвенциями и договорами.

Глава III. Организация деятельности Центра

8. Управление Центром.

Центром руководит директор, который назначается на должность и освобождается от должности приказом министра здравоохранения.

Заместитель директора Центра назначается на должность и освобождается от должности приказом министра здравоохранения по предложению директора Центра. Заместитель директора подчиняется непосредственно директору Центра и осуществляет свою деятельность в пределах обязанностей, установленных в служебной инструкции.

На должность директора и заместителя директора Центра могут быть назначены судебно-медицинские эксперты, имеющие высшую категорию или научную степень.

9. Директор осуществляет следующие основные полномочия:

1) осуществляет управление деятельностью Центра;

2) представляет Центр во взаимоотношениях с публичными органами, с физическими и юридическими лицами, с правоохранительными органами;

3) обеспечивает соблюдение законодательства в области судебно-медицинской экспертизы и исследований, выполнение миссии и полномочий Центра;

4) обеспечивает внедрение новых методов в проведении судебно-медицинских исследований;

5) утверждает положения о деятельности подразделений, положения и инструкции по проведению судебно-медицинских экспертиз/исследований;

6) нанимает и увольняет сотрудников Центра, распределяет служебные обязанности и определяет степень их ответственности, обеспечивает проведение аттестации и повышение квалификации, а также принимает меры по их поощрению согласно действующему законодательству;

7) ежегодно представляет Национальному центру судебной экспертизы при Министерстве юстиции список отечественных судебно-медицинских экспертов для внесения их в Государственный реестр аттестованных судебных экспертов;

8) незамедлительно информирует Министерство здравоохранения и другие отраслевые органы о чрезвычайных ситуациях;

9) организует рассмотрение жалоб и ходатайств, адресованных Центру, и принимает меры по их решению;

10) обеспечивает эффективное использование финансовых средств в соответствии с действующими нормативными актами;

11) организует материально-техническое обеспечение Центра.

Директор может делегировать некоторые полномочия, связанные с организацией и проведением судебно-медицинских исследований/экспертиз, в том числе по оказанию платных услуг, заместителю директора и заведующим подразделениями Центра.

В отсутствие директора его обязанности исполняет заместитель директора Центра, и в порядке исключения - один из заведующих подразделением Центра.

10. Заместитель директора осуществляет следующие основные полномочия:

1) координирует и принимает меры по улучшению качества работы по экспертизе в подразделениях Центра;

2) организует проведение клинических конференций и обеспечивает участие судебно-медицинских экспертов в клинико-анатомических конференциях;

3) контролирует функционирование, эксплуатацию и ремонт лабораторной аппаратуры и организует ее метрологический контроль;

4) контролирует соблюдение режима работы и дисциплины при исполнении сотрудниками служебных обязанностей;

5) предоставляет консультативную помощь в связи с проведением судебно-медицинских экспертиз.

11. Структура Центра и коллегиальный орган

Организационная структура и штатное расписание Центра утверждаются министром здравоохранения по предложению директора.

В состав Центра входят научно-аналитический сектор, отдел оценки и мониторинга, республиканские (комиссионные и лабораторные отделения) и территориальные судебно- медицинские подразделения.

Все подразделения Центра осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, инструкциями, методическими указаниями и другими нормативными актами, утвержденными приказом директора, регулирующими проведение различных видов судебно-медицинских исследований.

Коллегиальным органом по координации деятельности и перспективному развитию Центра в организационно-методологическом и научно-клиническом планах является Административный совет, в состав которого входят директор и заместитель директора Центра, заведующий Кафедрой судебной медицины Государственного университета медицины и фармации им. Николае Тестемицану, главный специалист Министерства здравоохранения по судебно-медицинским вопросам и 2-4 судебно-медицинских эксперта высокой квалификации. Положение и персональный состав Административного совета утверждаются приказом директора Центра, который, как правило, является председателем Совета.

Территориальные судебно-медицинские подразделения расположены в центрах административно-территориальных единиц и под руководством судебно-медицинских экспертов предоставляют данным административно-территориальным единицам судебно-медицинские услуги.

12. Центр выполняет следующие виды судебно-медицинских экспертиз и исследований:

1) трупов, частей трупов;

2) потерпевших и, на основании медицинских документов, материалов уголовных дел, гражданских дел и других материалов для установления:

а) тяжести телесных повреждений;

b) состояния здоровья, симуляции, диссимуляции, аггравации, искусственных болезней, самоповреждений;

с) спорных половых состояний и случаев агрессии сексуального характера;

d) алкогольного и наркотического опьянения;

е) возраста и личности;

f) объема общей и профессиональной трудоспособности;

3) биологические;

4) установление отцовства-материнства;

5) токсико-наркологические;

6) медико-криминалистические, в том числе трасологические и установления личности по костным останкам;

7) гистопатологические;

8) другие судебно-медицинские исследования в соответствии с действующим законодательством.

13. Проведение судебно-медицинских экспертиз/исследований

Судебно-медицинская экспертиза и исследования проводятся штатными судебно-медицинскими экспертами Центра, работниками Кафедры судебной медицины Государственного университета медицины и фармации имени Николае Тестемицану, а при необходимости - и делегированными судебно-медицинскими экспертами.

Центр обеспечивает в непрерывном режиме: осмотр трупа на месте происшествия, срочное вскрытие трупов в исключительных случаях, освидетельствование в случаях сексуального насилия, а также в иных случаях, когда существует угроза исчезновения некоторых средств доказывания или изменения обстоятельств.

Биологический материал, отобранный в процессе исследования трупов и живых лиц в территориальных подразделениях, упаковывается надлежащим образом судебно-медицинским экспертом и направляется в соответствующие лаборатории Центра для их дальнейшего исследования.

По ходатайству судебно-медицинского эксперта публичные медико-санитарные учреждения способствуют проведению судебно-медицинской экспертизы/исследования путем предоставления консультаций специалистов, проведения параклинических исследований.

14. Право первой подписи на всех документах Центра принадлежит директору.

В отсутствие директора право первой подписи отводится приказом заместителю директора.

Подпись на документах Центра ставится в письменном виде.

15. Для разработки некоторых специфических проектов или выполнения специальных функций Центр может создавать, на определенные сроки, рабочие группы.

Глава IV. Специальные положения

16. Финансирование и содержание Центра

Источниками финансирования Центра являются ассигнования из государственного бюджета и специальные средства, получаемые от физических и юридических лиц за предоставление платных судебно-медицинских услуг, а также другие законные средства.

По уголовным делам расходы на производство экспертиз финансируются из государственного бюджета, за исключением случая, предусмотренного частью (2) статьи 142 Уголовно-процессуального кодекса Республики Молдова.

Оплата судебных экспертиз по гражданским делам, а также оплата судебно-медицинских исследований осуществляется стороной, по ходатайству которой проводится экспертиза или исследование, на что указывается в заключении инстанции, в заявлении или в обращении об осуществлении соответствующего исследования.

Цены и способы внесения платы за проведение судебно-медицинской экспертизы/исследования предусмотрены действующими нормативными актами.

17. Центр является клинический базой Государственного университета медицины и фармации имени Николае Тестемицану.

Центр способствует процессу высшего медицинского и правового образования, обучению, усовершенствованию и аттестации специалистов.

Центр может быть клинической базой и для других образовательных учреждений в соответствии с двусторонними соглашениями, заключенными в соответствии с действующим законодательством.

18. Бесплатная охрана Центра обеспечивается полицией, которая передается в распоряжение Центра Министерством внутренних дел.

19. Реорганизация или ликвидация Центра осуществляются в соответствии с действующим законодательством.